Подлинная история «больших гонок»: из Нью-Йорка в Париж через Новгород

11.01.2013

Если бы в начале XX века, 105 лет назад, добропорядочного американца спросили: «А где находится город Новгород?», то он, скорее всего, ответил: «Где-то между Нью-Йорком и Парижем». И этот господин, в общем, не сильно бы погрешил тогда против истины…

 

Подлинная история «больших гонок»: из Нью-Йорка в Париж через Новгород 1Одним из ярких воспоминаний моего детства стал американский фильм «Большие гонки». В нем, в несколько чаплинском, комедийном ключе, рассказывалось о фантастических автомобильных гонках «Нью-Йорк – Париж». Демонические злодеи и эмансипированные красавицы держали зрителя в напряжении на протяжении всей кинокартины.
Для того времени было весьма не типично, что этот фильм отметился не только американским «Оскаром», но и призом на главном кинофестивале СССР: Московском международном.
Но мой рассказ не об этом. Самое удивительное, что фантастические приключения вымышленных героев имели под собой вполне реальную основу: марафонский пробег 1908 года из Нью-Йорка в Париж. А проходил он и через Великий Новгород.
В начале XX века автомобили представляли из себя весьма экзотическую и редкую вещь. Увидеть их было можно только в крупных городах у очень состоятельных людей, не чуждых новинкам прогресса. В то же время «самобегающие экипажи» считались «самой хрупкой и капризной вещью на Земле».
Почти кругосветное путешествие на автомобиле и для современного человека явление из ряда вон выходящее, а что же говорить о тех, кто жил более века назад!
Старт этой супергонки назначили на самое начало 1908 года – чтобы автомобили успели проехать Берингов пролив по льду. Отправившись из Нью-Йорка на запад, ее участники должны были пересечь североамериканский континент по диагонали: доехать до Чикаго, далее через Канаду попасть на Аляску. Затем предполагалось переправиться через Берингов пролив и оказаться на Чукотке.
Как всегда, американцы показали феноменальное знание географии России. Несмотря на такие планы, предполагалось, что бензин будет доставляться по железным дорогам, а сами гонщики не будут отъезжать от железнодорожного полотна более чем на день пути.
Дальнейший путь должен был лежать по территории Российской империи: через Якутию до Иркутска, а там уже вдоль Транссибирской магистрали следовать на запад в Европу – через Москву, Санкт-Петербург, Варшаву и Берлин на Париж. Вот такой план был задуман организаторами гонок!
Из подавших заявки более чем десятка команд к назначенному сроку осталось всего только шесть. Три представляли Францию, по одной –  Италию, Германию и Америку.
В путь отправлялись не только храбрые спортсмены, но и журналисты. Эта гонка освещалась такими известными газетами, как американская New York Times и французская Le Matin. Эти издания также являлись учредителями гонок.
Заезд должен был доказать надёжность автомобилей, которые очень скоро перестанут быть роскошью, доступной только очень богатым людям, и превратятся в обычное средство передвижения.
Подлинная история «больших гонок»: из Нью-Йорка в Париж через НовгородСтарт гонкам был дан 12 февраля 1908 года на Таймс-сквер в Нью-Йорке. На каждом автомобиле вывесили по два флага – один национальный, один американский. Тому, кто первым доставит звездно-полосатое полотнище в Париж, был обещан приз Автомобильного клуба США – одна тысяча долларов! Следует отметить, что стоимость автомобиля в начале века варьировалась между одной и пятью тысячами долларов.
Уже первые дни пути показали, что идея проехать через всю Америку, через Аляску и Чукотку невыполнима. В начале XX века американские дороги не были предназначены для проезда автомобилей, поэтому значительная часть пути проделывалась по железнодорожным путям.
Через Тихий океан машины доставили в Японию, а оттуда – во Владивосток. В столицу русского Дальнего востока прибыло всего три команды: германская, итальянская и американская. Французские машины развалились по пути.
Дорога через Маньчжурию и Сибирь оказалась не легче, чем путь через Северную Америку. Иногда скорость движения измерялась метрами, а не километрами в час. Некоторые мосты приходилось пересекать буквально на руках китайских носильщиков. Бывали случаи, когда машины шли по речному мелководью или по шпалам Великого сибирского пути.
