Ладонь и лабиринт

27.12.2012

Это был не спектакль, а зашифрованное послание. Как будто некто шел мимо, увидел сцену, взошел на нее и начал импровизировать.   Смешанная техника, странные танцы.

Классический балет, пантомима, акробатические этюды, брейк-данс – энергетика, переходящая в бешеный драйв под африканские, этнические мелодии и звериное рычание. На первый взгляд, абсолютно дикое сочетание, но, если вглядеться, увидишь, как движениями тела, преломляясь и трансформируясь, пытаются рассказать историю о жизни и смерти, любви и предательстве, искушении и благородстве…

{mosimage}Название спектакля – «Право выбора», и это – пластическая притча. Автор идеи, режиссер и балетмейстер Светлана Сафарова уверяет, что она сделана по «Книге джунглей» Киплинга.

Не уверена. От Киплинга спектаклю достался только сюжет. Остальное – Сафарова придумала сама. Она говорит, что шла к этой постановке давно, но  что-то всегда останавливало. А потом «совпали звезды»…

– Я чувствовала, что смогу сделать такой спектакль, – говорит режиссер. – Во-первых, у меня есть прекрасные артисты, шоу-балет CREDО, с которыми работаю более 15 лет, и детская хореографическая студия «Апельсин». А еще есть команда DoubleSide Breakdance – артисты, участвующие вместе с нами в разных проектах. Во-вторых, есть возможность языком пластики поговорить с молодыми ребятами о жизни. Ведь классическую хореографию или фольклор, несмотря на их достоинства, любят не все. А синтез стилей может быть интересен. Пластическая притча – это как раз та форма, которой не хватает у нас. Молодежи, в первую очередь. У них, с одной стороны, насыщенная жизнь и очень много информации, множество проблем… А с другой – они молоды и хотят, чтобы с ними говорили о том, что их тревожит, без излишнего занудства и нравоучений.

Сафарову не остановило то, что в городе до нее полноценного пластического спектакля никто не ставил. С этой идеей она пришла к только назначенному директору ГДК «Город» Максиму Шевелеву. Молодой директор загорелся: «Ставьте!»

Но они и представить не могли, с какими сложностями столкнутся. Не творческими. Масштабная постановка, эксперимент, в своем роде, в котором участвуют 50 артистов, самому младшему 9 лет. Нужно было искать деньги на костюмы, декорации, свет, звук, сцену… И хореографу, как балерине в сказке Андерсена, пришлось вертеться в разные стороны, чтобы воплотить в жизнь то, о чем мечтала.

– Я поняла, насколько сложно решаются организационные вопросы, – говорит Светлана Сафарова. – Были моменты, когда просто хваталась за голову. Хорошо, что нам помогали разные люди, в первую очередь, конечно, Новгородский академический театр драмы имени Ф.М. Достоевского и Центр развития культуры «Решение».

Она признается, что во время работы было искушение принять предложение некоего режиссера, который сказал: «Хочешь, раскручу твой спектакль на полный зал? Только дай внести туда свои поправки…» Отказалась, когда поняла, что с его поправками не увидит ни своего замысла, ни своего зрителя.

Она сделала выбор. Как тогда, когда только приехала в Новгород.(Светлана Сафарова родилась в Астрахани, ее мама родом из Великого Новгорода, папа – из Баку). В 90-е годы в Новгороде работу профессиональной балерине найти было сложно. Светлана хорошо запомнила чиновницу из городского комитета культуры, которая ей заявила: «Вы городу не нужны». Тогда она пошла в театр «Малый», где несколько месяцев продавала билеты. Но потом поняла: надо находиться в профессии, иначе профессия отомстит…

И вот уже 15 лет в Городском дворце культуры у нее есть шоу-балет CREDО, там же ведет детскую хореографическую студию «Апельсин», ставит хореографические номера и спектакли. А 6 лет назад в ее биографии появился театр имени Достоевского. Ее пригласили на постановку «Шута Балакирева» по пьесе Горина. Как  услышала, сразу загорелась. Такой материал! С тех пор в театре поставлено 40 спектаклей. И каждый раз это поиск нужного пластического «языка».

Но «Право выбора» – на особом счету. Это, если хотите, жизненное кредо, которое хотелось воплотить.

Идея спектакля понятна: люди приходят в мир жестких и жестоких законов, где легко можно превратиться в животное, где может захлестнуть жажда власти, желание убить того, кто слабее… Но у человека есть выбор. И он его делает.

Получилось ли это выразить? Почему-то во время спектакля об этом думать не хотелось. Хотелось просто наслаждаться зрелищным действием. А уже потом, после обсуждать увиденное на сцене, доказывать друг другу, как все было на самом деле. (Кстати, хореограф может даже не подозревать, какие интерпретации возникают у зрителей). Недаром на афише спектакля – ладонь и лабиринт.

И это замечательно, если после спектакля человека переполняют эмоции.  И когда он задумывается о том, что увидел.

Тогда есть смысл создавать, творчески совершенствоваться. Так что, у Светланы Сафаровой рабочий день, по-прежнему, складывается  в таком порядке: танец, танец, танец.

 

«Сейчас наступило время осознания хореографии, которая вбирает в себя все! Нужно только выбрать: рассказывать  посредством тела или же отвлекаться от конкретики и просто экспериментировать? Сложность в том, что иногда сомневаемся, нужна ли хореография вообще? Но у меня всегда есть свои ученики – мое творчество – и зал – место, где я могу экспериментировать. Я счастлива». Светлана Сафарова



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.