Бывая в разных городах и странах, мы стараемся привезти оттуда что-нибудь эдакое, «на память». У всех, конечно, разные запросы к сувенирам, но в одном требовании все схожи: он должен быть оригинальным и недорогим.

Сувенир как бизнес

Если кто помнит, в советские времена в Новгороде выпускались дешевенькие, но такие милые подвески, брошки, значки с изображением памятника Тысячелетие России, Софийского собора, новгородских храмов и гербов всех городов Новгородской области. Стоили они копейки, а настроение создавали. Предприятия производили эти «безделушки» как побочную продукцию «товаров народного потребления», кстати, заказ на которую оплачивало государство. Теперь времена изменились, и «сувенирка» стала самостоятельным бизнесом.

Казалось бы, всевозможных сувениров в Великом Новгороде множество — из дерева, камня, металла, бересты, бисера, изделия «Крестецкой строчки» и т.п. Условно их можно разделить на две группы — сделанный мастерами «эксклюзив» в виде кремлевских башенок из кожи, вырезанных из капа ваз, берестяных туесков с изображениями города. Это стоит дороже. Другая категория – массовая сувенирная продукция, которая, как правило, закупается в Китае, а затем «корректируется» применительно к месту, где продается. Конечно, она дешевле, но такой товар уже вряд ли можно назвать оригинальным, новгородским

Чтобы создать действительно новгородский сувенир, нужно соединить эти два течения. На недавней ярмарке народных промыслов «Никольский торг» новгородские мастера рассказывали, что и рады бы «удешевить» продукцию, разработав оригинальный макет и передав права на его изготовление и продажу бизнес-структурам, да вот никто из предпринимателей не берется. Елена Егорова (на фото), например, уже придумала макет оригинальной открытки. «Если бы кто-то мог запустить ее в производство, было бы здорово. А мастера должны творить. Продавать не наша задача», – считает она. С ней согласна и Марина Банникова, мастер росписи по дереву. «Многие мастера сегодня поставлены в сложные условия, – говорит она. – Чтобы продавать свою продукцию, нужно иметь лицензию, место, за которые нужно заплатить, и если учесть все расходы — выгоды не получается. Это работа только для души».

Поиск «изюминки» Великого Новгорода идет давно — проводился даже конкурс на «самый новгородский сувенир», где в победители вышли «цера с четырехъярусной композицией плетенки» и берестяная карта Великого Новгорода, а также конкурс на талисман города, где первое место досталось голубю Софийского собора. Но до сих пор, к сожалению, эти символы на сувенирных полках встретишь нечасто.

 

Эмблема и имидж

Можно было, конечно, добавить «новгородскости» за счет приближения 1150-летнего юбилея города. Тем более, что и символика официально утверждена. Но на сувенирных лотках в городе ее практически нет. По словам исполнительного директора Фонда 1150-летия Великого Новгорода Юрия Жужменко, именно Фонд согласно постановлениям Администрации города имеет исключительные права на использование символики как предстоящего юбилея, так и Ганзейских дней. Причем безвозмездно использовать ее разрешается структурным подразделениям органов государственной власти, местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям Новгородской области, т.е. официальным лицам. А вот желающие воспользоваться эмблемами в коммерческих целях (в том числе на сувенирах) должны заключить с Фондом соответствующий договор и  оплатить единовременный взнос — 10 тыс. рублей, затем в зависимости от вида продукции вносить платежи — 1% отпускной цены для алкогольной и слабоалкогольной продукции и пива, 0, 5% – для всех остальных товаров.

– На сегодняшний день ни одного договора на коммерческое использование символики юбилея нет, – говорит Юрий Жужменко. – Хотя мы выдали уже 11 свидетельств на безвозмездное размещение эмблем — на календарях, афишах, почтовых марках, в бесплатных телефонных справочниках, понимая, что это продвижение города, создание его имиджа.

 

Как это совместить?

Почему коммерческий договор не пользуется спросом, объяснить сложно. В принципе, это обычная практика, скажем, для европейских городов — продавать лицензию на юбилейную символику, которая используется буквально везде: на сувенирах, ручках, зажигалках, блокнотах, брелоках, футболках, свечах, альбомах для фотографий, сумках, кружках... Традиционно высоким спросом пользуются съедобные сувениры, в первую очередь конфеты. С этим Великому Новгороду повезло – кондитерская фабрика им. Н.К. Крупской разработала и представила специальную упаковку для шоколадной продукции с изображениями живописных видов Новгорода и юбилейной символики.

Но пока желающих «продвинуть» юбилей с помощью продукции — мало. Поэтому Фонд готовится вынести предложение на использование символики праздника безвозмездно и для всех желающих. Единственное, что нужно будет согласовать, – какая эмблема и на каких видах продукции может разместиться. Так что, у гостей города еще есть шанс увезти из Великого Новгорода его оригинальную частичку.