Куда плывут «Алые паруса»

16.05.2013

Пожалуй, многим знакомо имя прекрасного русского писателя Александра Грина. Его творчество проникнуто непоколебимой верой в доброту и внутреннюю душевную силу человека. А повесть «Алые паруса» запоминается еще и ярким романтическим настроем, мечтательностью… Наверное, поэтому многие организации, работающие с детьми и подростками, так любят плыть именно под этими парусами.

Куда плывут «Алые паруса» 1Более  20 лет назад (30 марта 1992 года) был образован «Центр внешкольной работы «Алые паруса». Он  сделал невиданный для того времени шаг, объединив детские клубы заводские и клубы жилищных хозяйств. Заметьте – не под какой-то конкретной эгидой, образовательной или спортивной, а как самостоятельное юридическое лицо со своей уникальной структурой. Факт удивительный еще и потому, что «Алые паруса» долгое время не имели аналогов в России. И только с началом нулевых, с интересом поглядывая на новгородский пример, стали опробовать схожие схемы в Санкт-Петербурге, Москве.
В непростые 1990-е наши «Алые паруса» ни на минуту не прекращали деятельность и даже понемногу разрастались. В общую систему входили 22 клуба. Причем их многопрофильность поражала. Здесь были не только стандартные спортивные, творческие, но и весьма самобытные клубы, занимавшиеся изобразительным искусством с детьми, иностранными языками, дизайном, ратоборством и даже йогой. Для нашего маленького города, понятное дело, вещь удивительная.
В новый век «Алые паруса» вошли с высоко поднятой головой и с фонтаном идей. Однако менялась страна, менялись и ее граждане. Со сменой интересов, даже, можно сказать, ментальности, клубы попали в непростое положение, в котором, в принципе, находятся и сейчас.
Но корабль, несмотря ни на что, все еще на плаву. И, конечно, огромная заслуга в этом его капитана Галины Митрофановны Харитоновой, Почетного гражданина Великого Новгорода. К ней я и обратился, чтобы узнать о настоящем положении вещей.
– Еще в конце 1990-х вставал вопрос о введении для занимающихся в наших клубах так называемой абонентской платы. Конечно, платили бы только те, кто может. Ведь многие годы все, что зарабатывалось нашим учреждением, по итогам года исключалось из бюджета. В то же время финансирование «Алых парусов» состояло лишь из нескольких строчек – зарплата работникам, коммунальные платежи и оплата телефонов на 3 месяца. Было туго, но я проявила в нужное время и в нужном месте надоедливость, да и мы научились правильно считать деньги. В итоге мы все еще живы и для города являемся собственно имиджевой структурой. Нас знают не только на Северо-Западе, но и в Центре России. Есть, конечно, до сих пор вопросы с финансированием. Мы все время бьемся за развитие наших клубов. Нас вроде бы и поддерживают, обещают. Правда, пока только устно.
Сейчас у нас осталось 18 клубов. Те небольшие потери, которые произошли, – следствие объективных причин. Так, в Деревяницах нам выделили помещение, в котором частным лицом ранее проводились тренировки по боксу. Состояние там было плачевное. Все разгромлено, ужасная планировка. Понятно, требовались большие вложения. И вроде бы их обещали, но результатов мы так и не дождались. Два года как-то пытались обустроиться там, проводить занятия. Однако Роспотребнадзор, пожарный надзор постоянно предъявляли претензии. В итоге, не дождавшись средств, нам пришлось закрыть клуб.
Такая же грустная история с конно-спортивным клубом «Гардарика». Пару лет там также решался сложный финансовый вопрос. Тридцать шесть прекрасных дорогих лошадей ждали своей участи. К слову, денег нам хватало только, чтобы нормально прокормить треть животных. Телефонной связи не было, разбитые денники, обрушенная кровля. В результате клуб, не имея средств для существования, был выставлен на продажу.
Другие истории, рассказанные Галиной Митрофановной, подобно предыдущим легко подводятся под один общий знаменатель – деньги. И в знаменателе часто фигурировал ноль. Но на ноль же делить ни в коем случае нельзя!
Напрашивается вопрос: а интересна ли тогда в настоящей ситуации нынешним юнцам «клубная жизнь» вот такого формата? Многие резонно решат, что в мире потребительства, где детям скрашивает жизнь куча гаджетов, творческие, спортивные и тем более патриотические занятия совсем ни к чему. Я пытаюсь мягко спросить. В ответ – смущенное молчание. И осознаю свой промах, взглянув на множество фотографий, где сияют неподдельные детские улыбки.  Видимо, не было смысла спрашивать то, что и так понятно. Конечно, подобные организации еще нужны. Не только для имиджа, но и как прекрасное досуговое место.
Для подтверждения решил посетить один из клубов. Выбрал «Северный путь». В неприметной арке дома за железной дверью в подвальном помещении на улице Павла Левитта.
В узком коридоре меня встретила молодой руководитель – Ольга Дмитриева. В своем небольшом кабинете, попутно быстренько прибирая творческий беспорядок, она с удовольствием рассказывает о хореографическом коллективе «Dance Boom», о занятиях айкидо. На полках различные кубки, грамоты, медали. Прошу показать залы. Один называется большим, хоть он и сравнительно невелик. Другой – и того крохотнее, да еще и до сих пор там что-то сверлят и колотят. В голове удивление перемешивается с гордостью и непониманием. Непониманием того, как дети умудряются тут тренироваться, занимать высокие места и получать гранты по всей России. Откуда берется такое неподдельное желание, если легче им было бы поиграть в компьютер, а тем, кто постарше, сходить в ночной клуб?
А Галина Харитонова уверенно строит множество планов  о создании ассоциации клубного КВН, режиссерской мастерской, открытии новых клубов… Вырастут ли они во что-то большее на такой «проблемной» почве?

Иван ВАСИЛЕНКО
Анна БОЧАРОВА (фото)




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.