С Урала, как и мы…

25.10.2012

Так пел в своё время Высоцкий о венграх. Наверное, имел в виду, что Европа в головах, а не в месте происхождения или проживания. Выставка венгерской фотографии, открывшаяся в Новгородском центре современного искусства, это подтверждает. 5 имён – Брассай, Кертеш, Мохоли-Надь, Капа и Мункачи. Все они родились в Венгрии, все покинули её по разным причинам. Пересекая и так уже стирающиеся культурные границы, работали в Берлине, Париже, Нью-Йорке. Все стали фотографами с мировыми именами и каждый проложил свой собственный путь.

Венгерский музей фотографии и объединил этих мастеров в одну выставку, потому что это примеры разнонаправленного и мощного творчества, в котором венгерское и мешается с европейским, превращаясь в великое интернациональное.

Например, Мартин Мункачи (1896-1946)- родоначальник жанра фотографии моды. Этот, в прошлом, маляр, декоратор и журналист сумел увидеть, что модели застывают перед объективом, и попробовал снимать их в движении (появился даже вполне солидный термин «движение Мункачи»). В 1934 г. он стал самым высокооплачиваемым фотожурналистом, придерживаясь одной нехитрой установки – увидеть в тысячную долю секунды то, что обычные люди равнодушно упускают из вида, а в следующую тысячную долю суметь сфотографировать увиденное.

Или Ласло Мохоли-Надь (1895-1946) – юрист, солдат Первой мировой, в госпитале начал рисовать и дорисовался до того, что великий Гроппиус пригласил его преподавать в знаменитый Баухаус. Его фотограммы, фотомонтажи, эксперименты со светом, тенью, массой и пространством позволили изображать реальность в новой манере. Как и все в Баухаусе, этот мастер обращался и к социальной действительности, пытался через предметный мир, корректировку художественных инстинктов изменить жизнь людей.

Андре Кертеш (1894-1985), будапештский клерк, занявшись фотографией,  сформировал свой особенный стиль, глубоко гуманистический и субъективный. Сделав блестящую карьеру (кстати, Кертеш – единственный из фотографов, награждённый высшим орденом Венгрии), он с полным правом называется сейчас одним из крупнейших фотохудожников. Даже Картье-Брессон говорил, что всё, что мы делаем, уже сделал Кертеш.

Роберт Капа (1913-1954) – его называли величайшим военным фотографом в мире. Но работал он просто – «Если ваши фотографии недостаточно хороши, значит, вы были недостаточно близко». Он снимал все военные конфликты, но славу ему принесла Испания 1936 года и Нормандия 1944. Погиб Капа в Индокитае от взрыва противопехотной мины.

Брассай (1899-1984) – единственный из всех получивший серьёзное художественное образование. Он всегда хотел быть только художником, поэтому фотографии публиковал под псевдонимом «Брассай» (городок, где он родился), а картины подписывал подлинной фамилией Халас в надежде, что они принесут ему славу. Но вышло наоборот, и именно альбом «Ночной Париж» принёс международное признание.

Выставка «Венгерские мастера фотографии» будет работать в Новгородском центре современного искусства (культурный центр «Диалог», Б.Московская, 37/9) с 11-00 до 19-00, кроме понедельника.



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.