Годы 1703 – 1709. «Еже наивяще удивительно есть»

11.12.2008

Начавшийся век Просвещения ознаменовался в жизни Новгорода несколькими важнейшими событиями. Во-первых, в 1703 году на бывших новгородских землях по мановению царской руки появился ещё один «Новый город». Вот только, без всякой скромности, царь нарёк его своим именем. Появление Санкт-Петербурга поставило последнюю точку на развитии Новгорода как центра торговых и культурных отношений с Европой. Эстафетная палочка отправилась на берега Невы…

Вторым важнейшим событием стало основание в городе славяно-греко-латинской школы братьев Лихудов, по праву считающейся родоначальницей высшего образования в Новгороде.

СКВОЗНЯК С НЕВЫ

Годы 1703 – 1709. «Еже наивяще удивительно есть»Решение о строительстве Петербурга дорого обошлось новгородцам. Собственно, прорубать «окно в Европу» пришлось именно им. Указом Петра от 30 июня 1703 года было предписано собрать из Великого Новгорода и Новгородской земли к 20 июля по 1 работнику с каждых двух дворов. Контроль за сбором «работных людей» был возложен и на митрополита Иова, разославшего письма по многочисленным новгородским монастырям. Так новгородцы стали первыми строителями Петербурга. К этому времени строительством бастионов Петрокрепости занимались только гвардейские полки и дивизия Репнина.
Решения об отправке нескольких тысяч земляков на строительство Петербурга принимались по всей Новгородчине на сельских сходах. Сборными пунктами стали крупные монастыри и населённые пункты. На пропитание работникам собирали всего по 3-4 рубля, а работать им предстояло до полугода. Первые работники прибыли в новую столицу уже к 22-23 июля.
Сколько всего новгородцев было отправлено на непосильный труд, до сих пор точно не известно. Зато исследователь этого вопроса Т. Базарова, выступившая с докладом об участии новгородцев в строительстве Петербурга на недавней конференции «Новгородика», уверена, что смертность среди рабочих достигла 50%. Тяжёлые условия труда, полуголодное существование, болотистый климат и холодные невские сквозняки косили новгородцев до ноября, когда оставшиеся в живых были отпущены домой. На их место прибыли новые работники…
Строительство Петербурга окончательно закрыло для Новгорода двери в Европу. Не будет преувеличением сказать, что с этого времени город впадает в провинциальную спячку. Лишь изредка дующие сквозь «окно в Европу» ветры проникали на тихие новгородские улочки, напоминая о некогда шумной и богатой жизни города…

ТО ЛИ НОВОБРАНЦЫ, ТО ЛИ НОВГОРОДЦЫ

Годы 1703 – 1709. «Еже наивяще удивительно есть»27 июня 1709 г. русские войска под началом Петра I разгромили под Полтавой шведскую армию Карла XII. Это было генеральное сражение Северной войны, тянувшейся с 1700 по 1721 г.
В апреле 1709 г. отборные шведские войска, вторгшиеся год назад в пределы России, начали осаду Полтавы. Подошедшая в мае русская армия расположилась в созданном ею укрепленном лагере в 5 км севернее Полтавы. Против 42 тысяч пехоты и конницы при 72 орудиях шведы смогли выставить 20 тысяч человек и 4 орудия. Остальная часть шведской армии (всего около 10 тысяч) оставалась под Полтавой.
Ночью, накануне битвы, унтер-офицер Семеновского полка Немчин перебежал к шведам. Перебежчику было известно, что в сражении будет участвовать полк, состоящий из новобранцев, одетых в серые мундиры. Командовавший войсками царь Пётр приказал переодеть в серые мундиры солдат испытанного в боях Новгородского полка.
В разгар боя именно против «серых» новгородцев Карл направил острие своей атаки. Но, к удивлению короля, «новобранцы» храбро встретили шведов. И всё же шведы проложили штыками путь сквозь первый батальон Новгородского полка, грозя опрокинуть общий строй армии. Но тут в дело вошёл второй батальон, возглавляемый самим Петром. Шведы дрогнули, пытались отступать, сохраняя строй, но после атаки русской кавалерии бросились бежать. Победа была полной. Армия Карла понесла огромные потери. В плен попали фельдмаршал Реншильд, генерал Шлиппенбах, а также шведский канцлер граф Пипер. Захвачены 4 пушки и 137 знамен. В сражении шведы потеряли убитыми свыше 9 тысяч, пленными около 19 тысяч. Русские потери составили 1345 человек убитыми и 3290 ранеными. Карл XII был ранен и с небольшим отрядом бежал в Турцию. Военное могущество шведов было подорвано, слава о непобедимости Карла XII развеяна. Полтавская победа определила исход Северной войны.
Хотя некоторые историки считают историю про переодетых «новгородцев» выдумкой петровских времен, никто не оспаривает роль Новгородского полка в Полтавской виктории. А значит, у нас есть ещё один аргумент в пользу только что присвоенного Великому Новгороду звания «Город воинской славы».

