Испытание бронзой

27.12.2012

Скульпторы в чем-то счастливее художников. Картины художника можно видеть в галерее или музее. А работы скульптора… Вот они стоят на улице, или в парке, или на площади. Мимо проходят сотни людей, а автор может наблюдать реакцию зрителей хоть каждый день.

Интересно, что он при этом испытывает? Непременно спрошу. Тем более что скульптор, к которому мы направляемся, – Вадим Боровых, автор любимых горожанами городских скульптур – Медведя на набережной, Туристочки на парапете у пешеходного моста, Монтера, спасающего кошку… Возле них всегда люди…

За работу над бронзовыми барельефами на мини-стелах в мемориале «Город воинской славы» скульпторы Сергей Гаев и Вадим Боровых удостоены знака «За заслуги перед Великим Новгородом».

В мастерской Вадима все еще «дышит» этой темой. На стене – панно с барельефами, фрагменты скульптур, зарисовки…

– Вадим, ваши скульптуры как-то сразу «прижились» в городе, хотя новгородцы народ придирчивый, им сложно угодить. Тем более, вы не новгородец.

– Я родился в Перми, а в Новгороде живу с конца 1970-х. Отец – монтажник по химическому оборудованию, постоянно ездил по командировкам туда, где строились химические заводы. Мы с мамой за ним хвостиком. Последнее место его работы – «Акрон». Сейчас он на пенсии, увлекся пасечным делом, завел пчел, которых очень любит. И они его любят. Вот я вас медом угощу с отцовской пасеки…

– То есть, родители не художники…

– Нет. Хотя отец, несмотря на техническое образование, всегда очень творчески подходил к делу. Мне с детства запомнилась картинка: ночь, горит настольная лампа, отец за столом обводит тушью чертеж… И так он это красиво делал, художественно, можно сказать. Глядя на него, мне тоже хотелось попробовать.

– Но выбрали скульптуру?

{mosimage}– Всегда к ней тянуло. После окончания Ленинградского педагогического университета имени Герцена преподавал в Новгородском университете  художественную обработку материалов. Ну и  увлекся. Изучал резьбу по дереву, делал небольшие скульптуры, мелкую пластику. Но проблема дерева в том, что,  создавая скульптуру, ты делаешь ее в единичном экземпляре. А когда отдаешь, как будто от сердца отрываешь! С другими материалами есть возможность продублировать вещь, ведь остаются формы, можно отлить второй раз, чтобы оставить что-то и для себя, отправить на выставку. Меня очень интересовали технологии создания скульптуры, искал варианты и поэтому пришел сначала к пластику, а потом к металлу. Настоящее «знакомство» с ним произошло благодаря Сергею Михайловичу Гаеву, с которым мне посчастливилось работать. Металл, бронза – это настолько благородный материал. Он притягивает.

Но и с деревом не расстаюсь, всегда что-то делаю…

– Медведь на набережной — ваша первая городская скульптура?

– Нет. Сначала были медведи у «Диеза» на Большой Санкт-Петербургской и у кафе «Сказка». Они были из дерева. А медведь, который на набережной, – экспериментальный, из стеклопластика. Дерево, к сожалению, очень недолговечный материал. Пластик легче, более устойчив к атмосферным перепадам. Причем этот материал используется давно и очень широко, в том числе и российскими скульпторами. А я стеснялся.

– Почему?

{mosimage}– Есть традиционные для скульптора материалы – глина, гипс, в идеале – металл, промежуточный – дерево. Они ни у кого не вызывают  сомнений. А вот отношение к стеклопластику пренебрежительное, как к бутафории какой-то. Хотя сейчас его начали чаще применять, как более надежный.

– Ваши скульптуры очень человечные, даже медведи с кошками. Сами придумываете образ или прислушиваетесь к заказчику?

– Чаще всего заказчик не представляет, что он хочет… Большая удача, когда в рамках заказа есть возможность заниматься творчеством.  Мне обычно дают направление, в рамках которого можно что-то искать, выдумывать. Бывает, заказчик удивляется, говорит, не ожидал, что получится так интересно.

А по поводу человечности… Может быть, это минус? Художнику нужно обязательно работать с живой натурой. Когда я делал медведя, мне было сложно передавать выражение глаз.

