От юбилея к юбилею

15.11.2012

Отгремели праздничные сентябрьские дни, погасли огни фейерверка, разъехались гости, исчезли с фонарных столбов разноцветные флажки… В новгородских семьях положили на полки или записали на жёсткий диск компьютера коллекции фотографий, а кто-то и живых воспоминаний о том, как город отметил 1150-летие России. А ещё три года назад был юбилей родного города и Ганзейские дни. Что же ждёт нас впереди? Неужели такая череда праздников останется единственной на памяти живущих поколений? Или начавшееся третье тысячелетие  будет дарить нам повод за поводом отмечать события славной истории нашего города и страны?

 

СЛАВЯНСКИЕ ПИСЬМЕННИКИ

Одна из грядущих дат уже обозначена. В середине октября в гуманитарном институте НовГУ им. Ярослава Мудрого прошла конференция историков, педагогов, философов и филологов из России и Болгарии под названием «Россия и славянский мир в интеллектуальном контексте времени». И хотя конференция была посвящена 135-летию Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., на ней учёные вспомнили, что в 2013 году исполняется 1150 лет просветительской миссии Кирилла и Мефодия, подаривших славянскому миру письменность.

Уроженцы города Солунь (совр. Фессалоники) братья Кирилл и Мефодий занимались христианским просвещением среди северных соседей Византии славян и хазаров, когда в 862 году в Константинополь явились послы от моравского князя Ростислава с такой просьбой: «Народ наш исповедует христианскую веру, но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке. Пришлите нам таких учителей».

Обрадованные император и патриарх призвали солунских братьев и предложили им идти к моравам в город Велеград. Там в 863 году Кирилл, которому активно помогал Мефодий и несколько учеников, составили старославянскую азбуку, а также перевели с греческого основные богослужебные книги. О времени изобретения славянской азбуки свидетельствует сказание монаха Храбра Черноризца, современника болгарского царя Симеона, «О письменах». Он пишет: «Аще ли вопросиши словенскыя боукаря, глаголя: „Кто вы письмена сотворил есть, или книгы преложилъ?“ – То все ведят и отвещавше рекут: „Святыи Костантин Философ, нарицаемый Кирил, то нам письмена сотвори и книгы преложи, и Мефодие, брат его. Суть бо еще живи иже суть видели ихъ“.»

Тот же Храбр называет дату создания славянской азбуки – 863 год от Рождества Христова, согласно Александрийскому летосчислению, употреблявшемуся в то время болгарскими летописцами. Так возникла славянская письменность, разошедшаяся по миру и даже признанная римским папой. День святых равноапостольных братьев отмечается православной церковью 24 мая, и многие новгородцы помнят, как отмечались первые Дни славянской письменности и культуры в 1988 году, в ходе празднования 1000-летия Крещения Руси. Тогда же в Москве появился памятник Кириллу и Мефодию на Славянской площади.

Итак, в 2013 году исполнится 1150 лет созданию славянской азбуки, и как мы все понимаем, для Великого Новгорода это событие не может стать рядовым. Именно новгородские археологические находки дали миру древнейшие образцы не только древнерусской, но и славянской письменности. 1050 берестяных грамот, найденных в Великом Новгороде с 1951 года, уже сформировали бесценный запас знаний о наших предках, их образе жизни, повседневности и всём спектре занятий. Отрадно, что благодаря продолжающимся раскопкам непрерывно происходит пополнение этого фонда знаний, в том числе и в письменной культуре Древней Руси – наследнице деятельности Кирилла и Мефодия.

В 2000 году на Троицком раскопе была найдена древнейшая книга, написанная на церковнославянском языке, которая вошла в научный обиход под названием Новгородская Псалтырь или Новгородский Кодекс. Книга, вероятно, потерянная новгородским священником в самом начале XI века, была изготовлена из трёх липовых дощечек, залитых воском. На восковых страничках, размером 19х15 см, были записаны церковные псалмы. Причём, под процарапанным на воске текстом видны следы предшествующих строк, стёртых после прочтения и заучивания.

