Фестивальное цунами
Разрушительная природная стихия буянит, как правило, на океанической периферии. К счастью, Великий Новгород застрахован от социально-культурных катаклизмов как раз своей провинциальной периферийностью. Со всеми характерными плюсами-минусами живописного cтоличного «пригорода». С одной стороны, мегаполисы, как ненасытные чёрные дыры, систематически перекачивают в себя свежий демографический капитал (молодёжь), а с другой стороны, призывают оставшееся на плаву население поглощать соцпакет массовой культуры сугубо централизованно, равняясь на узаконенные в обеих столицах стереотипы.
Прокатившаяся по городу волна кинофестивалей: «Сталкер», «Первый Шаг», «Вече», «Китоврас» – особого морально-экономического ущерба нам, вроде бы, не нанесла: во-первых, сеансы халявные; во-вторых, в этом году у горожан просто голова пухнет от круговерти культурно-значимых событий; в-третьих, реклама всех этих мероприятий проникла не в каждый дом. Весьма тяжёлый на подъём зрелый обыватель привычно поглощает духовно-культурные ценности из теленовостей, а свободные от Интернета 25 тысяч школьников и студентов оттягиваются по интересам в спортивных секциях да клубных тусовках.
Накрыть нас всех в кинозалах пока никакое фестивальное цунами не в силах. Как ни крути, мы люди деревенские. Всенародное гулянье под фонограмму, с семечками, пивком и фейерверком нам приятней, нежели упёртое сидение в тёмных кинозалах под разговор о проблемах, которые реально никто решать не собирается.
Фестиваль по определению – это некоммерческое, чисто культурологическое явление. Он призван добавлять в нашу опостылевшую повседневность положительные эмоции, человеческое взаимопонимание, хорошее настроение, толерантность, оптимизм. При этом едва ли не главный смысл праздника – массовость и добровольное участие коренного населения в обнимку с гостями-туристами, а также некоторое послабление общепринятых норм при соблюдении элементарной физической безопасности.
Но искусство – дело вкуса. Каждый из нас предпочитает своё, конкретное: жизнелюбивые пенсионеры ценят комедию, мелодраму, историческое кино; суицидальные тинейджеры тащатся от кровопролитных боевиков и мистики; авангард привлекает интеллигенцию; арт-хаус колбасит профессиональную элиту в лице самих авторов и критиков. В такой ситуации многожанровый, эффектно поданный кинофорум позволяет расширить кругозор разных зрительских аудиторий. Согласимся: гораздо интересней окунуться в какой-либо один масштабный проект (вроде Ганзейских дней), чем регулярно нырять в разноплановые, но при этом концептуально вполне однотипные фестивали.
Три десятка лет знакомя новгородцев с шедеврами мирового кинематографа, общаясь с детьми и родителями, обучая студентов, устраивая встречи с режиссёрами в кинозалах, на радио и телевидении, я привык иметь дело со зрителем, активно интересующимся кинопроцессом. Домашнее видео, компьютер хотя порядком потеснили, но до сих пор не могут отменить интерес к большому кино. Экранный аттракцион в любом формате и качестве продолжает собирать свою кассу. Но сейчас продвинутый зритель особенно ценит личностное, авторское кино.
Кто-то, снимая кино, пытается предотвратить у себя разрыв мозга; кто-то видит в этом способ сугубо личностного человеческого общения; кто-то таким образом сублимирует вуайеризм; а кто-то доказывает себе и другим свою неповторимую индивидуальность. Талантливыми сценаристами, режиссёрами, операторами, актёрами наш Великий Новгород способен достойно конкурировать с иными столицами. Алла Осипова, Александр Штукин, Денис Малявин, Григорий Бойцов, Елена Кулешова, Константин Каличинов, Иван Егоров, Сергей Арсентьев, Севастьян Данилов – либо своим ярким дебютом, либо на протяжении уже целого ряда лет демонстрируют серьёзные, позитивно заряженные, неповторимые вещи.
Некоторые авторы сами ищут и находят путь к зрителю, но некоторых приходится прямо-таки насильно заталкивать в творческие конкурсы. Лично я делаю это не из вредности, а из соображений гуманной педагогики: конкурентность, безусловно, важна. По жизни каждый человек обязан стремиться к своей наивысшей точке, не разменивая драгоценное золото уникального таланта на ржавые пятаки банальщины.
Заманчивая авантюра – превратить исторический центр России до кучи в фестивальный европейский городок – вроде вполне оправдана и актуальна. Демографическая ситуация позволяет нам конкурировать даже с престижными Каннами – там у них всего-ничего 70 тысяч населения против наших 220. Менталитет велигородцев (правда, уже изрядно разжиженный вынужденными мигрантами), пока ещё нормально держится на среднем европейском уровне, да и комарьё досаждает всего три месяца в году, пока мы на даче.
Отчего же фестивальное лоскутное одеяльце, которое заезжие энтузиасты на нас заботливо натягивают, регулярно расползается по швам? Хотя и госсубсидии есть, и спонсоры, и продуктивные авторы, и площадок для просмотра фильмов тоже пока хватает.
Всё потому, что лебедь, рак да щука везти собрались воз… Само собой, не бывает фестивалей без энтузиазма. Однако, как и в любом стихийном деле, волны гасят друг друга. Очевидно, назрела необходимость в продуманном, финансово согласованном плане организации, проведения и медийной поддержки всех фестивальных программ, причём, в плане, не столько административной отчётности, сколько живой перспективой реализации программ социального и культурного развития города, а также региона в целом. Инициативные группы у нас всегда наготове. Осталось определиться с выбором курса и, соответственно, с управлением единым культурно-образовательным процессом.