Кадры решают всё. Если зарплата хорошая

21.03.2013

В апреле работники детских дошкольных учреждений получат новую заработную плату, которая была повышена им с 1 марта. Кому именно ждать прибавки – разъясняет председатель городского комитета по образованию Светлана МАТВЕЕВА.

Кадры решают всё. Если зарплата хорошая 1– Повышение зарплаты будет у воспитателей и педагогических работников детских до-школьных учреждений, к концу этого года в среднем она должна сравняться со средним региональным показателем для отрасли общего образования и составить 21 тыс. 473 руб. Но повышаться зарплата будет поэтапно, начиная с марта. На эти цели город получил 66 млн 523 тыс. руб. дотации из федерального и областного бюджетов. На основе разработанной методики деньги, предназначенные для поэтапного повышения зарплаты, просчитаны и распределены между детсадами. Если на конец 2012 года средняя зарплата работников отрасли образования по городу составляла 15 тыс. 363 руб., то за март она должна быть доведена до 16 тыс. 556 руб., а в дальнейшем поднимется до 21 тыс. 473 руб. Для этого городу необходимо еще 110 млн. 200 тыс. руб., и как нас заверили – деньги эти обязательно будут. Но это не значит, что каждый воспитатель или педработник детсада сразу получит на 2-3 тыс. больше.
– Каким же образом будет происходить повышение?
– Оклады, установленные для воспитателей и педагогических работников, останутся прежние, это так называемая базовая часть. Изменится часть стимулирующая. Предлагаемая методика выведения зарплаты, в которую заложен механизм регулирования материальной заинтересованности, не нова. То, что предлагается сейчас по всей стране по оплате труда в школах и детсадах, в Великом Новгороде введено еще с 2008 года и уже доказало свою эффективность. Порядок стимулирующих и компенсирующих выплат разработан на основе специальной методики, отрегулирован нормативными актами профильного комитета, самого образовательного учреждения, а также коллективными договорами и договорами с каждым работником. Причем, у каждого образовательного учреждения разработана и принята своя система оплаты труда, свои критерии оценки, учитывающие специфику именно данного детсада и дающие возможность каждому педагогу реализовать себя в профессии, максимально использовать свой потенциал. За высокий конечный результат, творчество в работе, внедрение инноваций и т.д. – и высокая зарплата.
Существуют рекомендованные стимулирующие выплаты – за стаж, высшее образование, за квалификацию, за специфику работы в детсаду в целом и отдельно – за работу с детьми до 3-х лет. Но есть еще один показатель – это оценка качества, творчества, инициативы конкретного работника. Каждый детсад вправе сам решать, как оценивать и в каких размерах стимулировать такую работу. Другое дело, что средств на эти цели в фонде стимулирования оставалось совсем немного. В результате разница оценки в деньгах работы воспитателя или музыкального педагога, который всю душу вкладывает в процесс воспитания, и специалиста, который просто отрабатывает положенное время, была совсем небольшая, может быть, 200-500 рублей. Запланированное повышение предусматривает увеличение как раз стимулирующей части, за счет которой можно более достойно оценивать  качество работы сотрудника. Причем речь идет не о какой-то фиксированной сумме. Нет. В разных детсадах в зависимости от их специфики, для разных работников могут быть совершенно разные выплаты. У кого-то повышение может оказаться совсем незначительным, все зависит от результатов работы. Главная задача – не автоматически прибавить зарплату, а объективно оценить профессиональный вклад в воспитание детей, стимулировать творческих, инициативных воспитателей и педработников.
Следует отметить, что фонд стимулирующих выплат, а он есть в каждом учреждении образования, складывается из оценки деятельности муниципалитета в сфере образования (она определяется на уровне региона и выводится примерно по 70 параметрам), оценки на уровне муниципалитета результатов работы конкретного образовательного учреждения, и далее – оценки труда каждого работника в самом учреждении. Увеличение фонда стимулирующей части, которая определяется по результатам работы в конкретном учреждении, мотивирует каждого работника и коллектив в целом на высокие качественные показатели, что будет влиять на результативность всех звеньев сферы дошкольного образования.
– То есть повышать зарплаты воспитателям и педработникам детсадов город будет за счет дополнительного финансирования, а не за счет сокращения кадров, как об этом прошел слух?
– Я назвала суммы, которые город уже получил, и зарплата за март будет рассчитываться по-новому. Некоторые связывают ожидаемое повышение зарплаты с реструктуризацией сети детсадов и школ, с сокращением кадров. Да, в ряде районов области, там, где количество детишек сокращается, какие-то меры по оптимизации напрашиваются. Этим, знаю, серьезно занимается областной комитет образования. В городе ситуация совершенно иная. О сокращении кадров и речи не может быть. Более того, сегодня в детсадах у нас 180 вакансий! Нет проблем с нянями, но очень нужны воспитатели с педагогическим, желательно высшим образованием. С нового учебного года планируется открыть новые детсадовские группы на 200 мест, тоже нужны будут кадры, под которые уже примерно просчитана и подготовлена зарплата. Кстати, наметилась тенденция – педагоги, работавшие когда-то в системе дошкольного образования и сменившие из-за низкой зарплаты работу, начали возвращаться в профессию, а текучесть кадров сократилась до 1% и ниже.
– Как заявил Президент РФ, с 1 октября повысится на 5,5% зарплата работников бюджетной сферы. Коснется ли это повышение зарплаты воспитателей и педработников детсадов?
– Да, с 1 октября повысится зарплата не только воспитателей и педагогов детсадов, но и всех других работников – медицинских, поваров, сторожей…

