Выставочный бум

11.10.2012

Сразу четыре выставки работают в эти дни в стенах Десятинного монастыря. Несмотря на разноплановость, они отлично дополняют друг друга, в чем можно убедиться, посетив Музей художественной культуры Новгородской земли.

 Во славу Новгорода

Тон всему задает художественная выставка, посвященная зарождению российской государственности. Но по сути это признание в любви Великому Новгороду, гимн его красоте и величию, «спетый» ведущими новгородскими художниками.

Представленные работы тематически разделены на три зала: Новгород древний, послевоенный и сегодняшний. Встречает посетителей полотно архитектора-реставратора Григория Штендера, бывшего также прекрасным живописцем, «Прощание новгородских воинов перед битвой с тевтонами». Мощные, еще сложенные из крупных валунов кремлевские стены, хрупкая фигурка девушки, провожающей суженого… Здесь же триптих народного художника Дмитрия Журавлева, посвященный святым – хранителям нашего города, жанровое полотно из цикла «Вечу не быти» недавно ушедшего из жизни Сергея Рубцова, совершенно необычный по композиции и живописному исполнению «Сигтунский крест» Олега Васильева и перекликающиеся с ним картины Николая Локотькова,  обдумывающий жестокую расправу над новгородцами Иван Грозный в работах Бориса Непомнящего…  И в абсолютной гармонии с этим залом фантасмагорийные работы Галины Булганиной. Чего стоит красна девица, лихо катающаяся по Волхову верхом на «новгородском коркодиле»!

Во втором зале доминанту задает триптих Юрия Ерышева «Разрушенный, но непокорённый» – израненный кремль, святые колокола на грязном снегу… Незаслуженно редко выставляющаяся работа. Здесь также много картин Ильи Кушнира и Семена Пустовойтова. В уголке – не сразу и разглядишь – два любопытных офорота: на работе Владимира Скляренко изображено строительство театра драмы, а на гравюре Эдуарда Иванова – празднование 1125-летия Новгорода. Не поверите, но отличий от празднования 1150-летия не так и много, особенно, если убрать с работы советские лозунги.

Третий зал, пожалуй, наиболее фантазийный. Здесь также есть «портреты» Новгорода и окрестностей,  образы современных новгородцев, но хочется остановиться на двух необычных работах. Полотно Галины Филипповой, посвященное новгородскому реставратору Нинель Николаевне Кузьминой, выполнено по той же схеме, как пишутся жития святых, – сама героиня, поднявшаяся в рост колокольни Десятинного монастыря и нежно ее обнимающая, в окружении спасенных ею новгородских святынь. Работа написана с любовью и мягким юмором. Вторая картина – Светланы Ивановой «Прогулка по Ильина улице» также решена необычно.

– Мне говорили «Так не пишут!», а я взяла и написала, – говорит автор. – И заметьте, здесь все достоверно, даже разрисованные стены. Видите на крыше, на трубе, надпись «1 мая» – она там есть!

К сожалению, невозможно упомянуть всех авторов, принявших участие в проекте, но каждая работа на выставке интересна и неповторима,  со своим ритмом, дыханием. А главное – это редкая возможность увидеть наш город глазами нескольких поколений художников, многих из которых уже нет с нами…

 

Сохраненные

От них не оторвать глаз, настолько высокохудожественно выполнены представленные здесь кресты, иконы, складни. Они были созданы в технике медного литья в XVIII-XIX веках и собраны в единую частную коллекцию нашим современником, пожелавшим сохранить инкогнито.

Представленные на выставке предметы охватывают все разнообразие меднолитной пластики. Это иконы, хранившиеся в домах, и маленькие иконки, которые носили поверх одежды. Например, совершенно удивительная по форме и исполнению икона «Чудо Георгия о змие». Есть здесь складни – как киотные, так и небольшие, сопровождавшие человека во всех жизненных странствиях. На выставке представлены и несколько крестов, самый редкий из которых – «Большое патриаршее Распятие».

Эта выставка своей внутренней духовностью замечательно перекликается с предыдущей.

 

«Пролетарий». Расцвет

Экспозиционные стенды в холле заняла коллекция, отсылающая к недавнему, но славному прошлому завода «Пролетарий», – изделия из фарфора, выпущенные здесь с 1920-х до начала нынешнего века.

Самая почтенная по возрасту изящная селедочница 1923 года с нежным, еще «кузнецовским» рисунком – до национализации фабрики в 1918 году здесь делали красивейшие кофейники, чайные пары, столовые и декоративные тарелки. Мастера бережно хранили профессиональные секреты – формы и виды росписи. Но все чаще приходилось внедрять в роспись «новый быт города», «весенний сев»… В советский период расцвет пришелся на 1970-е годы – выпускалось 48 млн изделий в год,  некоторые из них можно увидеть на выставке. А также те, с помощью которых пытались спасти предприятие в период упадка – в 2004 году здесь начали делать вазы и чашки, которые только приглядевшись можно отличить от натуральных малахитовых и яшмовых. 17 декабря 2008 года завод остановился.

 

Первый вернисаж

Открывать проект в этом году выпала честь воспитаннице арт-студии «Оранжевое солнце» при «Алых парусах» 12-летней Варваре Липатовой, ученице Лидии Анатольевны Кошелевой. С шести лет занимается она в изостудии, и уже первые работы, как можно увидеть на выставке, отличаются насыщенностью красок и оптимистичным взглядом на мир. Последние работы смело можно назвать картинами, позволяющими заглянуть во внутренний мир юной художницы: важный кот с медалью «Первое место» в окружении веселых одуванчиков, красочный Новгород, нежный ангел, охраняющий город…

Варя – участница и победитель многих выставок и фестивалей. Признается, что любит полежать с книжкой, купаться в речке, пробежаться босиком по мягкой траве. А в будущем мечтает стать ландшафтным дизайнером. И, может быть, именно ее фантазия поможет преобразить наш город, сделав его ещё краше.



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.