По предположению академиков В. Л. Янина и А. А. Зализняка, археологи нашли не что иное, как древнейший в славянском мире учебник, по которому только что обращенные в христианство новгородцы разучивали песнопения и изучали грамоту. Так что Псалтыри  можно смело отмечать 1000 лет!

Как отметить такую важную дату становления славянской и древнерусской культуры, ещё предстоит решить городским властям, общественности, учреждениям культуры и науки. Но незаметно перешагнуть через такой рубеж новгородцы не должны. Тем более что заявленный перед празднованием 1150-летия города бренд «Родина России» должен подкрепляться не только информационными сводками, но и демонстрацией соотечественникам безапелляционных материальных свидетельств родоначалия Новгорода в российской истории.

СЛАВЯНСКИЙ УГОЛОК

Одним из почитаемых мест, связанных с деятельностью Св. Кирилла, является его гробница, находящаяся в римском храме, посвящённом 4-му римскому папе – Клименту. Здесь усилиями представителей славяноязычных стран создан своего рода «Славянский уголок». Почти каждый славянский народ – украинский, болгарский, македонский, сербский, греческий  и хорватский – установил здесь мемориальную доску со словами благодарности великому просветителю. От России установлены сразу две доски – одна от имени Русской православной церкви, а вторая – от молодёжи России.

900-ЛЕТНИЙ НИКОЛА

Вторым юбиляром 2013 года, причём более заметным для новгородцев, станет Никольский собор на Ярославовом Дворище. Его закладка князем Мстиславом Владимировичем состоялась в мае 1113 года, что, по мнению историка М. Ф. Мурьянова, было своего рода вызовом константинопольской православной патриархии. Поскольку в середине XI века Вселенская церковь официально разделилась на католическую и православную, почитание общехристианских святых  стало сферой конкурентной борьбы между римским папой и константинопольским патриархом. В частности, по заказу римского папы из Мир Ликийских в Малой Азии итальянскими купцами были выкрадены и перевезены мощи Николая Чудотворца. В честь их погребения в ц. Стефана в итальянском городе Бари был установлен ещё один день почитания Святителя Николая – 9 мая (на Руси он известен как «вешний Никола»). Эта акция вызвала гнев константинопольского патриарха и стала ещё одним поводом для усугубления отношений между христианским Западом и Востоком.

Мстислав был сыном Владимира Мономаха и английской принцессы Гиты, прививавшей сыну почитание Святого Николая Мирликийского, поклонение которому было развито в среде ирландского и английского монашества уже в IX-X вв. Строительство огромного по размерам собора на правом берегу Волхова, напротив Святой Софии,  посвящённого чуду исцеления самого Мстислава при помощи Св. Николы, стало важнейшим актом оформления планировки и застройки Торговой стороны города. А популярность самого Николы в народной среде стала с этого времени прирастать столь стремительно, что уже в XVII веке, при описании северных маршрутов, русские люди приговаривали: «От Холмогор до Колы (Мурманск) – тридцать три Николы».

«Западный» вектор влияния в Новгороде проявил себя и в конце XX века, когда на средства Ганзейского Союза Нового Времени новгородский собор Николая Чудотворца был реставрирован по проекту архитектора-реставратора Г. М. Штендера в первоначальных формах – с пятью главами, закомарным покрытием сводов и известковой обмазкой фасадов. На эти цели ганзейские города собрали около 800 тысяч долларов.

В планах Новгородского музея-заповедника на следующий год эта дата выделяется особо, а значит, нас ожидают и новые публикации, конференции и выставки, посвящённые этой дате.

Большая советская энциклопедия сообщает, что современное слово «юбилей» происходит от позднелатинского jubilaeus, а то, в свою очередь, от древнееврейского йобель, что действительно означает  юбилейный 50-й год. В этом слове передаётся протяжный, трубный звук, которым отмечалось завершение семи седмиц, то есть 49 лет. 
Ветхий завет передаёт повеление Господа о юбилее: «Насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет. И освяти пятьдесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее; да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя. Пятьдесятый год да будет у вас юбилей; не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных лоз ее. Ибо это юбилей; священным он да будет для вас; с поля ешьте произведения ее». 
Тем же повелением в юбилейный год предлагалось прощать долги, отпускать единоплеменных рабов на свободу.



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.