О бедных бюджетах замолвите… А лучше позвольте заработать самим
Получит ли бюджет Великого Новгорода дополнительные деньги, сколько будет стоить проездной билет, кто отремонтирует убитые к весне улицы, почему столь безобразна уборка тротуаров – это и многое другое на прошедшем во вторник брифинге прокомментировал мэр Юрий Бобрышев.
Однако повышаются
Начнем с малоприятного, но, увы, ожидаемого. В понедельник подписано постановление администрации города (полностью текст см. на стр. 14) о новых тарифах на проезд в автобусах и троллейбусах, они начнут действовать с 1 марта. А именно – 16 руб. за одну поездку вместо нынешних 15. Стоимость проездного билета на месяц составит 850 руб., школьного – 370 руб., студенческого – 500 руб., именного пенсионного – 530 руб. и т.д.
Ранее администрация области в полтора раза увеличила стоимость единых социальных проездных билетов. О причинах этой вынужденной меры мы уже неоднократно писали, но вкратце напомним.
В городе тарифы не пересматривались почти 2 года. Между тем, и ГСМ, и запчасти, и «коммуналка» выросли в цене, зарплата работников АТП остается ниже средней по Новгороду, убытки идут по нарастающей. Ко всему прибавились многомиллионные расходы на ГЛОНАСС, тахометры, обязательное страхование пассажиров — это уже требование Правительства России.
Заметим, стоимость проезда будет увеличена на 6%, то есть не превысит уровня инфляции за один год. «Были предложения об увеличении тарифа до 18, 20 и даже 22 рублей. Все они внимательно изучались, но в итоге мы остановились на 16 рублях. Замечу, повышать стоимость проезда мэрия имеет право только раз в год», – подчеркнул Юрий Бобрышев.
Ситуация по общественному транспорту в городе меж тем остается непростой. Прежде всего речь о троллейбусном депо, убытки которого достигают 4 млн руб. в месяц. Переговоры с потенциальными инвесторами из Вологды ведутся (вологжане рассматривают и возможность увеличения маршрутов), должны завершиться к осени. Если закончатся ничем, то городу придется или изыскивать более 40 млн руб. на дотирование работы троллейбусов, или… «Говорю открытым текстом – возможно, будет поставлен вопрос о закрытии депо», – заметил мэр.
Без реверансов
О том состоянии, в котором ныне пребывают муниципальные бюджеты, шла речь в том числе и на первом заседании Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы Сергее Нарышкине, где Юрий Бобрышев выступал как Президент Союза городов Центра и Северо-Запада России. В частности, было сказано, что федеральный центр «скинул» с себя на муниципалитеты полномочий на 5 триллионов руб., при этом денег дал только половину от этой суммы.
По словам Юрия Бобрышева, полемика была острой. Ее суть свелась к следующему. Прежде всего муниципалитеты денег из федерального бюджета не выпрашивают, они способны их заработать сами – только дайте возможность. Например, инвестиции. Пример простой. Если сейчас в Новгороде построить завод на 5 тыс. рабочих мест (а крупнее по России проектов-то особо и нет), то нынешняя прибыль в бюджет с него за счет НДФЛ составит только плюс полтора процента – мягко скажем, не тема. Но если добавить в налог на прибыль 2% дополнительно для муниципального бюджета, разговор пойдет уже о других суммах. Опять же стимула у муниципалов в поисках инвесторов значительно прибавится.
Такой же интерес у муниципальных властей и по административным штрафам — в местную казну пока поступают далеко не все.
Далее. Транспортный налог, где все деньги идут в общий котел, но кто сколько получит обратно — четко не регламентируется.
Да, у мэра и губернатора сложились хорошие деловые отношения, город не обижен, но эти отношения все-таки не буква закона. Понятно, у Новгорода, где «вращается» немалая часть зарегистрированного по региону транспорта, интерес особый, прежде всего в части ремонта дорог.
Кстати, что касается последнего, то здесь все-таки без федеральной поддержки не обойтись – цифры со слишком многими нулями не то что городу – региону не потянуть. Например, настоящий (то есть на много лет вперед) ремонт одного километра улицы Космонавтов с выносом всех сетей за пределы дороги обойдется в 300 млн руб. «Я сам не поверил этой цифре, но потом посмотрели все внимательно – да, так и есть. Речь ведь идет о действительно качественном ремонте, когда на дороге, например, больше не будет крышек от канализационных колодцев», – сказал мэр, заметив, что федеральное финансирование необходимо и в других программах – например, по модернизации «Водоканала», полигона ТБО и т.д.
Как подчеркнул Юрий Бобрышев, несмотря на общение «без реверансов», тезисы нашли поддержку у Сергея Нарышкина, вполне возможно, что-то уже вскоре будет воплощено в жизнь.
Хочется надеяться – действительно будет. И не получится, как некогда с комиссией по децентрализации власти под руководством в ту пору вице-премьера Правительства России Дмитрия Козака. Она тоже собиралась под знаменем справедливого подхода к муниципалитетам. Закончилось тем, что муниципальные бюджеты дополнительно «ощипали» на 10%, Великий Новгород потерял около 400 млн руб. Повторения такой истории наш бюджет уже не переживет.
В поисках людей с лопатами
Однако вернемся с горних высей федеральной власти на землю Великого Новгорода с очень неприглядными по нынешней оттепели дорогами. Кто займется ямами на этих вроде как недавно отремонтированных магистралях? Подрядчики в рамках гарантийных договоров, заявляет мэр, соответствующие претенциозные письма уже подписали. Но вот, как выясняется, не все из подрядчиков живы. То есть, нет, руководители вполне даже здравствуют с полученными из бюджета деньгами, но где-то не здесь – фирм не существует, претензии предъявлять некому. Ну что сказать? Вот он, печально знаменитый ФЗ-94 по госзакупкам, где кто дешевле – тот и прав (еще одна тема для Совета по МСУ при ГосДуме). Исправлять ошибки федеральных законодателей придется опять же за бюджетные деньги – город будет латать ямы за свой счет.
Хотя где-то местная казна даже экономит, но это не радует совершенно. Речь об уборке города, точнее, тротуаров. Претензий (в том числе и у мэра) к исполнителям муниципального заказа предостаточно. Как заметил Юрий Бобрышев, компании исправно штрафуются, им невыплачивают многие тысячи рублей за невыполненную работу. Но толку от этих карательных мер немного. Беда в том, что по-настоящему крупных фирм, способных заняться наведением порядка на городских улицах, – раз-два, и их все мы знаем. Других – нет, убирать город – это не банковский офис открыть, толпы желающих не видно. Правда, Великим Новгородом не прочь заняться компания из далекого эстонского Кохтла-Ярве, до этого убиравшая Псков. Однако качество уборки нашего «молодшего брата», так скажем, тоже впечатления не производило.
В любом случае, вопрос стоит остро. И это явно одна из задач, которую городской власти придется решать самостоятельно, не очень-то надеясь на федеральные «подвижки».
Михаил БОГОЛЮБОВ
Анна БОЧАРОВА (фото)