Алексей Петренко: «Необходимо подниматься над собой»

01.11.2012

«Я на мир взираю из-под столика. Век двадцатый – век необычайный. Чем столетье интересней для историков, Тем для современника печальней», – известная цитата советского поэта Николая Глазкова по-особому весомо звучит в устах артиста, гениально воплотившего на сцене и экране образы Ивана Грозного и Карла I, Петра I и Иосифа Сталина, Григория Распутина и Богдана Хмельницкого, а записанная им аудиокнига «Тарас Бульба» по прослушиванию побила все рекорды. Мой собеседник  – народный артист России, лауреат Государственной премии, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени Алексей Петренко, своим выступлением украсивший закрытие кинофестиваля «Вече».

 

– Истину, заложенную в словах Глазкова, новгородцы хорошо знают еще со времен Ивана Грозного – насколько печальны и трагичны были последствия его прихода сюда. Сколько горя вынесли новгородцы! А самой страдающей стороной были женщины: жены, матери, вырастившие сыновей, которые должны были погибнуть, защищая родину.  Сегодняшняя жизнь принадлежит тем, кто ее делает, и, наверное, не стоит в моем возрасте говорить, чего бы я желал от нее. Но хотелось бы, чтобы все было по Божьему. И по закону. И чтобы нашими традициями в культуре, литературе пользовались, но не транжирили, не разбрасывались ими.

– Алексей Васильевич, а какие фильмы, на ваш взгляд, сегодня актуальнее: преподносящие отечественную историю под новым углом зрения или критически отражающие современную жизнь?

– Сложный вопрос. Кинематографисты – те же историки, они поднимают очень интересные, неведомые или неглубоко исследованные пласты истории и показывают их нам, чтобы не были Иванами не помнящими родства. Чтобы знали, где наши корни, чем жили пращуры. И если ты прошел мимо исторической темы и не снялся в фильме одного из выдающихся наших режиссеров, считай, не повезло в актерской жизни. Но вот недавно я закончил работу над очень хорошей ролью нашего современника и благодарен за возможность высказать свою гражданскую позицию.

– Вы о сериале «Петрович»?

– Верно. Для меня это совершенно новый образ. Тема судопроизводства очень важная – щекотливая, наболевшая, непростая. Многие критикуют, но никто не говорит, как надо работать. В нашем фильме мы решили показать свой пример – как ДОЛЖНО работать адвокатуре. Не любым способом защищать того, кто отваливает огромные деньги, а вставать на сторону людей праведных, которые не могут доказать собственную невиновность. Мой герой Петрович – хозяин необычной адвокатской конторы, он стремится не только защитить подопечного, но, проведя собственное расследование, раскрыть правду и наказать истинного виновника. Я считаю, роль удалась, и мне она дала очень много. Еще из последнего позитивный фильм «Елки-2» – роль командира самолета, спасшего его от крушения. Оба эти персонажа лучше, чем я, и у обоих я чему-то научился.

– Сложно играть героя лучше себя?

– Конечно. Но необходимо все время подниматься над собой, это полезно и для себя, и для дела.

– Алексей Васильевич, а что вы скажете по поводу возрастных ограничений, предваряющих теперь любой телевизионный просмотр?

– Квалифицированная и образованная цензура необходима – в этом я убежден. Этакие волки – санитары леса. А что касается ограничений, считаю, если фильм нельзя смотреть до 16 лет, то его и после 16 смотреть не стоит. Это грех, который пытаются узаконить и который на самом деле нельзя размножать, распространять. Мол, я предупредил, а там как хотите. Как надпись «Курение вредит  вашему здоровью» на пачке сигарет. Кто захочет – все равно посмотрит. Согласны?

Алексей Петренко родился  26 марта 1938 года, но в паспорте стоит другая дата – 1 апреля. Именно в этот день его отец, крестьянин украинского села Чемер  Василий Алексеевич Петренко, наконец-то добрался до сельсовета с новостью о рождении сына.

 

До того, как стать актером, Алексей Петренко был  пастухом, слесарем, матросом, молотобойцем. «Я работал среди кузнецов, – рассказывает Алексей Васильевич. – В большинстве это народ очень серьезный, интересный. Я преклоняюсь перед этими людьми, они дали мне не меньше, чем мои коллеги-актеры. Многим и, может быть, самым лучшим обязан я людям, которых встретил среди кузнецов».

В кино начал сниматься в 1967 году. Сегодня в багаже актера более 70 киноролей. Мастер головокружительных перевоплощений: играл героев Тургенева и Вампилова, Гоголя и Чехова, шекспировского Отелло и революционера, матерого мафиози, сибаритствующего генерала Радлова и зловещего Старика в «Коллекционере».

В середине 90-х актер года два жил затворником в подмосковной деревне, где у него небольшой дом. Там по праздникам Алексей Васильевич пел на клиросе местной церкви, читал «Деяния святых апостолов». Поначалу пел в кругу семьи. Сегодня в репертуаре увертюры, русские народные песни, духовные песнопения, арии, баллады, записал несколько дисков. Много сотрудничает с маэстро Владимиром Федосеевым и  Большим симфоническим оркестром  им. Чайковского.

Одно из увлечений – любит варить квас, делает более 15 сортов: ягодные, хлебный, хлебно-буряковый, но лучшим считает березово-медовый.

Интервью дает редко. Однако газете «Новгород» – уже во второй раз.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.