Название программы «УМНИК» пишется прописными буквами, потому что это аббревиатура. Полностью – «Участник молодёжного научно-инновационного конкурса». А в таких вещах только умники принимать участие и могут.

Организована программа Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Отбирают талантливых студентов и молодых учёных, дают им денег на исследования. Студенты вычисляют, изобретают и создают какую-нибудь коммерчески выгодную штуку. Самые успешные внедряют изобретения на уже существующих производствах или организуют собственное предприятие.
Так, например, аспирант НовГУ Александр Соловьёв уже отправил заявку на патент. Разработка Александра – широкополосный пьезоэлектрический трансформатор. Использоваться он будет в блоках питания и, по словам автора, может пригодиться одному из крупных новгородских предприятий.
Программа «УМНИК» работает с 2008 года. На поддержанные проекты тратится по 200 тыс. руб. на каждый из двух лет исследования. Из 27 участников первого тура только 7 дошли до второго года. Половина их – из НовГУ. Руководитель областного департамента образования, науки и молодёжной политики Анатолий  Осипов считает, что таких учёных должно быть больше:
– Неделю назад я выступал на  учёном совете университета с предложениями по расширению возможностей участия наших студентов, – в том числе НовГУ, – в программе «УМНИК». Департаментом образования и молодёжной политики были высказаны предложения по увеличению количества ребят-студентов, которые могли бы участвовать в данной программе. Средства такого фонда надо использовать. Мы должны более активно привлекать нашу молодёжь, чтобы она вместе с преподавателями успешно двигалась в разработке новых механизмов в научно-технической сфере для развития Новгородской области.
Большинство молодых учёных разрабатывают свои проекты в одиночку. Есть и такие, кто предпочитает работать в команде. Одна из команд – Дмитрий Мухин и Дмитрий Выборнов:
– Наш проект – это интернет-портал с прогнозом по автомобилю. Человек пригоняет подержанный автомобиль, а мы делаем прогноз: через какое время выйдет из строя определённый агрегат, делаем расчёт эксплуатационной стоимости и составляем график вероятности отказов. Чем больше пробег детали – тем больше вероятность ее отказа. На вычислениях этой вероятности, на сроках замены деталей и будет построена логика сайта. На сайте также будет представлен чек-лист, в котором показаны абсолютно все недочёты автомобиля: не только кузовные, но и связанные с электроникой. Ещё будет представлен медиафайл, то есть видео с тест-драйвом, с полной информацией о поездке на анализируемом автомобиле.

Александр РЫЖЕНКОВ