ЛИХУДОВСКИЕ РАЗГЛАГОЛЬСТВОВАНИЯ

Годы 1703 – 1709. «Еже наивяще удивительно есть»В 1706 году усилиями митрополита Новгородского и Великолуцкого Иова при архиерейском доме в Новгороде была открыта школа, создание которой неразрывно связано с именами братьев Лихудов, греков по происхождению. Иоанникий (1633-1717) и Софроний (1652-1730) Лихуды родились на острове Кефалония, учились в Венеции и Падуанском университете, где получили докторские степени.
По возвращении на родину братья несколько лет состояли в Греции учителями и проповедниками. В 1682 г. царь Фёдор попросил восточных Патриархов о присылке в Москву православных и искусных учителей. Патриархи указали на Лихудов, которые и прибыли в Россию в 1685 году.
В 1688 году Иоанникий в звании русского посла отправился в Венецию, где пробыл около четырех лет. В 1694 году по требованию иерусалимского Патриарха Досифея, недовольного тем, что братья вели преподавание не только на греческом, но и на латинском языках, оба брата были определены для занятий к московской типографии, а в 1701 году они были сосланы в костромской Ипатьевский монастырь.
Новгородский митрополит Иов познакомился с Иоанникием и Софронием ещё в Москве, где он до назначения в Новгород был архимандритом Высокопетровского, затем Троице-Сергиева монастырей.
Новая славяно-греко-латинская школа Лихудов разместилась в одном из корпусов Владычного двора в Детинце. С тех пор это здание носит название «Лихудов корпус».
Софроний пробыл в Новгороде недолго. В 1707 году митрополит отправил его по какой-то надобности в Москву, а обратно его не отпустили. Иоанникий преподавал в школе десять лет, а потому считается основателем просвещения в Новгороде в новое время. В устройстве школ Лихудам помогали ученики: монах Савватий, переводчик Федор Герасимов. Первый школьный выпуск состоял из 154 учеников, имевших разный возраст и происходивших из разных сословий.
В школе действовали славянский и греческий классы. Те, кто обучался в греческом классе, назывались первостатейными учениками, а ученики славянского класса – малостатейными. Основой «малостатейной» грамотности было умение владеть русским языком, при этом особенное внимание уделялось грамматике. В греческом классе преподавание заключалось в обучении греческому чтению и письму. Лихуды значительно пополнили и книжное собрание митрополита Иова. В распоряжении учащихся были книги на греческом, латинском, польском, немецком, сербском языках.
Тем, кто овладевал грамматикой, преподавалась пиитика – искусство поэзии. Высшим уровнем образованности были навыки риторики, при этом Лихуды и митрополит Иов поощряли проведение школьных «диспутаций и разглагольствований».
Труды братьев Лихудов всё еще не оценены по достоинству, хотя из-под их пера вышли учебники по грамматике, риторике, логике, физике, математике, психологии, богословию. Последователями учёных греков стало целое поколение первых собственно русских учёных – Поликарпов, Феолог, Головин, Козма, Иов, Палладий Роговский и другие. В 2007 году правительство Греции подарило Москве памятник греческим просветителям. Он установлен неподалёку от Красной площади, перед входом на территорию храма бывшего Богоявленского монастыря.
Но ещё на год раньше, в июне 2006 года, на здании Лихудова корпуса в Новгородском кремле появилась мемориальная доска, установленная по инициативе руководства НовГУ.

 «ЖИЛА БЫ ТОЛЬКО РОССИЯ»

1709 г. – «Воины! Пришел час, который должен решить судьбу Отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу Веру и Церковь. Имейте в сражении перед собой Правду и Бога, защитника вашего. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога. Жила бы только Россия во славе и благоденствии для благосостояния вашего».

Речь Петра I перед началом
Полтавской битвы.

 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.