О бедных бюджетах замолвите… А лучше позвольте заработать самим

14.02.2013

Получит ли бюджет Великого Новгорода дополнительные деньги, сколько будет стоить проездной билет, кто отремонтирует убитые к весне улицы, почему столь безобразна уборка тротуаров – это и многое другое на прошедшем во вторник брифинге прокомментировал мэр Юрий Бобрышев.

Однако повышаются

Умножаем на икс?Начнем с малоприятного, но, увы, ожидаемого. В понедельник подписано постановление администрации города (полностью текст см. на стр. 14) о новых тарифах на проезд в автобусах и троллейбусах, они начнут действовать с 1 марта. А именно – 16 руб. за одну поездку вместо нынешних 15. Стоимость проездного билета на месяц составит 850 руб., школьного – 370 руб., студенческого – 500 руб., именного пенсионного – 530 руб. и т.д.
Ранее администрация области в полтора раза увеличила стоимость единых социальных проездных билетов. О причинах этой вынужденной меры мы уже неоднократно писали, но вкратце напомним.
В городе тарифы не пересматривались почти 2 года. Между тем, и ГСМ, и запчасти, и «коммуналка» выросли в цене, зарплата работников АТП остается ниже средней по Новгороду, убытки идут по нарастающей. Ко всему прибавились многомиллионные расходы на ГЛОНАСС, тахометры, обязательное страхование пассажиров — это уже требование Правительства России.
Заметим, стоимость проезда будет увеличена на 6%, то есть не превысит уровня инфляции за один год. «Были предложения об увеличении тарифа до 18, 20 и даже 22 рублей. Все они внимательно изучались, но в итоге мы остановились на 16 рублях. Замечу, повышать стоимость проезда мэрия имеет право только раз в год», – подчеркнул Юрий Бобрышев.
Ситуация по общественному транспорту в городе меж тем  остается непростой. Прежде всего речь о троллейбусном депо, убытки которого достигают 4 млн руб. в месяц. Переговоры с потенциальными инвесторами из Вологды ведутся (вологжане рассматривают и возможность увеличения маршрутов), должны завершиться к осени. Если закончатся ничем, то городу придется или изыскивать более 40 млн руб. на дотирование работы троллейбусов, или… «Говорю открытым текстом – возможно, будет поставлен вопрос о закрытии депо», – заметил мэр.

Без реверансов

О бедных бюджетах замолвите... А лучше позвольте заработать самим 2О том состоянии, в котором ныне пребывают муниципальные бюджеты, шла речь в том числе и на первом заседании Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы Сергее Нарышкине, где Юрий Бобрышев выступал как Президент Союза городов Центра и Северо-Запада России. В частности, было сказано, что федеральный центр «скинул» с себя на муниципалитеты полномочий на 5 триллионов руб., при этом денег дал только половину от этой суммы.
По словам Юрия Бобрышева, полемика была острой. Ее суть свелась к следующему. Прежде  всего муниципалитеты денег из федерального бюджета не выпрашивают, они способны их заработать сами – только дайте возможность. Например, инвестиции. Пример простой. Если сейчас в Новгороде построить завод на 5 тыс. рабочих мест (а крупнее по России проектов-то особо и нет), то нынешняя прибыль в бюджет с него за счет НДФЛ составит только плюс полтора процента – мягко скажем, не тема. Но если добавить в налог на прибыль 2% дополнительно для муниципального бюджета, разговор пойдет уже о других суммах. Опять же стимула у муниципалов в поисках инвесторов значительно прибавится.
Такой же интерес у муниципальных властей и по административным штрафам — в местную казну пока поступают далеко не все.
Далее. Транспортный налог, где все деньги идут в общий котел, но кто сколько получит обратно — четко не регламентируется.
Да, у мэра и губернатора сложились хорошие деловые отношения, город не обижен, но эти отношения все-таки не буква закона. Понятно, у Новгорода, где «вращается» немалая часть зарегистрированного по региону транспорта, интерес особый, прежде всего в части ремонта дорог.
Кстати, что касается последнего, то здесь все-таки без федеральной поддержки не обойтись – цифры со слишком многими нулями не то что городу – региону не потянуть. Например, настоящий (то есть на много лет вперед) ремонт одного километра улицы Космонавтов с выносом всех сетей за пределы дороги обойдется в 300 млн руб. «Я сам не поверил этой цифре, но потом посмотрели все внимательно – да, так и есть. Речь ведь идет о действительно качественном ремонте, когда на дороге, например, больше не будет крышек от канализационных колодцев», – сказал мэр, заметив, что федеральное финансирование необходимо и в других программах – например, по модернизации «Водоканала», полигона ТБО и т.д.
Как подчеркнул Юрий Бобрышев, несмотря на общение «без реверансов», тезисы нашли поддержку у Сергея Нарышкина, вполне возможно, что-то уже вскоре будет воплощено в жизнь.
Хочется надеяться – действительно будет. И не получится, как некогда с комиссией по децентрализации власти под руководством в ту пору вице-премьера Правительства России Дмитрия Козака. Она тоже собиралась под знаменем справедливого подхода к муниципалитетам. Закончилось тем, что муниципальные бюджеты дополнительно «ощипали» на 10%, Великий Новгород потерял около 400 млн руб. Повторения такой истории наш бюджет уже не переживет.

В поисках людей с лопатами

Однако вернемся с горних высей федеральной власти на землю Великого Новгорода с очень неприглядными по нынешней оттепели дорогами. Кто займется ямами на этих вроде как недавно отремонтированных магистралях? Подрядчики в рамках гарантийных договоров, заявляет мэр, соответствующие претенциозные письма уже подписали. Но вот, как выясняется, не все из подрядчиков живы. То есть, нет, руководители вполне даже здравствуют с полученными из бюджета деньгами, но где-то не здесь – фирм не существует, претензии предъявлять некому. Ну что сказать? Вот он, печально знаменитый ФЗ-94 по госзакупкам, где кто дешевле – тот и прав (еще одна тема для Совета по МСУ при ГосДуме). Исправлять ошибки федеральных законодателей придется опять же за бюджетные деньги – город будет латать ямы за свой счет.
Хотя где-то местная казна даже экономит, но это не радует совершенно. Речь об уборке города, точнее, тротуаров. Претензий (в том числе и у мэра) к исполнителям муниципального заказа предостаточно. Как заметил Юрий Бобрышев, компании исправно штрафуются, им невыплачивают многие тысячи рублей за невыполненную работу. Но толку от этих карательных мер немного. Беда в том, что по-настоящему крупных фирм, способных заняться наведением порядка на городских улицах, – раз-два, и их все мы знаем. Других – нет, убирать город – это не банковский офис открыть, толпы желающих не видно. Правда, Великим Новгородом не прочь заняться компания из далекого эстонского Кохтла-Ярве, до этого убиравшая Псков. Однако качество уборки нашего «молодшего брата», так скажем, тоже впечатления не производило.
В любом случае, вопрос стоит остро. И это явно одна из задач, которую городской власти придется решать самостоятельно, не очень-то надеясь на федеральные «подвижки».

Михаил БОГОЛЮБОВ
Анна БОЧАРОВА (фото)



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.