Спасающий шедевры

01.11.2012

Про Леонида Егоровича Красноречьева можно рассказывать бесконечно. Все, кто его знает, кто с ним работал или встречался, неизменно говорят о нем только в превосходных степенях: прекрасный архитектор, талантливый реставратор, неутомимый исследователь, настоящий ученый.

25 октября Леониду Егоровичу Красноречьеву исполнилось 80 лет.

О профессиональном признании Красноречьева говорят многочисленные награды и звания. Он – лауреат  Государственных премий РФ, заслуженный работник культуры России, Почетный гражданин Великого Новгорода.

Леонид Егорович живет и работает в Великом Новгороде более 50 лет. В числе реставрированных им памятников церковь Рождества Богородицы на острове Перынь, Покровская церковь и башня в Новгородском кремле, церкви Двенадцати апостолов, Спаса на Ковалеве, Благовещения на Мячине, Воскресенский собор в Старой Руссе, ансамбли Вяжищского, Клопского, Иверского монастырей. Занимаясь историческими изысканиями, раскопками, инженерными расчетами, графикой, он провел исследования и реставрацию на 70 архитектурных памятниках. В Новгородской области им выявлено, обследовано и взято на учет не менее ста старых построек.

Леонид Егорович инициатор создания музея под открытым небом в 1964 году. На этом месте в древности располагались Пантелеймонов монастырь и принадлежащее ему село Витославлицы, по имени которого и назван музей деревянного зодчества. Красноречьев ездил по области, выявляя старые деревянные постройки, делая обмеры, описания и реконструкции. Руководил разборкой, досконально изучил плотничные приемы и секреты по врубкам, затесам, определял утраченные древние части, чтобы затем восстановить их.

– Леонид Егорович – это пример служения делу, – говорит Людмила Паршина, заведующая архитектурно-этнографическим отделом «Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы». – Все, над чем  работал, доводил буквально до совершенства, очень скрупулезно. Он очень глубокий исследователь, научные интересы его столь широки, что захватывает дух. Его исследования в архитектуре, реставрации  позволяют глубже понять специфику развития традиционного деревянного зодчества. Именно благодаря Красноречьеву удалось спасти и сохранить многие деревянные постройки и сделать музей «Витославлицы» именно таким, каким мы видим его теперь.

Специально к юбилею Красноречьева была приурочена  научно-практическая конференция «Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация», в которой приняли участие  ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Петрозаводска, Владимира, Череповца.

На конференции представили книгу «Народное деревянное зодчество Новгородчины», изданную по рукописи, написанной Леонидом Егоровичем в 90-е годы. Это уникальный фактический материал по деревянному зодчеству. К сожалению, многие постройки, зафиксированные в годы обследования Красноречьевым, до нашего времени не сохранились, поэтому настоящей публикацией они могут быть введены в научный оборот.

– Для него было важным всестороннее изучение памятника, понимание его сущности, – говорит Виктор Попов, ведущий архитектор-консультант Музея народного деревянного зодчества «Витославлицы». – По малейшим сохранившимся остаткам он мог домыслить, достроить, понять первоначальный замысел древнего зодчего. Разгадка следов, составление вариантов, мучительные раздумья о том, как все же правильно сделать, постоянно присутствовали в его жизни.

Красноречьев обладает неоценимым практическим опытом, который развился в результате изучения древних строительных конструкций, материалов, технологии работ. Как-то за ночь ему надо было сделать чертежи, их утром ждали прорабы, каменщики, плотники на нескольких объектах. Сделал, и его чертежи отличались настолько грамотной и подробной проработкой, что до сих пор являются матрицами для современных проектировщиков.

Леонид Егорович не только исследователь и архитектор, но руководитель производственного процесса реставрации. Многогранность его личности проявилась в полной мере – он виртуозный рисовальщик, график, акварелист, и это отдельная сфера его таланта. Кроме того, он тонкий ценитель литературы и искусства, особенно Пушкина, Чехова, Тургенева, Толстого, любит балет.

Сотрудниками Новгородского музея-заповедника в музее изобразительных искусств подготовлена выставка «Спасти и донести образ». Она знакомит с основными  аспектами деятельности архитектора-реставратора Л.Е. Красноречьева. На ней представлены 41 чертеж, личные документы, вещи, фотографии, живописные и графические работы из семейного архива Красноречьевых, а также рукописные материалы, живописные и графические работы из собрания Новгородского музея-заповедника.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.