«Я на мир взираю из-под столика. Век двадцатый – век необычайный. Чем столетье интересней для историков, Тем для современника печальней», – известная цитата советского поэта Николая Глазкова по-особому весомо звучит в устах артиста, гениально воплотившего на сцене и экране образы Ивана Грозного и Карла I, Петра I и Иосифа Сталина, Григория Распутина и Богдана Хмельницкого, а записанная им аудиокнига «Тарас Бульба» по прослушиванию побила все рекорды. Мой собеседник  – народный артист России, лауреат Государственной премии, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени Алексей Петренко, своим выступлением украсивший закрытие кинофестиваля «Вече».

 

– Истину, заложенную в словах Глазкова, новгородцы хорошо знают еще со времен Ивана Грозного – насколько печальны и трагичны были последствия его прихода сюда. Сколько горя вынесли новгородцы! А самой страдающей стороной были женщины: жены, матери, вырастившие сыновей, которые должны были погибнуть, защищая родину.  Сегодняшняя жизнь принадлежит тем, кто ее делает, и, наверное, не стоит в моем возрасте говорить, чего бы я желал от нее. Но хотелось бы, чтобы все было по Божьему. И по закону. И чтобы нашими традициями в культуре, литературе пользовались, но не транжирили, не разбрасывались ими.

– Алексей Васильевич, а какие фильмы, на ваш взгляд, сегодня актуальнее: преподносящие отечественную историю под новым углом зрения или критически отражающие современную жизнь?

– Сложный вопрос. Кинематографисты – те же историки, они поднимают очень интересные, неведомые или неглубоко исследованные пласты истории и показывают их нам, чтобы не были Иванами не помнящими родства. Чтобы знали, где наши корни, чем жили пращуры. И если ты прошел мимо исторической темы и не снялся в фильме одного из выдающихся наших режиссеров, считай, не повезло в актерской жизни. Но вот недавно я закончил работу над очень хорошей ролью нашего современника и благодарен за возможность высказать свою гражданскую позицию.

– Вы о сериале «Петрович»?

– Верно. Для меня это совершенно новый образ. Тема судопроизводства очень важная – щекотливая, наболевшая, непростая. Многие критикуют, но никто не говорит, как надо работать. В нашем фильме мы решили показать свой пример – как ДОЛЖНО работать адвокатуре. Не любым способом защищать того, кто отваливает огромные деньги, а вставать на сторону людей праведных, которые не могут доказать собственную невиновность. Мой герой Петрович – хозяин необычной адвокатской конторы, он стремится не только защитить подопечного, но, проведя собственное расследование, раскрыть правду и наказать истинного виновника. Я считаю, роль удалась, и мне она дала очень много. Еще из последнего позитивный фильм «Елки-2» – роль командира самолета, спасшего его от крушения. Оба эти персонажа лучше, чем я, и у обоих я чему-то научился.

– Сложно играть героя лучше себя?

– Конечно. Но необходимо все время подниматься над собой, это полезно и для себя, и для дела.

– Алексей Васильевич, а что вы скажете по поводу возрастных ограничений, предваряющих теперь любой телевизионный просмотр?

– Квалифицированная и образованная цензура необходима – в этом я убежден. Этакие волки – санитары леса. А что касается ограничений, считаю, если фильм нельзя смотреть до 16 лет, то его и после 16 смотреть не стоит. Это грех, который пытаются узаконить и который на самом деле нельзя размножать, распространять. Мол, я предупредил, а там как хотите. Как надпись «Курение вредит  вашему здоровью» на пачке сигарет. Кто захочет – все равно посмотрит. Согласны?

Алексей Петренко родился  26 марта 1938 года, но в паспорте стоит другая дата – 1 апреля. Именно в этот день его отец, крестьянин украинского села Чемер  Василий Алексеевич Петренко, наконец-то добрался до сельсовета с новостью о рождении сына.

 

До того, как стать актером, Алексей Петренко был  пастухом, слесарем, матросом, молотобойцем. «Я работал среди кузнецов, – рассказывает Алексей Васильевич. – В большинстве это народ очень серьезный, интересный. Я преклоняюсь перед этими людьми, они дали мне не меньше, чем мои коллеги-актеры. Многим и, может быть, самым лучшим обязан я людям, которых встретил среди кузнецов».

В кино начал сниматься в 1967 году. Сегодня в багаже актера более 70 киноролей. Мастер головокружительных перевоплощений: играл героев Тургенева и Вампилова, Гоголя и Чехова, шекспировского Отелло и революционера, матерого мафиози, сибаритствующего генерала Радлова и зловещего Старика в «Коллекционере».

В середине 90-х актер года два жил затворником в подмосковной деревне, где у него небольшой дом. Там по праздникам Алексей Васильевич пел на клиросе местной церкви, читал «Деяния святых апостолов». Поначалу пел в кругу семьи. Сегодня в репертуаре увертюры, русские народные песни, духовные песнопения, арии, баллады, записал несколько дисков. Много сотрудничает с маэстро Владимиром Федосеевым и  Большим симфоническим оркестром  им. Чайковского.

Одно из увлечений – любит варить квас, делает более 15 сортов: ягодные, хлебный, хлебно-буряковый, но лучшим считает березово-медовый.

Интервью дает редко. Однако газете «Новгород» – уже во второй раз.