Лестница для «талантищ». Хорошо бы только вверх

05.02.2009

Спортивной составляющей есть место и в образовательном процессе. Практика предметных олимпиад, начало которой еще в конце XIX века положило Российское астрономическое общество, сейчас восхищает своим размахом. Существуют, например, сборные страны по математике, литературе или, скажем, географии, которые не только выступают на соревнованиях мирового уровня, но и организуют для этого учебно-тренировочные сборы! В олимпийской структуре предельно четко просматривается отборочная «лестница» – школьный этап, городской, областной, зональный, национальный, континентальный и, наконец, мировой. Принцип, опять же, олимпийский: проигравший выбывает, победивший идет дальше. На прошлой неделе представители Администрации Великого Новгорода чествовали тех, кто «пошел дальше» – победителей городской олимпиады школьников 2008-2009  учебного года.

На церемонию попали только занявшие первые места школьники и готовившие их педагоги. Таковых оказалось много, потому что количество предметов, включенных сейчас в программу образовательных олимпийских игр, пошло на третий десяток. Обычно «допуск» на такие соревнования имеют учащиеся 9-11 классов, но в этом году в некоторых предметах впервые допустили и семиклассников. Естественно, из числа победителей и призеров первого этапа – внутришкольных олимпиад.

– Новгородских школьников, пробовавших свои силы на первом этапе, оказалось в этом году более 18 тысяч, – сказала председатель комитета по образованию Великого Новгорода Наталья Рыбникова. – И около 1900 стартовали на городских олимпиадах. Так что сегодня здесь, в этом зале, действительно сидят самые главные «талантища» нашего города.

«Талантища» сидели принаряженные, напряженные и немного смущенные. Несколько иначе смотрелись  педагоги – в их облике ключевой чертой была гордость. За успешное вложение части своей души.

Вряд ли для педагогов-предметников олимпиадные победы являются приоритетной задачей. Для них важнее сам образовательный процесс. Но они как люди неравнодушные к состязаниям своих лучших учеников подходят серьезно и основательно. К тому же, каждая медаль работает на имидж всей школы… В общем, не случайно побеждают на таких соревнованиях сильнейшие в своих дисциплинах.

Имена учителей тоже ведь, как говорится, на слуху. Анатолий Малякин, Александр Токарев, Галина Чалова, Елена Филиппова, Ольга Коровина, Наталья Варнаева, Наталья Никуличева, Ирина Семенова, Владимир Афанасьев, Нина Баженкова, Надежда Пенязь… В сочетании с этими (и многими другими!) именами нет нужды лишний раз объявлять предмет и школу – они уже стали брендом, знаком качества образования.

А вот фамилии умников и умниц пока мало кому о чем говорят. Но это только пока!

– У меня здесь только один победитель, – рассказывает Нина Семеновна Баженкова, – девятиклассник нашей первой гимназии Николай Тайбарей. Один, но мальчик исключительный! Высший балл в городе по химии плюс победа в олимпиаде по математике!

Оказалось среди победителей и еще несколько таких, кто взял по два, а то и по три первых места. Например,   Алексей Акинщиков из 23-й школы отличился по физике, географии и астрономии. Его достижение повторила Светлана Говорова из гимназии «Исток» (литература, история, искусство). Ну, а дважды лауреатов было и того больше – помимо упомянутого Николая Тайбарея ими стали Виктор Коновалов из гимназии № 3 (экономика, ОБЖ), Елена Шебалкова  из 31-й школы (право, обществознание) и Артем Серов из «Эврики» (информатика, английский).

Впрочем, олимпиада, как говорят сами ее организаторы, призвана не зафиксировать сильнейшего на пьедестале, а подстегнуть дальнейший интерес к предмету. И это очень верно. Вспомните школу, себя и друзей – ведь в те годы очень многие ходили в талантливых, подающих большие надежды… Но с годами как будто ушла, пропала пытливость и гибкость ума, и из очень умных и незаурядных подростков большинство выросли в обычных, «рядовых» взрослых. Почему так происходит?

– Это школа мобилизует, подпитывает, держит в тонусе, форме, – объяснила мне Нина Семеновна, – а потом человек из этой среды выпадает. И тогда становятся важны уже не только его способности, но и характер. И часто бывает, что «троечники» добиваются даже большего в жизни – как раз за счет характера…

Но это уже совсем другая история. 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.