Держитесь за поручни

24.01.2013

Тариф повышать нельзя оставить. Экономика «нашла» место запятой

Власть согласилась с автоперевозчиками – в администрации Новгородской области подписано постановление об увеличении с 1 февраля в полтора раза стоимости единых социальных проездных билетов. Следующим этапом станет повышение цен на разовую поездку в общественном транспорте и стоимости общих проездных билетов: когда и насколько – сейчас считают в мэрии. Для муниципальных перевозчиков власти тариф установят, частникам – порекомендуют. Но, скорее всего, повышение (ориентировочно во второй половине февраля или с 1 марта) будет одинаковым у всех.

Промедление «коллапсу» подобно?

Держитесь за поручни 1Напомним, тарифы на проезд в городском общественном транспорте не пересматривались с сентября 2011 года. За эти полтора года в стране успело подорожать все и даже не единожды: топливо, коммунальные услуги, запчасти, покрышки и т.д. Неизменной оставалась лишь невысокая зарплата транспортников, больно ударившая по кадрам. Рост цен, в свою очередь, спровоцировал и убытки основных городских автоперевозчиков. Только к лету прошлого года они составляли около 60 млн руб. Именно тогда и был впервые поднят вопрос о необходимости повышения стоимости проезда. Однако откладывание проблемы, увы, не способ ее решения – полностью балансы за 2012 год еще не сведены, но по первым осторожным прикидкам убытки городских перевозчиков на начало этого года около 90 млн руб. Сумма может начать расти с астрономической скоростью, и вот почему.

«Космические» цены

Сразу несколько нововведений, теоретически призванных значительно улучшить работу общественного транспорта, вступили в силу в этом году. Обращаем внимание – местные власти и перевозчики к новациям отношения не имеют, решения федеральные, обязательные для всех.
Начнем с нововведений технических. Во-первых, обязательная установка устройств контроля за режимами труда и отдыха водителей (цифровых тахографов). Насколько эти системы, вполне актуальные на междугородных перевозках, нужны на городском транспорте (а вопиющих нарушений по нашим водителям контролирующими ведомствами, к слову, не выявлено) – вопрос к федеральным законотворцам. Но обсуждение бессмысленно – закон есть закон, его надо исполнять. А стало быть, дополнительные затраты от 30 тыс. руб. на каждый отдельно взятый автобус – неизбежны. Подвижной состав, ежедневно выходящий на городские маршруты, – 220 единиц. Умножаем сами.
Во-вторых, ГЛОНАСС. Напомним, в соответствии с постановлением Правительства РФ, с 1 января 2013 года весь пассажирский транспорт, рассчитанный для перевозки более 8 человек, должен быть оснащен аппаратурой спутниковой навигации. Не будем говорить об «афере века» (возможными миллиардными хищениями-злоупотреблениями сейчас занимается следствие), но что в «глобальной навигации» не все в порядке – уже известно. Но, опять же, постановление действует, так что отдай и не греши. И отдает перевозчик только за, образно, устройство взаимодействия с ГЛОНАСС (без дополнительных «примочек» и без учета платы за трафик) от 15 тыс. руб. На каждый автобус-троллейбус, само собой.
Но самое дорогостоящее нововведение этого года – обязательное страхование пассажиров. Тема спорная, как в свое время и ОСАГО, – мнения противоречивы. Но опять же – закон. Затраты компаний будут различными, в зависимости от количества автобусов. У «АТП-3», например, это от полутора до 3 млн руб., у самого крупного перевозчика – ПАТ-2 – от 5 млн руб. Выплатить эти суммы можно будет в два приема, но промежуток времени между траншами невелик. В любом случае, страховые взносы должны быть переведены еще до конца первого полугодия.
Не сложно подсчитать, что дополнительные расходы перевозчиков в этом году носят многомиллионный характер. Если прибавить к этому уже существующие убытки, то становится понятно – отрасль на грани катастрофы. Увы, без повышения тарифов просто не обойтись, тянуть дальше нельзя. Но и здесь нет разговора о сверхприбылях – выжить бы.

