Ладонь и лабиринт
Это был не спектакль, а зашифрованное послание. Как будто некто шел мимо, увидел сцену, взошел на нее и начал импровизировать. Смешанная техника, странные танцы.
Классический балет, пантомима, акробатические этюды, брейк-данс – энергетика, переходящая в бешеный драйв под африканские, этнические мелодии и звериное рычание. На первый взгляд, абсолютно дикое сочетание, но, если вглядеться, увидишь, как движениями тела, преломляясь и трансформируясь, пытаются рассказать историю о жизни и смерти, любви и предательстве, искушении и благородстве…
{mosimage}Название спектакля – «Право выбора», и это – пластическая притча. Автор идеи, режиссер и балетмейстер Светлана Сафарова уверяет, что она сделана по «Книге джунглей» Киплинга.
Не уверена. От Киплинга спектаклю достался только сюжет. Остальное – Сафарова придумала сама. Она говорит, что шла к этой постановке давно, но что-то всегда останавливало. А потом «совпали звезды»…
– Я чувствовала, что смогу сделать такой спектакль, – говорит режиссер. – Во-первых, у меня есть прекрасные артисты, шоу-балет CREDО, с которыми работаю более 15 лет, и детская хореографическая студия «Апельсин». А еще есть команда DoubleSide Breakdance – артисты, участвующие вместе с нами в разных проектах. Во-вторых, есть возможность языком пластики поговорить с молодыми ребятами о жизни. Ведь классическую хореографию или фольклор, несмотря на их достоинства, любят не все. А синтез стилей может быть интересен. Пластическая притча – это как раз та форма, которой не хватает у нас. Молодежи, в первую очередь. У них, с одной стороны, насыщенная жизнь и очень много информации, множество проблем… А с другой – они молоды и хотят, чтобы с ними говорили о том, что их тревожит, без излишнего занудства и нравоучений.
Сафарову не остановило то, что в городе до нее полноценного пластического спектакля никто не ставил. С этой идеей она пришла к только назначенному директору ГДК «Город» Максиму Шевелеву. Молодой директор загорелся: «Ставьте!»
Но они и представить не могли, с какими сложностями столкнутся. Не творческими. Масштабная постановка, эксперимент, в своем роде, в котором участвуют 50 артистов, самому младшему 9 лет. Нужно было искать деньги на костюмы, декорации, свет, звук, сцену… И хореографу, как балерине в сказке Андерсена, пришлось вертеться в разные стороны, чтобы воплотить в жизнь то, о чем мечтала.
– Я поняла, насколько сложно решаются организационные вопросы, – говорит Светлана Сафарова. – Были моменты, когда просто хваталась за голову. Хорошо, что нам помогали разные люди, в первую очередь, конечно, Новгородский академический театр драмы имени Ф.М. Достоевского и Центр развития культуры «Решение».
Она признается, что во время работы было искушение принять предложение некоего режиссера, который сказал: «Хочешь, раскручу твой спектакль на полный зал? Только дай внести туда свои поправки…» Отказалась, когда поняла, что с его поправками не увидит ни своего замысла, ни своего зрителя.
Она сделала выбор. Как тогда, когда только приехала в Новгород.(Светлана Сафарова родилась в Астрахани, ее мама родом из Великого Новгорода, папа – из Баку). В 90-е годы в Новгороде работу профессиональной балерине найти было сложно. Светлана хорошо запомнила чиновницу из городского комитета культуры, которая ей заявила: «Вы городу не нужны». Тогда она пошла в театр «Малый», где несколько месяцев продавала билеты. Но потом поняла: надо находиться в профессии, иначе профессия отомстит…
И вот уже 15 лет в Городском дворце культуры у нее есть шоу-балет CREDО, там же ведет детскую хореографическую студию «Апельсин», ставит хореографические номера и спектакли. А 6 лет назад в ее биографии появился театр имени Достоевского. Ее пригласили на постановку «Шута Балакирева» по пьесе Горина. Как услышала, сразу загорелась. Такой материал! С тех пор в театре поставлено 40 спектаклей. И каждый раз это поиск нужного пластического «языка».
Но «Право выбора» – на особом счету. Это, если хотите, жизненное кредо, которое хотелось воплотить.
Идея спектакля понятна: люди приходят в мир жестких и жестоких законов, где легко можно превратиться в животное, где может захлестнуть жажда власти, желание убить того, кто слабее… Но у человека есть выбор. И он его делает.
Получилось ли это выразить? Почему-то во время спектакля об этом думать не хотелось. Хотелось просто наслаждаться зрелищным действием. А уже потом, после обсуждать увиденное на сцене, доказывать друг другу, как все было на самом деле. (Кстати, хореограф может даже не подозревать, какие интерпретации возникают у зрителей). Недаром на афише спектакля – ладонь и лабиринт.
И это замечательно, если после спектакля человека переполняют эмоции. И когда он задумывается о том, что увидел.
Тогда есть смысл создавать, творчески совершенствоваться. Так что, у Светланы Сафаровой рабочий день, по-прежнему, складывается в таком порядке: танец, танец, танец.
«Сейчас наступило время осознания хореографии, которая вбирает в себя все! Нужно только выбрать: рассказывать посредством тела или же отвлекаться от конкретики и просто экспериментировать? Сложность в том, что иногда сомневаемся, нужна ли хореография вообще? Но у меня всегда есть свои ученики – мое творчество – и зал – место, где я могу экспериментировать. Я счастлива». Светлана Сафарова