Как-то застрявший на рельсах автомобиль вызвал недовольство местного железнодорожного начальства, поскольку мешал движению поездов. Был дан строгий запрет на движение машин по шпалам. Участники гонки пришли в полное отчаяние. Как только они съехали с насыпи, немецкий автомобиль провалился в болото. Для того, чтобы его вытащить, потребовалась помощь нескольких десятков русских солдат.
По счастливой случайности об этом узнал великий князь Сергей Михайлович, увлекавшийся автомобилизмом. Увидев из окна своего вагона мучения гонщиков на бездорожье, он отменил этот запрет.
На отдельных участках автомобилисты нанимали лошадей у местных жителей, чтобы преодолеть снежные заносы. Была даже идея использовать паруса при попутном ветре – для того, чтобы хоть немного сэкономить дефицитный бензин.
Германская команда удостоилась премии от местных властей как первые гонщики, достигшие Читы. Вторую премию от Императорского автоклуба России немцы получили при пересечении границы Азии и Европы. После сибирских испытаний грунтовые дороги европейской части России уже не представляли больших трудностей.
18 июля участники гонки, немцы, въехали в Москву. Их сопровождали члены московского императорского автомобильного клуба.
Тихий и провинциальный Новгород 20 июля был разбужен автомобильными клаксонами.
Определенный интерес к проезжающим автомобилям проявили жандармы. Новгородская губерния территориально относилась к Петербургскому окружному контрразведывательному отделению. В предвоенное время было особенно важно контролировать деятельность иностранных подданных. Наблюдением за подозрительными иностранцами занимались чины жандармских управлений и полиция.
В данном случае машины проехали через всю Россию, имея на руках документы на въезд в империю, полученные в Японии, а события русско-японской войны были еще так свежи в памяти. К тому же это были иностранцы, а контроль за ними, как уже отмечалось, входил в ведение политической полиции.
Репортеры, сопровождавшие американскую машину, запечатлели ее на фоне памятника Тысячелетию России. Некоторые новгородцы впервые в жизни увидели автомобиль. Они робко подходили к нему, гладили, нюхали. Кто-то из зевак привязал к нему ленточку и попросил экипаж: «Отвезите ее, пожалуйста, в Париж».
Как это ни удивительно, но на страницах официальных «Новгородских губернских ведомостей» всемирный автопробег не получил никакого отражения. «Независимая пресса» сработала гораздо лучше. Известный журналист, издатель «Волховского листка» Нил Иванович Богдановский, писавший под псевдонимом «Старец Нил», встретился с участниками автопробега и весьма язвительно прошелся по качеству новгородских дорог, которое должны были испытать на себе иностранцы: «Как вам наши дороги с неряшеством, грязью и выбоинами в полотне? Не боитесь ли вы кувыркнуться носом и сломать себе что-нибудь в наших колдобинах?»
Полученный ответ его крайне удивил. Оказывается, за время автопробега отважные путешественники насмотрелись такого, что дороги северо-запада России кажутся им вершиной совершенства: «Мы оставили позади сибирские болота и ужасные дороги восточной России, мы гордимся тем, что сделали – поставили новый рекорд в автогонках».
На следующий день германский экипаж как первый достигший российской столицы получил в Санкт-Петербурге из рук Николая II серебряный кубок.
Через пять с половиной месяцев после старта, 26 июля 1908 года, немцы первыми достигли Парижа. Четырьмя днями позже, 30 июля, преодолев 35 тысяч километров, на финише появились американцы. Итальянцы отстали от лидеров не на часы, а на месяцы, финишировав только 17 сентября.
Однако, поскольку главными спонсорами «больших гонок» выступали американские и французские корпорации, было принято решение первое место присудить команде США.
Эта гонка тогда привлекла гораздо большее внимание публики, чем Олимпийские игры 1908 года. Во многом это произошло благодаря активной работе прессы: среди участников были профессиональные репортеры и фотографы. Они отправляли сообщения с трассы пробега, на протяжении нескольких месяцев их материалы регулярно появлялись на первых полосах американских и европейских газет.
В июле этого года многие из тех людей, кто с волнением следил за перемещением автомобилей, пометили в своих дневниках следующую запись: «наши экипажи достигли города Новгород».



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.