Борис АКУНИН: «Меня интересует Новгород Великий… как несостоявшийся путь развития России»

28.02.2013

Наш собеседник – писатель Борис Акунин, один из главных участников Дней русской книги в Париже. Узнав, что помимо издательств, знакомивших с книжными новинками, на выставке представлен Великий Новгород – единственный из  российских городов, Борис Акунин направился к экспозиции со словами: «Надо посмотреть, что у вас там». Полистал юбилейное издание, буклет по Рюрикову городищу, историю Новгорода на французском языке…

Борис АКУНИН:  «Меня интересует Новгород Великий... как несостоявшийся путь развития России»

– Если так привлекает Новгород, не планируете ли приехать к нам?
– Если понадобится – приеду! – И с благодарностью принял от новгородской делегации подарок — красочное издание, выпущенное к 1150-летию Российского государства. – Новгород Великий очень меня интересует. Сейчас я много про него читаю, интересует опыт новгородской демократии, новгородской республики и новгородский путь как несостоявшийся путь развития России.
– В книге «Внеклассное чтение» Вы совсем на короткое время отправляете героев романа в провинциальный Новгород конца XVIII века, отметив лишь, что этот город очень старый. Не возникает ли желания переместить Ваших героев в Новгород периода его расцвета?
– Да, я собираюсь это сделать.
Мы продолжаем общаться с популярным автором в зале уже в формате  творческой встречи.
– Как рождаются Ваши сюжеты?
– Меня интересуют загадки или ситуации, когда история умалчивает о том, что произошло на самом деле, или когда исторические события неожиданно вдруг заканчиваются, а я могу их продолжить. Например, Бородинское сражение. Почему в решающий момент Наполеон не ввел старую гвардию? Если бы он это сделал, исход битвы оказался бы другой. Но ни один историк, сколько бы я ни читал, объяснить этот факт не мог. Это позволило мне написать роман «Квест» и изложить свою версию событий. Также непонятно, почему нападение Гитлера 22 июня 1941 года застало Сталина врасплох («Шпионский роман»). Или загадка Плевненской осады («Турецкий гамбит»).

Французские организаторы представляют Акунина как человека очень известного и очень начитанного. Долгое время он возглавлял журнал «Иностранная литература» и читал гораздо больше, чем публиковал. Кроме того, он специалист по японской культуре и литературе, много занимался переводами японских авторов на русский язык, инициировал издание 20-томной «Антологии японской литературы». Но сегодня во всем мире его больше знают по серии захватывающих детективов, каждый из которых – интрига, роковое стечение обстоятельств, необычный фрагмент русской истории.
Начиная с 1991 года в России произошел спад интереса к книге, но во многом благодаря историческим детективам про Фандорина и другим романам Бориса Акунина Россия опять может называть себя самой читающей страной в мире. Эти слова прозвучали под аплодисменты многочисленных участников и гостей фестиваля русской книги в Париже.
Первая книга Акунина «Азазель» вышла в свет в 1998 году, сразу став бестселлером и заинтриговав миллионы читателей. Этот и другие романы — «Турецкий гамбит», «Статский советник», «Шпионский роман» (всего написано более 40), а также их экранизация и театральные постановки сделали автора одним из самых популярных. Впрочем, авторов несколько – Борис Акунин, Григорий Чхартишвили (настоящее имя писателя), еще есть Анна Борисова, Анатолий Брусникин. Но все это один и тот же писатель-экспериментатор – Борис Акунин, ставший брендом, обреченным, как говорят, на успех.

Чтобы использовать известные факты и излагать свои версии малоизвестных или вовсе не известных событий, я придерживаюсь нескольких правил. Чтобы дети не изучали историю по моим романам, использую исторического персонажа, немного изменяя его фамилию. Допустим, генерал Скобелев у меня превращается в генерала Соболева. Таким образом, я показываю, что это мои персонажи, а не исторические герои, и я что хочу, то и делаю с ними. При этом ощущаю себя хозяином положения: никто не может меня упрекнуть в том, что пишу не так, как было, потому что все свидетели тех событий давно умерли. А если меня начинают упрекать профессиональные историки – так я же не пишу историю, просто предлагаю свою версию.
– Кого Вы выделяете из современных писателей?
– Раньше, когда я не был писателем, я всё читал. А как стал писать сам, читать перестал. Понял, что читать художественные книги других писателей мне вредно. Это снижает прицел.
– Какова, на Ваш взгляд, общественная роль писателя?
– Не думаю, что участие в общественно-политической жизни напрямую связано с писательской профессией. Мы сейчас живем в очень интересное время. Но это не значит, что все россияне участвуют в интересных событиях, большинство стоят в стороне. Но у меня есть твердое ощущение, что не участвовать в этом движении невозможно и неприлично. Мне действительно нравятся нынешние времена в России, времена трудные, потому что борьба идет за умы людей, и потому – времена правильные. И я не сомневаюсь в том, что у нас в стране все будет хорошо.
– Вы активный блогер. Почему?
– У меня есть блог в Интернете. Много лет я перелопачиваю тонны исторической литературы в поисках фактов и деталей, которые пригодятся в работе. Всё, что цепляет внимание, аккуратно выписываю. Но в дело идет максимум 5 процентов, а остальные занятности так и лежат мертвым грузом, пропадают зря. Вот я и подумал, отчего бы не поделиться, а то ни себе, ни людям. Какие-то из этих разномастных сведений вам, уверен, и так известны. Но что-то, возможно, удивит, напугает, обрадует или заставит задуматься – как в свое время меня. Так появился мой блог в Интернете. Буду вести его до тех пор, пока не иссякнут закрома.

