Первая «соточка» в «Диалоге»
Организация самой первой выставки в «Диалоге» началась с диалога телефонного:
– Здравствуйте, это Зураб Церетели?
– Да, дорогой.
– А можно выставку Вашу в Новгороде сделать?
– Сделаем, дорогой!
Звонил скульптору руководитель Новгородского центра современного искусства Сергей Пухачёв. Происходило это летом 2009 года.
Сейчас идёт сотая выставка. 7 марта вместе с ней открылось ещё пять экспозиций. На втором этаже, с которого началась волна открытий и выступлений художников, мастеров и организаторов, – произведения гостей из эстонского города Кохтла-Ярве: живопись Александра Дикушенко и куклы Светланы Ветровой.
Картина может быть похожа на куклу. Например, «Пугало». Пугало – где-то далеко и на горизонте, а на переднем плане – просто ветер стелется по пожухлой траве. И как-то похожи на эту картину куклы-медведи. Читаю: «тонированы кофе». На всякий случай понюхал: игрушечные медведи кофе не пахнут.
На соседнем с кофейными медведями столике – куклы-люди. Похожи на героев голливудского переосмысления детских сказок. В каждой есть что-то от Алисы из Страны Чудес. Даже в тряпичном Джокере с золотым посохом. Ещё один клоун – на картине «Кофейная пауза».
Времени осмотреть и описать всё – не хватает.
Перед входом в концертный зал – выставка графики Владислава Татарского. Мрачная, тёмная, жутковатая. И называется «Swale», что в переводе – «болото».
Этажом ниже – кошачье царство.
На полотнах Надежды Соколовой кошки не везде, но присутствуют. Выставка называется «Мои сказки». Дальше – «Фотокотопёс». Это петербургская коллекция фотографий домашних животных. В названии заявлены только кот и пёс, но встречаются на полотнах даже мыши и белки.
А вдоль стен – игрушки-коты, пепельницы-коты, фоторамки-коты, стаканокоты, два кота-будильника и даже кот-увлажнитель воздуха. Это коллекция Алевтины Козелевой. Всего – больше шестисот предметов с изображением кошек.
– Почему кошки? – говорит хозяйка коллекции: – Потому что. Вот так, по-женски отвечаю, и женщины меня поймут. Кошка – это даже не животное, это существо, живущее между двумя мирами. Они гуляют сами по себе, они хозяевам не принадлежат…
И наконец, юбилейная сотая выставка – внизу.
Она называется «Автопортреты». Придумала идею петербурженка Елена Тюнина. Она раздавала холсты одинакового размера художникам, чтобы те нарисовали себя. Первыми откликнулись художники из обеих столиц, Самары и Пскова. Новгород стал пятым городом, принявшим участие в этом проекте.
Народ забивается в зал. Шум.
– Попрошу тишины! – Сергей Борисович пытается докричаться до посетителей. – Если б я был балтийский матрос, я бы свистнул…
Отвлечь внимание от картин и привлечь к церемонии удаётся не сразу. Ученики средней школы к концу урока устают, начинают болтать и плохо концентрируются. За два часа «волны» открытий с посетителями, кажется, произошло то же самое.
– Я вспоминаю лето, первую выставку, как звонили Церетели…
Для художников каждого города, принявшего участие в «Автопортрете», выпущен отдельный каталог. Чтобы зрители могли сравнить фотографии художников и их же изображения. Вручение каталогов художникам напоминает церемонию «Оскара».
И если новгородцы постарались себя нарисовать реалистично, петербургские художники сделали это странно: где-то зеркальные глаза, где-то чертёж человека и ряд отпечатков пальцев.
Всё, выставленное за четыре года, – здесь, разом, в одном месте. Подогревает это ощущение ряд «диалоговских» афиш. Все сто не сохранились – выставлены 63.
В финале выставки – зеркало. Того же размера, что и холсты для автопортретов. И видеть себя в качестве экспоната – странно.
Волна юбилейных открытий продлилась больше двух часов и закончилась разрезанием праздничного торта.
Александр РЫЖЕНКОВ
Анна БОЧАРОВА (фото)