Если тебе собственник имя, за каждый квадратный метр придётся платить
В прошлом номере мы рассказывали о том, как регулярные семинары со старшими по домам и просто заинтересованными жителями, проводимые в своем избирательном округе заместителем председателя Думы Великого Новгорода Еленой Филипповой, помогают отыскивать и успешно решать злободневные проблемы в жилищной сфере. Одна из таких «болевых» точек – оплата владельцами нежилых помещений затрат на содержание мест общего пользования. Должны ли они платить так же, как и собственники квартир? На этот вопрос отвечает известный новгородский юрист Константин ДЕМИДОВ.
– Квартира и, например, магазинчик на первом этаже – две большие разницы. Квартира – это жильё, и здесь применяется Жилищный кодекс, в том числе и в вопросах внесения платы. А нежилое помещение, даже если это и бывшая квартира, к жилью отношения не имеет, а потому и Жилищный кодекс ни при чём.
Именно так порой и думают некоторые собственники нежилых помещений. Рассуждения вполне логичные – вход на улицу отдельный, свои счётчики на коммунальные услуги, даже бак мусорный – и тот свой. Двором не пользуемся, свет в подъезде не жжём, газ – отрезан. Потому и расходы на уборщиц, дворников, ремонты подъездов, покраску песочниц и выбивалок для ковров – вроде как забота только жильцов. И такая позиция до некоторых пор срабатывала. Во-первых, не очень понятно было, какой закон в этом случае применять. В Жилищном кодексе, конечно, нежилые помещения упоминаются, но в основном там, где про перепланировку и переустройство. В Гражданском кодексе тоже лишь общие правила. А как платить, сколько и кому за содержание этих помещений – ни слова. Во-вторых, сами управляющие компании к нежилым помещениям относятся, как к «неродным». По закону вроде договор заключать с их владельцами надо, а как-то неловко. Ведь квартира с её платежом с квадратного метра – это одно, а магазин или офис – совсем другое.
Однако если хорошо поискать, то правила существования нежилых помещений в жилых домах есть. И прописаны они в упомянутых кодексах. Другое дело, что до последнего времени не было чёткой судебной практики их применения. Но теперь единообразное судебное толкование есть. Содержится оно в решениях арбитражных судов, в том числе и самого главного – Высшего арбитражного суда. Если кратко, то вывод судов таков: если есть помещение, то надо платить. Причем точно так же, как платят собственники жилья.
Если принято решение общим собранием – по столько-то рублей с кв. метра на ремонт и содержание общего имущества – платить. Возражения, мол, мусор сами вывозим, у крыльца сами убираемся, в песочнице не играем, через подъезды не ходим, в лифте не ездим – не принимаются. Многоквартирный дом – целостное инженерное сооружение и требует обслуживания в целом. Сколько работ сделано для одного собственника в этом доме, а сколько для другого – посчитать невозможно. А раз так, то и сумму платы высчитать очень легко – тариф, утвержденный общим собранием, умножается на количество кв. метров нежилого помещения – и вот вам сумма месячного платежа. Вынь и положь. Именно собственник. Нести бремя содержания имущества должен он, а потому переложить эти тяготы на арендатора, например, не получится. Все претензии – только к собственнику, а уж он сам пускай со своим арендатором разбирается, как хочет. Так что, ни управляющим компаниям, ни ТСЖ бегать и искать крайнего – кто сегодня пользуется нежилым помещением и не платит за него – не нужно. Собственника установить легко – он записан в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, который ведется Росреестром. Отсутствие договора на обслуживание общего имущества между собственником и управляющей организацией ситуацию для собственника не спасёт. Если помещение объективно существует в доме, сам дом обслуживается, услуги подлежат оплате. И без всякого договора управляющая компания или ТСЖ могут обратиться в арбитражный суд и взыскать с собственника все, что он им задолжал, да ещё и пени, установленные Жилищным кодексом, присовокупить.
Но и объем услуг, который управляющая компания или ТСЖ должны оказывать собственнику нежилого помещения, должен быть таким же, что и для собственников жилья. Это означает, что такому собственнику, как и любому владельцу квартиры, не надо красить фасад у своих окон, подметать тротуар и чистить на нем снег, обслуживать и менять батареи в своем магазине или офисе, менять разводку в подвале, наконец, заключать договор на вывоз мусора и ставить свой контейнер. Это заботы управляющей организации. И прописаны они в правилах ремонта и содержания общего имущества, которые распространяются на всех собственников помещений, как жилых, так и нежилых. Желание многих управляющих компаний «подсунуть» собственникам нежилых помещений договор, по которому собственники платят, а управленцы ничего не делают или делают в ограниченном объеме, – вне закона. Не может договор ограничить обязанности управляющей компании перед конкретным собственником по сравнению с остальными. Кстати, форма и содержание договора должны быть утверждены общим собранием собственников помещений в данном доме и храниться при протоколе общего собрания. Так что есть с чем сверяться. И есть в чём участвовать. Хозяева нежилых помещений такие же полно-правные собственники и имеют право принимать участие в общих собраниях с правами решающего голоса, в том числе и в тех, на которых принимаются решения о величине тарифа на ремонт и содержание дома.
Так что, механизм участия собственников нежилых помещений в общих затратах есть. Дело за малым – управляющим организациям и ТСЖ активно применять этот механизм на практике. А собственникам жилья – «подталкивать» своих управленцев, если те не проявляют должной активности.
Фото Анны БОЧАРОВОЙ