Без рывка

Счастливые билетикиВажный момент: перекладывать рост тарифов на какую-то одну категорию населения никто не собирается. Повышение предусматривается пропорциональное как для всех категорий проездных билетов, так и для тарифа на разовую поездку. И одна из основных целей – сохранить, в том числе, невысокий денежный «статус» единого социального проездного билета (ЕСПБ). Нынешнее повышение доводит эту категорию по стоимости лишь до средней по Северо-Западу, напомним, что последние годы в Великом Новгороде она была значительно ниже. В ряде регионов СЗФО, к слову, ЕСПБ и вовсе отменили – провоцирует убытки.
Конечно, претензий к нашим перевозчикам хватает, но будем объективны – уровень городского общественного транспорта высок, и нам реально есть что терять. Сначала цифры. За 2011 год городские перевозчики сделали 1 млн 90 тыс. 720 рейсов, было перевезено 69,2 млн пассажиров. В 2012 году число рейсов выросло до 1 млн 265 тыс. 173, количество же пассажиров выросло незначительно. Иными словами – столпотворения в салонах, висящие на поручнях пассажиры, равно как часовые ожидания автобусов, уходят в прошлое. Стремительно обновляется и автопарк – только ПАТ-2 за минувший год введено в эксплутацию 65 новых машин, это в два с лишним раза больше, чем в 2011-м. По городу также ходят 40 автобусов, приспособленных для людей с ограниченными возможностями, – было ли такое, скажем, лет пять назад? Кстати, и парк общественного транспорта в нашем городе почти в 2 раза больше, чем в соседнем, сопоставимом по численности населения Пскове. Напомним, большая часть общегородского транспорта ходит на экологически чистом топливе – природном газе, «компенсируя» ядовитые выхлопы личных автомобилей. Город, при всем наплыве машин, не задыхается в смоге.
Повышение тарифов – крайне непопулярная мера, позитивного, как ни объясняй, здесь ничего нет априори. И власти, и перевозчики это понимают. Но нормальное существование автопредприятий, бесперебойная работа городских маршрутов, комфортность автобусов и троллейбусов, достойная зарплата водителей и кондукторов, наконец, – это тоже серьезные вещи, которые надо осознавать. Надо понимать и другое – «задрать» тариф тоже никто не даст. Если люди перестанут ездить в общественном транспорте, это добьет отрасль очень быстро. И это не нужно никому – ни властям, ни перевозчикам, ни горожанам.

С 1 февраля стоимость единого социального проездного билета, согласно постановлению администрации Новгородской области №19 от 18.01.2013, составит: месячного ЕСПБ – 460 руб., на полмесяца – 230 рублей, квартального – 1 тыс. 380 руб. Для участников и инвалидов Великой Отечественной войны – 120, 60 и 360 руб. соответственно.



