Фестивальное цунами

25.10.2012

Разрушительная природная стихия буянит, как правило, на океанической периферии. К счастью, Великий Новгород застрахован от социально-культурных катаклизмов как раз своей провинциальной периферийностью. Со всеми характерными плюсами-минусами живописного cтоличного «пригорода». С одной стороны, мегаполисы, как ненасытные чёрные дыры, систематически перекачивают в себя свежий демографический капитал (молодёжь), а с другой стороны, призывают оставшееся на плаву население поглощать соцпакет массовой культуры сугубо централизованно, равняясь на узаконенные в обеих столицах стереотипы.

Прокатившаяся по городу волна кинофестивалей: «Сталкер», «Первый Шаг», «Вече», «Китоврас» – особого морально-экономического ущерба нам, вроде бы, не нанесла: во-первых, сеансы халявные; во-вторых, в этом году у горожан просто голова пухнет от круговерти культурно-значимых событий; в-третьих, реклама всех этих мероприятий проникла не в каждый дом. Весьма тяжёлый на подъём зрелый обыватель привычно поглощает духовно-культурные ценности из теленовостей, а свободные от Интернета 25 тысяч школьников и студентов оттягиваются по интересам в спортивных секциях да клубных тусовках.

Накрыть нас всех в кинозалах пока никакое фестивальное цунами не в силах. Как ни крути, мы люди деревенские. Всенародное гулянье под фонограмму, с семечками, пивком и фейерверком нам приятней, нежели упёртое сидение в тёмных кинозалах под разговор о проблемах, которые реально никто решать не собирается.

Фестиваль по определению – это некоммерческое, чисто культурологическое явление. Он призван добавлять в нашу опостылевшую повседневность положительные эмоции, человеческое взаимопонимание, хорошее настроение, толерантность, оптимизм. При этом едва ли не главный смысл праздника – массовость и добровольное участие коренного населения в обнимку с гостями-туристами, а также некоторое послабление общепринятых норм при соблюдении элементарной физической безопасности.

Но искусство – дело вкуса. Каждый из нас предпочитает своё, конкретное: жизнелюбивые пенсионеры ценят комедию, мелодраму, историческое кино; суицидальные тинейджеры  тащатся от кровопролитных боевиков и мистики; авангард привлекает интеллигенцию; арт-хаус колбасит профессиональную элиту в лице самих авторов и критиков. В такой ситуации многожанровый, эффектно поданный кинофорум позволяет расширить кругозор разных зрительских аудиторий. Согласимся: гораздо интересней окунуться в какой-либо один масштабный проект (вроде Ганзейских дней), чем регулярно нырять в разноплановые, но при этом концептуально вполне однотипные фестивали.

Три десятка лет знакомя новгородцев с шедеврами мирового кинематографа, общаясь с детьми и родителями, обучая студентов, устраивая встречи с режиссёрами в кинозалах, на радио и телевидении, я привык иметь дело со зрителем, активно интересующимся кинопроцессом. Домашнее видео, компьютер хотя порядком потеснили, но до сих пор не могут отменить интерес к большому кино. Экранный аттракцион в любом формате и качестве продолжает собирать свою кассу. Но сейчас продвинутый зритель особенно ценит личностное, авторское кино.

Кто-то, снимая кино, пытается предотвратить у себя разрыв мозга; кто-то видит в этом способ сугубо личностного человеческого общения; кто-то таким образом сублимирует вуайеризм; а кто-то доказывает себе и другим свою неповторимую индивидуальность. Талантливыми сценаристами, режиссёрами, операторами, актёрами наш Великий Новгород способен достойно конкурировать с иными столицами. Алла Осипова, Александр Штукин, Денис Малявин, Григорий Бойцов, Елена Кулешова, Константин Каличинов, Иван Егоров, Сергей Арсентьев, Севастьян Данилов – либо своим ярким дебютом, либо на протяжении уже целого ряда лет демонстрируют серьёзные, позитивно заряженные, неповторимые вещи.

Некоторые авторы сами ищут и находят путь к зрителю, но некоторых приходится прямо-таки насильно заталкивать в творческие конкурсы. Лично я делаю это не из вредности, а из соображений гуманной педагогики: конкурентность, безусловно, важна. По жизни каждый человек обязан стремиться к своей наивысшей точке, не разменивая драгоценное золото уникального таланта на ржавые пятаки банальщины.

Заманчивая авантюра – превратить исторический центр России до кучи в фестивальный европейский городок – вроде вполне оправдана и актуальна. Демографическая ситуация позволяет нам конкурировать даже с престижными Каннами – там у них всего-ничего 70 тысяч населения против наших 220. Менталитет велигородцев (правда, уже изрядно разжиженный вынужденными мигрантами), пока ещё нормально держится на среднем европейском уровне, да и комарьё досаждает всего три месяца в году, пока мы на даче.

Отчего же фестивальное лоскутное одеяльце, которое заезжие энтузиасты на нас заботливо натягивают, регулярно расползается по швам? Хотя и госсубсидии есть, и спонсоры, и продуктивные авторы, и площадок для просмотра фильмов тоже пока хватает.

Всё потому, что лебедь, рак да щука везти собрались воз… Само собой, не бывает фестивалей без энтузиазма. Однако, как и в любом стихийном деле, волны гасят друг друга. Очевидно, назрела необходимость в продуманном, финансово согласованном плане организации, проведения и медийной поддержки всех фестивальных программ, причём, в плане, не столько административной отчётности, сколько живой перспективой реализации программ социального и культурного развития города, а также региона в целом. Инициативные группы у нас всегда наготове. Осталось определиться с выбором курса и, соответственно, с управлением единым культурно-образовательным процессом.



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.