Борис АКУНИН:  «Меня интересует Новгород Великий... как несостоявшийся путь развития России»
Некоторое время назад я обратился к читателям с просьбой предложить мне какую-то загадку, происшествие, необычность и сказал, что могу предложить свою версию этого события. Посетители блога могут проголосовать за то, что, по их мнению, самое загадочное. Читатели предложили много нестандартных загадок, таких, например, как пропажа корабля «Мария Селеста» или происхождение человечества. Но с большим отрывом от других невероятных историй на первом месте оказалась загадка о пропавшей группе Дятлова. Это из времен моей юности, об этой истории ходили самые невероятные слухи.
В 1959 году на Северном Урале пропала группа студентов-лыжников. Позже их обнаружили мертвыми, у них были оранжевые лица. Что произошло – совершенно непонятно. И эта загадка с тех пор не дает людям покоя. Существуют самые разные версии – от инопланетян до козней ЦРУ. Я оказался в сложной ситуации и предложил читателям вместе продумать варианты повести. Текст стал печатать главами, предлагая концовку выбрать читателю в зависимости от его пожеланий. Финал получался любопытным. Оказалось, большинство читателей захотели, чтобы бедных туристов убили американские шпионы. Когда мы завершили историю, было высказано пожелание опубликовать все это. Я был в затруднительной ситуации, но возникла идея использовать форму такого рода сотрудничества. Начинается вступительная глава, потом читателю дается выбор в зависимости от того, какой вариант развития действия ему больше нравится. Если читатель хочет один исход событий – он попадает на 15 страницу, если другой – перемещается на страницу 30 и так далее. Таким образом, в одной обложке получается 9 или 16 версий. То есть эту книжку можно читать несколько раз в разных жанрах и с разными концовками, она может быть страшная, смешная, философская, любовная, в зависимости от того, чего хочет читатель. Это своего рода литературная гимнастика.
– Как на Вас влияет Ваш герой Фандорин?
– Я устал от него.
– И он окончательно убит?
– Для тех, кто не читал мой последний роман «Черный город», я из гуманизма не буду отвечать на этот вопрос. Но так как обещал выпустить 16 историй про Фандорина, то обещание выполню. При этом я специально делаю большие интервалы между Фандоринскими романами, чтобы сбить со следа.
Сейчас писать эти романы менее интересно, чем вначале. Объясняю тем, что я старею, с возрастом все затухает, говорю как мужчина, проходящий через разные возрасты жизни.
С годами понимаешь, что уже не хочется учиться, а хочется всех учить. Хотя самому себе я давно объяснил, что правильная жизнь, когда все время учишься. И стараюсь придерживаться этого. Фандорин тоже стареет. Поэтому я его использую как пример. Смотрю, как он это делает, и извлекаю для себя уроки.
– Вы довольны сделанным?
– Многое не получилось из того, что хотелось. Собственно, ни одна книга не получилась такой, какой представлялась в моем воображении первоначально. Те мои книги, которые считают лучшими, они испорчены процентов на 20. Когда начинаешь задуманное воплощать на бумаге, понимаешь, что не хватает того, не хватает другого. Сейчас писать стало труднее. Большинство моих читателей молодые и очень молодые и их не всегда интересует то, что я сейчас пишу. Да и я сам по истечении времени становлюсь все более эгоистичен как писатель. Это значит, пишу так, как интересно прежде всего мне самому. Во всяком случае, чувствую, что моя писательская карьера подходит к концу.
То есть хочу сказать, что «ухожу из большого спорта», но писать буду, иначе не знаю, что мне делать с моей жизнью.
– Уходите победителем или побежденным?
– Победителем. И без сожаления. И с большой благодарностью литературному опыту, потому что я многому научился, многое для себя взял. Для меня писательство – не просто составление букв, а образ жизни. Дело в том, что я японист и меня с детства приучили к тому, что дело, которым ты занимаешься в жизни, это долг. Для меня писать – означает осмысленность жизни. Когда сталкиваюсь с какой-то проблемой, хочу для себя найти объяснение – сажусь и пишу.

Светлана АНТОНОВА
Анна БОЧАРОВА (коллаж)

 



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.