– Неужели надо было посмотреть в глаза живого медведя?

– В идеале, да. Но возможности не было, поэтому смотрел в зеркало и лепил свои глаза. Мимика построена на таких нюансах, что если что-то чуть-чуть исказить, то вместо улыбающегося лица получим плачущее. Поэтому я стараюсь лепить с живой натуры, а если нет возможности, то работаю… со своим обликом. Стою перед зеркалом и рисую.

– Вадим, признайтесь, скульптуру девушки делали с жены?

– Это собирательный образ. Конечно, мне помогали и жена, и дочка…

– Как уживаются два художника в семье? Творческие личности, как правило, натуры сложные…

– Мне повезло. Очень. Я бы без нее не смог сделать столько, сколько сделал. Не скажу, что сделал уж очень много, но всю серьезную работу, вот такую, как барельефы, Людмила разделяет со мной, и 50% работы – это ее поддержка и советы.

– Что вы ощущаете, проходя мимо своих скульптур?

– Конечно, приятно, когда есть реакция зрителей. Обижаемся, если пренебрежительно относятся – кто-то бутылку на голову медведю поставит или окурок бросит… Первое время я садился на скамейку напротив медведя и смотрел, как люди подсаживались к нему, хотя вокруг было много пустых скамеек, занимались своими делами, читали, разговаривали по телефону. Художник Галина Кижапкина рассказывала, как однажды бабушка, забирая монетки у девушки из бронзовой туфельки, обняла ее и сказала на ушко: «Спасибо, доченька…»

– Какие скульптуры легче делать, людей или животных?

– И то, и другое трудно. Сейчас, например, мне тяжело дается заказ скульптуры кота. Там есть условие – портретное сходство.

– В смысле?

– Нужно сделать конкретного кота, которого уже нет в живых, остались только фотографии. Нужно очень постараться, чтобы кот был узнаваем.

– Барельефы к мини-стелам трудно давались? Целый пласт истории нужно уложить в одно изображение.

– Мне вообще тяжело дается любая работа. Говоря образно, это мучительные роды. Я все время недоволен и придираюсь к себе. Бывает, к  вечеру заканчиваю, а утром начинаю все переделывать. Здесь было то же самое. Сложно было из текстового материала вытащить визуальный образ. Но мне помогали. Был очень хороший рабочий коллектив, куда входили историки. Я постоянно к ним обращался за каким-то деталями, уточнениями, нюансами. Меня снабжали материалами из архивов, подбирали картинки… Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех, и особенно Илью Хохлова, научного сотрудника музея-заповедника, за неоценимую помощь.

Вообще, это счастье, что мы участвовали в этом проекте. За-хватывающе и интересно, хоть иногда пластом падал у барельефов… Был большой подготовительный период, собран огромный материал. Но – это кухня, которую никто не видит и не знает. А сколько было вариантов, проб, ошибок и находок…

– Вадим, вы умеете отдыхать? Есть ли увлечения?

– Они все здесь. Хотелось бы больше путешествовать. Хотя… Как-то поехали отдыхать на море. Через два дня мне стало скучно лежать на пляже. Пошел по окрестностям и нашел местного художника – резчика по дереву. Две недели ходил к нему в гости, смотрел, как работает. Он познакомил меня с ребятами, работавшими на лесопилке. А там кедры – экзотическое для нас дерево. Я собирал обрезки, упаковывал их в посылку и посылал к себе, в Новгород, чтобы, когда вернусь, было над чем работать…

 

«Просто здорово, скульпторы молодцы! Я видел мемориалы «Город воинской славы» в других городах и должен сказать, что наш мемориал и по замыслу, и по исполнению гораздо выше. Я прекрасно помню дебаты в 2009 году, когда только начиналась работа над проектом. Были предложения организовать конкурс среди скульпторов, возможно, даже международный.
И я ни минуты не жалею, что мы выбрали в качестве авторов барельефов именно наших скульпторов. Уверен, никакой другой художник не сделал бы лучше, чем новгородцы, – они здесь живут и чувствуют тончайшие нюансы».

Мэр Великого Новгорода
Юрий Бобрышев



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.