Картина времени

25.10.2012

Эта картина вызвала споры, едва появившись на публике. Про нее  говорили так: «Ты слышала, Варенцов с Акифьевой написали картину, где изобразили Митина, Бобрышева и Брутмана…»

Новгородские интернет-сайты спорили, похожи ли персонажи, интересовались, а почему выбраны именно эти люди (что они, больше новгородцы, чем другие?), и даже выносили искусствоведческие резюме: «Живопись ли это, вообще?»

Мне же показалось, в картине прячется так много загадок и «информации к размышлению», что узнаваемость тех или иных персонажей – дело, честно говоря, второе, если не третье…

 

 

Лучше один раз увидеть…

Картина «Большой праздник в Великом Новгороде» впечатляет. Сначала размерами: 8,5 на 3 метра. Она занимает всю стену в центре творческой интеллигенции им. В.В. Сороки гуманитарного института НовГУ – единственного места, где согласились разместить картину.

– Ну и что формат? – улыбается Александр Варенцов. – Были форматы и побольше. Если вспомнить конец XIX века или начало XX… Создавались сюжетные картины, и для общества это было событием, которого ждали. Дело же не в формате, а в способе реализации идеи. А идея была – передать атмосферу праздников, проходящих в Новгороде…

Действительно, на каком еще формате можно разместить столько разнообразных персонажей. Тут тебе и дети с цветами, и инвалид с костылем, и серьезные дядьки с портфелями, и свадьба, и ветеран с орденами, и музыканты, и вездесущие фотографы… Словом, как у Чехова, все жизни, все жизни…

Толчком к написанию картины стал конкурс, объявленный в начале этого года, на создание римейка полотна Виллевальде «Открытие памятника «Тысячелетие России». Но то, что изображено на картине «Большой праздник в Великом Новгороде», даже близко не соотносится с полотном Виллевальде…

– Так и конкурса, по сути говоря, не было, – поясняет Светлана Акифьева. – То есть его объявили, но и условия, и организация были настолько туманными, что художники так и не поняли, чего же ждут от них чиновники?

Оказалось, ничего. Когда пришла пора показать эскизы, оказалось – некому. Конкурс не состоялся, да и, собственно, римейк никому не нужен.

Но художники уже «завелись», идея настолько захватила, что решили, все равно сделаем! Тем более что предпросмотр, устроенный по весне в филармонии, убедил: люди соскучились по ощущению праздника. И значит, картина им нужна.

 

Полгода и всю жизнь

Некоторые персонажи на картине, действительно, узнаваемы. Некоторые умиляют  или заставляют загрустить. А некоторые раздражают. Меня, например, покоробила тетка с яблоками на переднем плане.

– Вы отвлекитесь от узнаваемости, – успокаивает Александр Варенцов. – Здесь нет конкретных людей, есть люди похожие… Это обобщенные образы новгородцев. Ну, представьте, что прошло 100 лет. Кто узнает реальных людей? Персонажи будут восприниматься совсем по-другому.  Мы задумали картину, как своё представление-наблюдение о праздниках в Новгороде. Как они проходят? В первых рядах губернатор, мэр, митрополит, обязательно возложение цветов к памятнику… Обязательно – оркестр, журналисты… Люди, которые на этих праздниках бывают.  Плюс наши зарисовки, которые мы делаем, наблюдая за новгородцами и гостями города. Так что, по сути, картина писалась полгода и всю жизнь.

– А тетка с яблоками? Уж очень смачно она их ест.

– Вы видели туристов в кремле? – парирует Светлана Акифьева. – Особенно иностранных… Они ведут себя очень похоже.

А вообще, мы не о том говорим. Для художника самое сложное – это придумать, что написать, и решиться, что из многообразия жизни выхватить. А когда есть идея, ее нужно наполнить содержанием. Но это же не новостная лента! Это художественное произведение. Хотелось донести до зрителей то, что ты чувствовал, когда писал картину. Хотелось наполнить эту картину силой такого плана, чтобы это было интересно другим поколениям, а не сиюминутно. У нас много лиц… И вы знаете, каждый зритель находит свои персонажи, а на другие даже не обращает внимания… Главное, чтобы картину хотелось разглядывать.

Вот с этим художники – точно угадали. Ее будут разглядывать. Они разработали своего рода шифр, в котором совмещены образ реальный, реакция на него со стороны человека и сюжетная идея. Они, конечно, живописцы в самом прямом смысле слова – потому что уводят зрителя в стихию цвета, через нее передавая собственное мироощущение. Многое, чего сегодня нет в нашей жизни, восполняется общением с полотнами художников, потому что в них живет тот заряд творческих сил, который зачастую человек бывает неспособен найти в себе.

Но чтобы убедиться в этом или составить другое мнение, нужно как минимум картину увидеть.



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.