Годы 1696 – 1702. Прощание с «бунташным веком»

04.12.2008

После смерти болезненного брата Ивана на русском престоле единодержавно воцарился Петр Алексеевич, которому суждено было стать царем-реформатором и первым русским императором. Доставшаяся ему по наследству страна все еще приходила в себя от потрясений уходящего XVII столетия, получившего у историков название «бунташного века». Многолетняя Смута, польско-шведская интервенция, городские бунты, церковный Раскол и восстание Степана Разина оставили незаживающие травмы в душе русского народа.

Одним из самых печальных последствий XVII века современные исследователи называют крах идеи русской Реформации. В отличие от западного мира, где различные формы протестантизма позволили индивидуализировать религиозное сознание и на этой почве перейти к созданию гражданского общества, в России роль церковной системы не только укрепилась ценой расправы со старообрядцами, но все больше попадала в зависимость от державной власти.

Петр I хорошо усвоил уроки отношений своего отца с церковной верхушкой. Поэтому, когда в 1701 году умер патриарх Адриан, царь своей волей назначил местоблюстителем патриаршего престола зависимого от него Стефана Яворского. Назойливые попытки церковных иерархов собрать Собор и избрать законного патриарха приводили молодого царя в ярость. «Вот вам патриарх!» –вскричал он однажды и всадил в стол морской кортик.

В ДНИ ПОРАЖЕНИЙ

Годы 1696 – 1702. Прощание с «бунташным веком»Первые удачи русской армии на юге — взятие Азова в 1696 г. — вызвали воодушевление даже у ближайших соседей России — шведов. В честь победы над турками-мусульманами шведский король Карл XII в 1698 году послал царю Петру 300 пушек, которые прибыли в Новгород да здесь и задержались. Ведь помимо выхода к Азовскому морю у  Петра Алексеевича в планах был и прорыв к Балтике.
Подготовка к походу против шведов, на Нарву также велась на новгородской земле, где начали копиться русские войска. Количество боеприпасов, собранных в Новгороде, оказалось столь велико, что под склады пороха и ядер пришлось срочно приспосабливать кремлевские башни.
Неудачный Нарвский поход осенью 1700 года, закончившийся разгромом русской армии, вынудил Петра принимать срочные меры по укреплению Новгорода, которому грозила еще одна шведская осада. Здесь скопилась 20-тысячная дивизия Репнина и остатки отступившей от Нарвы пехоты. Чтобы изготовиться к обороне, Петр лично повелел снести в Кремле все деревянные «хоромы» и перенести их на пустые места на Софийской и Торговой сторонах города.
Укрепления Окольного города на Торговой стороне сгорели еще в 1696 году, причем горели так, что две медные пушки «растопились». Пришлось всю артиллерию перемещать в Кремль. Но и на Софийской дела были не лучше: в 1700 году сгорела Алексеевская (Белая) башня, а уже в 1701 году новгородский воевода-губернатор Яков Брюс повелел остатки городовых деревянных стен разобрать и раздать в «салдацкие полки на дрова».
Слава Богу, шведы под Новгородом так и не появились А уже через год-два успехи корпуса Шереметьева в Прибалтике, взятие Орешка и Нарвы заставили новгородцев забыть о военных опасностях. Можно сказать, что на этом военная история Новгорода в наступившем XVIII веке и закончилась.
1700 год Россия встретила с новым календарем, перейдя на исчисление лет от Рождества Христова и отмечая Новый год не в сентябре, а 1 января. Все эти перемены в «гражданской» жизни вроде бы сближали Россию с Западом, которому Петр явно симпатизировал. Но это были лишь внешние проявления «вестернизации». Глубинные конфликты русской жизни по-прежнему мешали развитию торгово-промышленного сектора экономики. Жесткая зависимость от произвола начальства лишала людей инициативы, способствовала развитию служилой бюрократии, за которой тащились вечные беды России: взяточничество, казнокрадство, коррупция.
На этом фоне, как ни странно, наиболее деятельной частью населения становились старообрядцы. Их приверженность христианской морали, трудолюбие и предприимчивость были по достоинству оценены Петром I. Особенно он благоволил выходцам из Выговской пустыни на новгородском Севере. Выговцам удалось найти общий язык с царем-реформатором и получить свободу вероисповедания и богослужения. Взамен старообрядцы платили двойную подать и снабжали рабочей силой Олонецкие заводы.
Среди выговцев были рудо-знатцы и литейщики, сыгравшие большую роль в открытии и разработке месторождений полезных ископаемых в Карелии, на Урале и в Сибири. Со временем Выгореция стала не только экономическим, но и культурным центром: здесь хранилась богатейшая библиотека из редких печатных и рукописных книг. В Выговской пустыни занимались иконописью и художественными промыслами.
Русское старообрядчество с его строгими моральными заветами, культом трудолюбия, умеренности и трезвости фактически стало аналогом протестантской этики, вызвавшей к жизни капитализм. Но при общих имперских устремлениях власти и колониальном характере экономики активная деятельность старообрядцев, остававшихся «по ту сторону» официальной религии, читай, идеологии, конечно, не могла стать альтернативой развития страны.

 ОТ ГОСТИНОГО ДВОРА ДО ГОЛОЙ АРКАДЫ

Годы 1696 – 1702. Прощание с «бунташным веком»К концу XVII века новгородский Торг приобрел монументальные архитектурные формы. До этого его застройка складывалась стихийно и представляла собой конгломерат разнохарактерных по планировке и архитектурным формам торговых сооружений — лавок, прилавков, полков, амбаров.
К концу XVI в. по данным писцовых книг на Торгу было около 1800 лавок. Лавки, стоящие вплотную, образовывали более 40 рядов: хлебные, мясные, рыбные, кожевенные, суконные, железный, серебряный, иконный и пр.
С XVI века государство в целях упорядочивания товарно-денежных отношений озаботилось постройкой гостиных дворов. Дворы строили в городах, имевших выгодное географическое положение или обладавших традиционными торговыми связями. На западе это Новгород, на севере – Архангельск, на юге – Астрахань.
Семену Ефимову, по царскому указу приехавшему в 1686 году в Новгород, было поручено выстроить каменный Гостиный двор. Ведя работы одновременно на Воеводском и Гостином дворах, Ефимов к 1700 году завершает строительство этих двух ансамблей и полукаменного моста между ними.
Судя по изображениям начала XVIII века, Гостиный двор представлял замкнутое каре с Воротной башней в центре восточного корпуса и двумя фланкирующими башнями по сторонам западного корпуса. Несмотря на торговое назначение, двор входил в состав береговых оборонительных укреплений Торговой стороны.
В XVIII-XIX вв. в России было построено более 500 зданий торговых рядов и гостиных дворов. В настоящее время сохранилось не более 20 гостиных дворов. Наш Гостиный двор сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны и по решению властей в конце 1940-х гг. подвергся разборке на кирпич. Сохранилась лишь Воротная башня и часть западного корпуса в виде аркады.

«РВЫ КОПАЛИ И ЦЕРКВИ ЛОМАЛИ»

«А Новгород и Псков в том же году делали, рвы копали и церкви ломали, полисады ставили с бойницами, а около полисад окладывали с обеих сторон дерном, также и раскаты делали, а кругом окладывали дерном … А башни насыпали землею, а сверху дерн клали».

Записки русского дипломата И.А. Желябужского
1682 – 1709 гг.

 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.