С Урала, как и мы…
Так пел в своё время Высоцкий о венграх. Наверное, имел в виду, что Европа в головах, а не в месте происхождения или проживания. Выставка венгерской фотографии, открывшаяся в Новгородском центре современного искусства, это подтверждает. 5 имён – Брассай, Кертеш, Мохоли-Надь, Капа и Мункачи. Все они родились в Венгрии, все покинули её по разным причинам. Пересекая и так уже стирающиеся культурные границы, работали в Берлине, Париже, Нью-Йорке. Все стали фотографами с мировыми именами и каждый проложил свой собственный путь.
Венгерский музей фотографии и объединил этих мастеров в одну выставку, потому что это примеры разнонаправленного и мощного творчества, в котором венгерское и мешается с европейским, превращаясь в великое интернациональное.
Например, Мартин Мункачи (1896-1946)- родоначальник жанра фотографии моды. Этот, в прошлом, маляр, декоратор и журналист сумел увидеть, что модели застывают перед объективом, и попробовал снимать их в движении (появился даже вполне солидный термин «движение Мункачи»). В 1934 г. он стал самым высокооплачиваемым фотожурналистом, придерживаясь одной нехитрой установки – увидеть в тысячную долю секунды то, что обычные люди равнодушно упускают из вида, а в следующую тысячную долю суметь сфотографировать увиденное.
Или Ласло Мохоли-Надь (1895-1946) – юрист, солдат Первой мировой, в госпитале начал рисовать и дорисовался до того, что великий Гроппиус пригласил его преподавать в знаменитый Баухаус. Его фотограммы, фотомонтажи, эксперименты со светом, тенью, массой и пространством позволили изображать реальность в новой манере. Как и все в Баухаусе, этот мастер обращался и к социальной действительности, пытался через предметный мир, корректировку художественных инстинктов изменить жизнь людей.
Андре Кертеш (1894-1985), будапештский клерк, занявшись фотографией, сформировал свой особенный стиль, глубоко гуманистический и субъективный. Сделав блестящую карьеру (кстати, Кертеш – единственный из фотографов, награждённый высшим орденом Венгрии), он с полным правом называется сейчас одним из крупнейших фотохудожников. Даже Картье-Брессон говорил, что всё, что мы делаем, уже сделал Кертеш.
Роберт Капа (1913-1954) – его называли величайшим военным фотографом в мире. Но работал он просто – «Если ваши фотографии недостаточно хороши, значит, вы были недостаточно близко». Он снимал все военные конфликты, но славу ему принесла Испания 1936 года и Нормандия 1944. Погиб Капа в Индокитае от взрыва противопехотной мины.
Брассай (1899-1984) – единственный из всех получивший серьёзное художественное образование. Он всегда хотел быть только художником, поэтому фотографии публиковал под псевдонимом «Брассай» (городок, где он родился), а картины подписывал подлинной фамилией Халас в надежде, что они принесут ему славу. Но вышло наоборот, и именно альбом «Ночной Париж» принёс международное признание.
Выставка «Венгерские мастера фотографии» будет работать в Новгородском центре современного искусства (культурный центр «Диалог», Б.Московская, 37/9) с 11-00 до 19-00, кроме понедельника.