19 октября в 18-00 в Новгородском центре современного искусства откроются сразу три выставки. С недавних пор сотрудники Центра «обкатывают» два слова – мультиплекс и стереоскопия. Это когда много всего, в одном месте и с разных сторон. Чтобы зритель ощущал себя в центре разнообразия культурных событий, имел возможность сравнивать масштабы, догадываться об истоках, раздвигать эстетический горизонт.

 

Проект Венгерского музея фотографии, РОСФОТО и НЦСИ называется «Венгерские мастера фотографии». Но на нём представлены шедевры всемирно известных фотохудожников, которых объединяет только происхождение. Андре Кертеш, Ласло Мохоли-Надь, Брассай, Мартин Мункачи, Роберт Капа – все они в разное время уехали из Венгрии. Все работали в Берлине, потом в Париже и США, выработав каждый свой неповторимый стиль и пройдя уникальный творческий путь. Мункачи - это чувство момента, быстрота реакции, авантюризм, поиск сенсаций, которых ждала публика эпохи индустриализации прессы. Кертеш – это чувствительность и внимание к духовным переживаниям человека, стремление к гуманизму, столь востребованному в европейской культуре середины XX века. Брассай – сюрреалист в фотографии, его тема – таинственность в повсе- дневности. Капа распахнул нам мир, попавший в зависимость от визуальных свидетельств. Этот военный корреспондент, открывший закон непосредственной близости к событию, говорил, что если ваш снимок недостаточно хорош, значит, вы были недостаточно близко. Он и погиб в Индокитае, подорвавшись на противопехотной мине. Мохоли – это знаменитый Баухаус, мастер, исповедующий идеологию всеобщей мобилизации на проектирование будущего и перестройку социума.

100 фотографий, среди которых первые опыты Кертеша, дебютные снимки Мункачи для модных журналов и едва не погибшие в лаборатории сцены десанта 1944 года в Нормандии, сделанные Капой, отражают, помимо прочего, тему творческой судьбы в историческом контексте.

«Сокровенное» – работы Ярослава Сухова, одного из основателей некогда знаменитой группы «Остров». Философская живопись, своеобразное преломление сюрреалистических образов, попавших на русскую почву в середине 80-х. Подчёркивая литературоцентричность художника, о нём писали, что он стремится прежде всего выразить Мысль, найти обобщение явления, передать самое трудное – движение Мысли, её динамику, подняться до Символа.

Выставка «Псков-АРТа». Движение, возникшее совсем недавно, но успевшее поколебать привычные представления о современном искусстве в русской провинции и резко изменившее культурный ландшафт Пскова. В объединение входят около 20 человек. Имена Эдуарда Шарипова и Анатолия Жбанова уже известны в России благодаря проекту «Крестодвижение», который показывался и у нас в Центре.

Все выставки будут работать до 11 ноября в Новгородском центре современного искусства (культурный центр «Диалог», Б. Московская, 37/9) с 11-00 до 19-00, кроме понедельника. Справки – 946079.