Уберите с экранов «Бармалеев»

15.01.2009
Дети сами стараются защитить себя от негатива, и им в этом надо помочь

На семейном совете обсуждали вопрос покупки нашему ребенку, оторому весной стукнет три года, «взрослой» кровати. «Будешь, – говорим, – спать, как большой». «Да, – отвечает безапелляционным тоном, – и компьютер надо купить…» Мы, конечно, сильно удивились – компьютеров дома не держим, видно, в садике наслушался.
Решили: пора уже задумываться о влиянии Интернета на развитие  воспитание нашего подрастающего поколения…

Это, конечно, шутка. Но насколько, в самом деле, влияют Интернет и средства массовой информации вообще на формирование личности ребенка? Этому вопросу посвящена одна из комплекса действующих в Великом Новгороде программ «Содружество». В 2008 году Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов в рамках программы провел социологическое исследование как раз на тему влияния СМИ на воспитание юных горожан (опрашивались новгородцы от 15 лет).

Выяснилось, что местные печатные издания читают 83 процента жителей города. По популярности разделов на первом месте стоят вопросы здоровья и экологии, на втором – материалы об истории Великого Новгорода. Местные радиопередачи слушают 38 процентов. Здесь на первом месте — новости, на втором – вопросы здоровья и экологии. Местное телевидение смотрят 84 процента горожан. По популярности передач на первом месте стоят новости, на втором – материалы об экологии, информация о проведении досуга. Местными информационными лентами Интернета пользуются 22 процента. По популярности сайтов на первом месте — новости, на втором – информация о проведении досуга. Во всех СМИ вопросы воспитания, обучения в школе, материалы о спорте занимают у читателей последние места в рейтинге востребованности. В то же время сложился и своеобразный рейтинг «востребованности» самих СМИ: на первом месте у 60 процентов жителей города стоит телевидение, у 17 процентов — местные печатные издания,  у 11 – радио, у 11 — Интернет. (Кстати, по аналогичным данным пятилетней давности первенство было у ТВ, второе место – у радио, третье – у газет, Интернет вообще значился в рамках статистической погрешности).

И вот тут-то пора задуматься, чем же пичкают нас современное телевидение и Интернет. Авторы комплекса программ «Содружество» отмечают, что в СМИ «публикуется недостаточно материалов полемического характера, практической направленности, вызывающих потребность в соучастии и самосовершенствовании, недостаточно программ игрового характера, дискуссионных, адресованных подросткам и их родителям». А если учесть, что более 80 процентов взрослых читают местные печатные издания и смотрят местное телевидение, но при этом обходят в них стороной тему воспитания детей, может, стоит об этом самом воспитании писать по-другому? Так, чтоб было интересно взрослым?

Попробуем договориться о том, что именно нас не устраивает во влиянии СМИ на детей и молодежь. Слово – новгородцам, представителям общественности и власти.

Юрий Михайлович Левков, председатель городского Совета ветеранов:

– Прежде чем говорить о том, что молодежь наша плохая, надо разобраться. Был у меня такой случай. Еду как-то в автобусе с праздничных мероприятий по случаю Дня Победы. А впереди сидят двое молодых людей: поцарапанные, в синяках, одеты не парадно, пива, чувствуется, выпили. Сижу и думаю: «Из тюрьмы, наверное… Такая-сякая молодежь…» И тут эти двое встают, чтобы из автобуса выйти, и говорят: «С праздником тебя, отец! Живи долго!» Я подумал, что нельзя судить плохо обо всей молодежи. Вот такие поцарапанные на войне в атаку шли, а красиво говорящие в костюмчиках в тылу пристраивались.

Что касается воспитания средствами массовой информации, к СМИ такое пожелание: не надо сгущать чёрные краски в отношении нашей истории. Потому что, когда нынешние молодые станут старыми, о них тоже будущие средства массовой информации будут говорить: это они сделали не так, здесь поступили неправильно. А ведь каждое поколение живёт своим умом…

Сергей Израилевич Брутман, журналист, редактор «Новой новгородской газеты», награжден почетным знаком «За заслуги перед Великим Новгородом»:

– Если речь идет о подростках, то, по моим наблюдениям, не читают они газет, по телевидению смотрят только развлекательные каналы, новостями интересуются в Интернете, и то потому, что на развлекательных сайтах есть ссылки на новости. Мы возвращаемся в XIX век, когда один слой населения умел читать, а другой нет. Хорошо это или плохо – не знаю, но тенденция характерна для всего человечества. Что делать, чтобы подростки стали читать? Чтение – это труд, а для труда нужна мотивация. У старшего поколения есть дефицит общения, и через печатное слово люди этот дефицит восполняют. А молодежь тусуется, у них этого дефицита нет.

Елена Федоровна Филиппова, заместитель председателя Думы Великого Новгорода:

– Роль СМИ невозможно переоценить. К сожалению, в наше время дети иногда больше подвержены их влиянию, чем влиянию родителей и педагогов, а «гламурно-жёлтая» информация привлекает детские умы больше, чем серьезные издания.

Хотелось бы видеть больше позитивных телевизионных передач и публикаций о семейных ценностях, о детях и для детей. Обратите внимание, что в школах всё больше появляется собственных средств массовой информации – газет, журналов, Интернет-сайтов, радио и даже телевидения, которые настроены на добрую, творческую волну. Дети сами стараются защитить себя от негатива, им надо помочь в этом. Может быть, у нас со временем появится городское детское издание?

    * * *

Беседа с Еленой Федоровной вывела еще на одну интересную тему: помимо СМИ как таковых существуют в природе и средства корпоративной массовой информации. У них нет проблемы поиска финансирования (фирма всегда выделит деньги), соответственно, нет проблемы «продаваемости» читателю, но есть настрой на позитив. Кстати, свою корпоративную бесплатную газету люди, как правило, стараются читать. Всякие злые Бармалеи (вроде повышения тарифов на ЖКХ, монетизации, экономического кризиса и тому подобной взрослой скукотищи и негатива) здесь напрочь отсутствуют. Обычно в этих СМИ пишут о корпоративных мероприятиях с участием семей сотрудников, спортивных праздниках, экологических акциях и т.д. По общему тиражу корпоративные СМИ, пожалуй, могут потягаться и с обычными (если не считать листки рекламных объявлений). А уж если папа с мамой принесут домой с работы газету со своей фотографией, то ребенок это издание обязательно прочитает. И вот в таких-то изданиях есть возможность пропагандировать семейные ценности с уверенностью, что эта самая пропаганда дойдет до того, на кого направлена, – то есть до наших с вами детей.

 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.