Если тебе собственник имя, за каждый квадратный метр придётся платить

11.04.2013

В прошлом номере мы рассказывали о том,  как регулярные семинары со старшими по домам и просто заинтересованными жителями, проводимые в своем избирательном округе заместителем председателя Думы Великого Новгорода Еленой Филипповой, помогают отыскивать и успешно решать злободневные проблемы в жилищной сфере. Одна из таких «болевых» точек – оплата владельцами нежилых помещений затрат на содержание мест общего пользования. Должны ли они платить так же, как и собственники квартир? На этот вопрос отвечает известный новгородский юрист Константин ДЕМИДОВ.

Если тебе собственник имя, за каждый квадратный метр придётся платить 1– Квартира и, например, магазинчик на первом этаже – две большие разницы. Квартира – это жильё, и здесь применяется Жилищный кодекс, в том числе и в вопросах внесения платы. А нежилое помещение, даже если это и бывшая квартира, к жилью отношения не имеет, а потому и Жилищный кодекс ни при чём.
Именно так порой и думают некоторые собственники нежилых помещений. Рассуждения вполне логичные – вход на улицу отдельный, свои счётчики на коммунальные услуги, даже бак мусорный – и тот свой. Двором не пользуемся, свет в подъезде не жжём, газ – отрезан. Потому и расходы на уборщиц, дворников, ремонты подъездов, покраску песочниц и выбивалок для ковров – вроде как забота только жильцов. И такая позиция до некоторых пор срабатывала. Во-первых, не очень понятно было, какой закон в этом случае применять. В Жилищном кодексе, конечно, нежилые помещения упоминаются, но в основном там, где про перепланировку и переустройство. В Гражданском кодексе тоже лишь общие правила. А как платить, сколько и кому за содержание этих помещений – ни слова. Во-вторых, сами управляющие компании к нежилым помещениям относятся, как к «неродным». По закону вроде договор заключать с их владельцами надо, а как-то неловко. Ведь квартира с её платежом с квадратного метра – это одно, а магазин или офис – совсем другое.
Если тебе собственник имя, за каждый квадратный метр придётся платить 3Однако если хорошо поискать, то правила существования нежилых помещений в жилых домах есть. И прописаны они в упомянутых кодексах. Другое дело, что до последнего времени не было чёткой судебной практики их применения. Но теперь единообразное судебное толкование есть. Содержится оно в решениях арбитражных судов, в том числе и самого главного – Высшего арбитражного суда. Если кратко, то вывод судов таков: если есть помещение, то надо платить. Причем точно так же, как платят собственники жилья.
Если принято решение общим собранием – по столько-то рублей с кв. метра на ремонт и содержание общего имущества  – платить. Возражения, мол, мусор сами вывозим, у крыльца сами убираемся, в песочнице не играем, через подъезды не ходим, в лифте не ездим – не принимаются. Многоквартирный дом – целостное инженерное сооружение и требует обслуживания в целом. Сколько работ сделано для одного собственника в этом доме, а сколько для другого – посчитать невозможно. А раз так, то и сумму платы высчитать очень легко – тариф, утвержденный общим собранием, умножается на количество кв. метров нежилого помещения – и вот вам сумма месячного платежа. Вынь и положь. Именно собственник. Нести бремя содержания имущества должен он, а потому переложить эти тяготы на арендатора, например, не получится. Все претензии – только к собственнику, а уж он сам пускай со своим арендатором разбирается, как хочет. Так что, ни управляющим компаниям, ни ТСЖ бегать и искать крайнего – кто сегодня пользуется нежилым помещением и не платит за него – не нужно. Собственника установить легко – он записан в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, который ведется Росреестром. Отсутствие договора на обслуживание общего имущества между собственником и управляющей организацией ситуацию для собственника не спасёт. Если помещение объективно существует в доме, сам дом обслуживается, услуги подлежат оплате. И без всякого договора управляющая компания или ТСЖ могут обратиться в арбитражный суд и взыскать с собственника все, что он им задолжал, да ещё и пени, установленные Жилищным кодексом, присовокупить.
Но и объем услуг, который управляющая компания или ТСЖ должны оказывать собственнику нежилого помещения, должен быть таким же, что и для собственников жилья. Это означает, что такому собственнику, как и любому владельцу квартиры, не надо красить фасад у своих окон, подметать тротуар и чистить на нем снег, обслуживать и менять батареи в своем магазине или офисе, менять разводку в подвале, наконец, заключать договор на вывоз мусора и ставить свой контейнер. Это заботы управляющей организации. И прописаны они в правилах ремонта и содержания общего имущества, которые распространяются на всех собственников помещений, как жилых, так и нежилых. Желание многих управляющих компаний «подсунуть» собственникам нежилых помещений договор, по которому собственники платят, а управленцы ничего не делают или делают в ограниченном объеме, – вне закона. Не может договор ограничить обязанности управляющей компании перед конкретным собственником по сравнению с остальными. Кстати, форма и содержание договора должны быть утверждены общим собранием собственников помещений в данном доме и храниться при протоколе общего собрания. Так что есть с чем сверяться. И есть в чём участвовать. Хозяева нежилых помещений такие же полно-правные собственники и имеют право принимать участие в общих собраниях с правами решающего голоса, в том числе и в тех, на которых принимаются решения о величине тарифа на ремонт и содержание дома.
Так что, механизм участия собственников нежилых помещений в общих затратах есть. Дело за малым – управляющим организациям и ТСЖ активно применять этот механизм на практике. А собственникам жилья – «подталкивать» своих управленцев, если те не проявляют должной активности.

Фото Анны БОЧАРОВОЙ



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.