 

В Великом Новгороде 56 муниципальных детских садов, 5 дошкольных отделений в школах и 1 частное дошкольное образовательное учреждение. В них работают 2681 человек, из них 1295 – педагогические работники, 1066 – воспитатели. Детсады города посещают 13 тыс. 564 ребенка от 1 до 7 лет.

 

ДЛЯ СПРАВКИ
На конец 2012 года средняя зарплата работников отрасли образования в городе составляла 15 тыс. 363 руб., что на 19,3% больше 2011 года (12 тыс. 878 руб.). Но при этом средняя зарплата педагогов, работающих в школах и гимназиях, – 22 тыс. 814 руб., а воспитателей и педработников детсадов (к этой категории не относятся медработники, повара, няни, сторожа, уборщицы) – 12 тыс. 84 руб.

 

СПРАШИВАЙТЕ
Комитет по образованию на официальном сайте   Администрации города (adm.nov.ru) открыл «горячую линию» по разъяснению вопросов, связанных с повышением заработной платы работникам детских садов.

 

НАПРИМЕР
Насколько готовы к новшествам по оплате труда на местах? С таким вопросом для примера мы обратились к заведующей детсадом №87 «Буратино» Ольге ШВАБОВИЧ.
– Подходы к начислению новой зарплаты понятны, – ответила она. – Минимальные должностные оклады для всех пока остаются на прежнем уровне и одинаковые: для воспитателей – 4611 руб., для педработников в зависимости от специальности – 4028 руб. (инструктор по физвоспитанию и музыкальный работник), 4240 руб. – социальный педагог, 4993 руб. – логопед и старший воспитатель.
К базовой части зарплаты прибавляются компенсационные и стимулирующие выплаты, в том числе и так называемая муниципальная надбавка. Для каждого детсада, в зависимости от его специфики, они могут быть разными, выводить и просчитывать коэффициенты несложно, по этой системе мы работаем уже в течение пяти лет. Но есть еще один показатель – это оценка качества, творчества или инициативы конкретного работника. Каждый детсад вправе сам решать, как оценивать и в каких размерах, в зависимости от собственных возможностей стимулировать такую работу. Ведь помимо бюджетных есть и внебюджетные источники финансирования. Например, наш детсад оказывает платные услуги (посещение бассейна) или организует дополнительные лицензионные образовательные программы. Часть вырученных денег идет на поощрение специалистов. Другое дело, что стимулирующая часть была небольшая в фонде заработной платы, соответствующие и возможности для оценки труда работников.
У нас разработано положение об оплате труда и принято Советом учреждения. В положении определены повышающие коэффициенты стимулирующих надбавок по 7 направлениям. Назначение этой выплаты происходит предельно гласно, методика выставления коэффициентов известна, но если есть вопросы у воспитателей, педагогов или родители обратились – обязательно разбираемся. До 1 марта средняя зарплата в нашем детсаду была 13 тыс. руб., воспитатели получали кто-то меньше, кто-то больше, но в среднем 12 тыс. 670 руб., другие педагогические работники – 16 тыс. 371 руб.
Реально людям было обидно, когда разница между высокой самоотдачей и минимальными усилиями всего в несколько сотен рублей. Сейчас, считаю, ситуация должна измениться, воспитатель при желании сможет зарабатывать на 3-5 тысяч больше, а до конца года средняя зарплата будет доведена до 21 тыс. 473 руб. И, главное, она на этом не остановится, так как будет «привязана» к среднему показателю в отрасли, а тот – к показателям средней зарплаты в экономике. То есть появляется реальный рычаг для того, чтобы адекватно оценивать ответственность и работу по воспитанию детей, стремление дать им больше.

 

Светлана АНТОНОВА
Алексей МАЛЬЧУК (фото)




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.