Сразу четыре выставки работают в эти дни в стенах Десятинного монастыря. Несмотря на разноплановость, они отлично дополняют друг друга, в чем можно убедиться, посетив Музей художественной культуры Новгородской земли.

 Во славу Новгорода

Тон всему задает художественная выставка, посвященная зарождению российской государственности. Но по сути это признание в любви Великому Новгороду, гимн его красоте и величию, «спетый» ведущими новгородскими художниками.

Представленные работы тематически разделены на три зала: Новгород древний, послевоенный и сегодняшний. Встречает посетителей полотно архитектора-реставратора Григория Штендера, бывшего также прекрасным живописцем, «Прощание новгородских воинов перед битвой с тевтонами». Мощные, еще сложенные из крупных валунов кремлевские стены, хрупкая фигурка девушки, провожающей суженого... Здесь же триптих народного художника Дмитрия Журавлева, посвященный святым – хранителям нашего города, жанровое полотно из цикла «Вечу не быти» недавно ушедшего из жизни Сергея Рубцова, совершенно необычный по композиции и живописному исполнению «Сигтунский крест» Олега Васильева и перекликающиеся с ним картины Николая Локотькова,  обдумывающий жестокую расправу над новгородцами Иван Грозный в работах Бориса Непомнящего...  И в абсолютной гармонии с этим залом фантасмагорийные работы Галины Булганиной. Чего стоит красна девица, лихо катающаяся по Волхову верхом на «новгородском коркодиле»!

Во втором зале доминанту задает триптих Юрия Ерышева «Разрушенный, но непокорённый» – израненный кремль, святые колокола на грязном снегу... Незаслуженно редко выставляющаяся работа. Здесь также много картин Ильи Кушнира и Семена Пустовойтова. В уголке – не сразу и разглядишь – два любопытных офорота: на работе Владимира Скляренко изображено строительство театра драмы, а на гравюре Эдуарда Иванова – празднование 1125-летия Новгорода. Не поверите, но отличий от празднования 1150-летия не так и много, особенно, если убрать с работы советские лозунги.

Третий зал, пожалуй, наиболее фантазийный. Здесь также есть «портреты» Новгорода и окрестностей,  образы современных новгородцев, но хочется остановиться на двух необычных работах. Полотно Галины Филипповой, посвященное новгородскому реставратору Нинель Николаевне Кузьминой, выполнено по той же схеме, как пишутся жития святых, – сама героиня, поднявшаяся в рост колокольни Десятинного монастыря и нежно ее обнимающая, в окружении спасенных ею новгородских святынь. Работа написана с любовью и мягким юмором. Вторая картина – Светланы Ивановой «Прогулка по Ильина улице» также решена необычно.

– Мне говорили «Так не пишут!», а я взяла и написала, – говорит автор. – И заметьте, здесь все достоверно, даже разрисованные стены. Видите на крыше, на трубе, надпись «1 мая» – она там есть!

К сожалению, невозможно упомянуть всех авторов, принявших участие в проекте, но каждая работа на выставке интересна и неповторима,  со своим ритмом, дыханием. А главное – это редкая возможность увидеть наш город глазами нескольких поколений художников, многих из которых уже нет с нами...

 

Сохраненные

От них не оторвать глаз, настолько высокохудожественно выполнены представленные здесь кресты, иконы, складни. Они были созданы в технике медного литья в XVIII-XIX веках и собраны в единую частную коллекцию нашим современником, пожелавшим сохранить инкогнито.

Представленные на выставке предметы охватывают все разнообразие меднолитной пластики. Это иконы, хранившиеся в домах, и маленькие иконки, которые носили поверх одежды. Например, совершенно удивительная по форме и исполнению икона «Чудо Георгия о змие». Есть здесь складни – как киотные, так и небольшие, сопровождавшие человека во всех жизненных странствиях. На выставке представлены и несколько крестов, самый редкий из которых – «Большое патриаршее Распятие».

Эта выставка своей внутренней духовностью замечательно перекликается с предыдущей.

 

«Пролетарий». Расцвет

Экспозиционные стенды в холле заняла коллекция, отсылающая к недавнему, но славному прошлому завода «Пролетарий», – изделия из фарфора, выпущенные здесь с 1920-х до начала нынешнего века.

Самая почтенная по возрасту изящная селедочница 1923 года с нежным, еще «кузнецовским» рисунком – до национализации фабрики в 1918 году здесь делали красивейшие кофейники, чайные пары, столовые и декоративные тарелки. Мастера бережно хранили профессиональные секреты – формы и виды росписи. Но все чаще приходилось внедрять в роспись «новый быт города», «весенний сев»... В советский период расцвет пришелся на 1970-е годы – выпускалось 48 млн изделий в год,  некоторые из них можно увидеть на выставке. А также те, с помощью которых пытались спасти предприятие в период упадка – в 2004 году здесь начали делать вазы и чашки, которые только приглядевшись можно отличить от натуральных малахитовых и яшмовых. 17 декабря 2008 года завод остановился.

 

Первый вернисаж

Открывать проект в этом году выпала честь воспитаннице арт-студии «Оранжевое солнце» при «Алых парусах» 12-летней Варваре Липатовой, ученице Лидии Анатольевны Кошелевой. С шести лет занимается она в изостудии, и уже первые работы, как можно увидеть на выставке, отличаются насыщенностью красок и оптимистичным взглядом на мир. Последние работы смело можно назвать картинами, позволяющими заглянуть во внутренний мир юной художницы: важный кот с медалью «Первое место» в окружении веселых одуванчиков, красочный Новгород, нежный ангел, охраняющий город...

Варя – участница и победитель многих выставок и фестивалей. Признается, что любит полежать с книжкой, купаться в речке, пробежаться босиком по мягкой траве. А в будущем мечтает стать ландшафтным дизайнером. И, может быть, именно ее фантазия поможет преобразить наш город, сделав его ещё краше.