Читайте также


Комментарии

Андрей
24.01.2013

Уважаемая редакция! Я человек не вредный и ругаться не люблю, тем более с прессой. Но текст статьи « Держитесь за поручни» возмутил. Это что панегирик или хвалебная песнь нашему общественному транспорту. Во первых даже не удосужились поднять вопрос об улучшении этого самого обслуживании, перед тем как ратовать увеличению тарифов. И нечего петь диферамбы этому «общественному транспорту» сервис просто похабный мягче слова не подобрать. Приведу примеры, чтобы не быть голословным. Возьмите пазики, обслуживающие положим маршрут 17, ржавчина и грязь. На одежде после поездки остаются следы то ли пыли то ли земли. А нарушение расписания, в недалёкую так сказать Рождественскую неделю на автобус было просто не попасть, по какому расписанию или маршруту он ходил не известно, а я подозреваю что его просто не было. Вероятно это забота о водителе, как же ему и работать в новогодние праздники. Вот тоже недавний случай позавчера 22 января вечером, чёрт меня дёрнул уехать на 16 автобусе в 18.50 со станции « Старый рынок ». Просто подумалось, что перееду до Кремлёвского парка, а там и 17а и то тоже 17, но не тут-то было я простоял до 19.30 и тогда понял что пролетаю как некая фанера… Автобусы просто не пришли. Хотя уезжая я видел 17 стоящий на Старом рынке. Вероятно водитель решил что переработался и сократил график. Тобиш не поехал по маршруту. И это не единичные случаи самоуправства водителей или «умелого» руководства автохозяйства. Нарушения расписания, уход с маршрута, планировка расписаний по неизвестно какому принципу, то что удобства пассажиров в этот принцип не входят это точно. Возьмём экономию. Достаточно понаблюдать за той же остановкой « Старый рынок » там останавливаются 12,13,16,17 маршруты. Сколько автобусов уходят пустыми от остановки, не потому что нет пассажиров а потому-что их не берут. И сколько пустых автобусов болтается по городу, вероятно ввиду отсутствия учёта и контроля. Учить экономике я никого не собираюсь, но знаю, что у рачительного хозяина всё приносит выгоду. На данный момент мне кажется, просто отсутствует заинтересованность в работе, а присутствует желание срубить очередную денежку с пассажира. Практика повышения цен не гарантирует ни качества работы, ни увеличения бюджета у автотранспортников, потому что предприятия не развиваются. А увеличение числа автобусов не есть признак развития. Развитие это улучшение качества, сервиса и культуры обслуживания, заинтересованность в прибыли от работы, а не от увеличения цен. Выискивание новых возможностей в этой области, развитие и качество обслуживания маршрутов. А так как это происходит сей час, не надо быть пророком чтобы предсказать, что такая же ситуация будет повторятся. И так же будут приводится причины и обоснования повышения цен.

PS.Вы знаете, меня уже сей час возмущает то, что придётся платить ещё дороже за то, что останется на прежнем, неприемлемом уровне. Вероятно это письмо в никуда, естественно, что оно не изменит ситуацию, хотя иногда всё-таки хочется верить что будет и на нашей улице праздник, а не бесконечное похмелье….

М.Боголюбов
29.01.2013

Андрей, с вами невозможно не согласится. И упомянутое вами направление — давно проблематичное. И в материале, если обратили ванимание, есть про претензии к перевозчикам. Но сказать, чтобы уж совсем ничего не понялось по общественному транспорту — нельзя. Изменения к лучшему есть, хотя и недостаточно. История с тарифами давняя, их очень долго проверяли, в итоге пришли, что надо повышать. Сложная тема, в любом случае. Но предъявлять претензии, вероятно, сейчас будет проще, а не слышать бесконечное — у нас убытки.

Александр
30.01.2013

К транспорту не имею отношения.
Считаю, что некоторое повышение уместно: 1. инфляция — топливо и запчасти дорожают;2. повышение зарплат — возрастают затраты на обслуживающий персонал; 3. парк ТС все-таки обновляется.
P.s. насчет уважения к пассажирам согласен — сам бывает жду 4-ку на Державина — 1-ый ходит, 19-ый ходит, а 4-ке 1-2 раза пропустить, как нечего делать, и ведь не узнаешь на остановке, что автобуса в ближайшие полчаса не будет.
P.P.s. А насчет качества обслуживания, вспоминаются 2 анекдота 1. Если вы намотались на колесо — это еще не повод не оплачивать проезд!
2. Мужчина, уберите голову со ступенек — пройти мешаете!

М.Боголюбов
30.01.2013

Кстати, ваша правда, Александр. Есть проблема с информированием по графику. У нас только 4 остановки оборудованы такими табло. Сказ простой — денег нет. После повышения, возможно, поднимем тему. Удачи!

Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.