Годы 1773 – 1779. Генеральная перепланировка

19.02.2009

Центральным событием 1770-х годов для всей России стало внедрение регулярных принципов планировки в жизнь российских городов. Невзирая на историческую среду и сложившуюся за столетия структуру, все города России по царским указам предстояло перепланировать с применением двух геометрических систем: радиальной или прямоугольной. Не стал исключением и Новгород. К 300-летию присоединения города к Московскому государству (1478 г.) императрица Екатерина II высочайшим рескриптом утвердила новый «регулярный» план города. Плох он был или хорош – об этом самое время судить нынешним пешеходам и автомобилистам Великого Новгорода.

ГОРОД ПО СИВЕРСУ

Годы 1773 – 1779. Генеральная перепланировка17 января 1775 года Екатерина II проследовала сквозь Новгород по дороге из Петербурга в Москву. Знакомство с обстановкой в городе убедило её, что местный губернатор Яков Сиверс добился хороших результатов в обустройстве городской и губернской жизни. С 1776 года Сиверс становится правителем сразу трёх губерний: Новгородской, Псковской и Тверской, правда, Новгородская губерния при этом значительно уменьшилась в размерах.
Биография Якова Сиверса показательна для судеб иноземцев в России в те годы. Он родился в 1731 году в Голштинии в небогатой семье. Среди его предков были и шведы, и немцы, в том числе служившие при русском дворе. Оказавшись по дядиной протекции на службе в России, молодой Сиверс быстро делает карьеру дипломата, работая в русских посольствах в Копенгагене и Лондоне. В 33 года он назначается Екатериной II новгородским губернатором.
Заслуги Сиверса перед Новгородом хорошо известны историкам. Он одним из первых правителей в России стал насаждать в сельском хозяйстве «чёртово яблоко» – картофель. При нём была реконструирована трасса Москва – Санкт-Петербург, ставшая образцовым для страны шоссе. В период его губернаторства реконструкции подверглись Волховский мост, Митрополичьи покои в кремле, Гостиный двор и многие каменные постройки на центральных улицах города.
Перепланировка Новгорода, решительно начатая после указа 1778 года, несмотря на нынешние транспортные проблемы, более 200 лет признавалась крайне удачной. В отличие от проектов 1720-1740 годов новые улицы, пробитые сквозь сетку древних кварталов, оказались не просто спрямлены, а ориентированы на наиболее важные архитектурные достопримечательности города: соборы и церкви, башни кремля, водные магистрали. Абсолютной ценностью новой планировки стала Санкт-Петербургская улица, нацеленная на золотой купол Софии. Как справедливо отмечает академик В. Л. Янин, «Принятый планом 1778 г. акцент на архитектурные доминанты проявился и ещё в одном новшестве – проектировании регулярных площадей около важнейших зданий».
Особым уважением план генерального «переформатирования» пользуется у новгородских археологов. Ещё бы, ведь благодаря идеям безвестного архитектора (по некоторым предположениям – Петра Никитина) почти все средневековые улицы, а вместе с ними и наиболее богатые усадьбы древних новгородцев оказались внутри новых кварталов. А значит, их не тронули фундаменты каменных зданий XVIII-XX веков и многочисленные инженерные коммуникации. Почти в это же время от рук разбойников в Италии погиб верховный хранитель древностей Рима и его окрестностей  Иоганн Винкельман, начавший прославленные раскопки Помпей и Геркуланума. А в Великом Новгороде грамотные архитектурные решения спасли от разрушения ценнейшие культурные отложения республиканского Новгорода.

 

ГУБЕРНАТОРСКИЙ ДОМ

Годы 1773 – 1779. Генеральная перепланировкаВ 1770-х годах на древней Иваньской улице (между нынешними Большой Московской и Дворцовой) появилось каменное двух-этажное здание – Дом губернатора. Идея возвести свою резиденцию рядом с проектируемым императорским дворцом пришла губернатору Сиверсу в 1764 году. Для реализации смелого замысла он не постеснялся в средствах: в 1767 году приказал разо-брать несколько каменных храмов, в том числе древнюю церковь Дмитрия на Торгу. Против таких решительных действий Сиверса восстали и Духовная канцелярия, и Святейший Синод, но строительство губернаторского дома ценой разрушения исторического прошлого, несмотря ни на что, было закончено к концу 1770-х годов.
Изучавшая историю губернаторского дома Людмила Секретарь считает, что в первоначальном виде здание имело стилистику раннего классицизма. Это и кирпичные наличники с «ушками», и
П-образные выступающие панно. Исходный вид дома представлен на чертеже начала XIX века, выполненном рукой губернского архитектора Ивана Дмитрова перед перестройкой. Особенности здания указывают на родство с тверскими постройками архитектора Петра Никитина и его учеников Михаила Казакова и Петра Обухова.
Уже в начале XIX века губернаторский дом подвергся коренной перестройке. С него сбили «лишний» декор оконных наличников, а над входом появился балкон на чугунных столбах. «Здание приобрело заурядный провинциальный вид», – пишет Л.А. Секретарь.
С 8 декабря 1925 года в бывшем губернаторском доме разместился Музей древнего и нового русского искусства. Сюда поступили полотна, выбранные для Новгорода в Русском музее, Эрмитаже и хранилище Государственного музейного фонда. В интерьерах Дома губернатора были вывешены Тропинин, Шишкин, Брюллов, Рерих, Айвазовский.
После Великой Отечественной войны в губернаторском доме разместился городской исполнительный комитет, или, говоря по-нынешнему, мэрия. После неудачной реставрации конца 1990-х годов на фасадах здания по-прежнему трудно разглядеть признаки раннеклассической архитектуры 1770-х. Радует только одно: внутри бывших офисов губернатора и рядом с существующими кабинетами чиновников городского комитета культуры по достоинству занимает своё место Центр музыкальной культуры имени великого новгородца – Сергея Рахманинова.

 

«ОСТАТКИ РАЗРУШЕННОГО ВЕЛИЧИЯ»

 1778 год – «Ни одно место не переполняло меня столь грустными мыслями о былом величии, как город Новгород. Это один из самых древних городов России, и его некогда называли Великий Новгород… Первая часть, или Торговая сторона, представляет собой, за исключением губернаторского дома, скопление деревянных жилых домов и ничем бы не отличалась от обычных деревень, если бы не многочисленные кирпичные церкви и монастыри, которые стоят печальными памятниками своего былого великолепия. Я повсюду наблюдал эти остатки разрушенного величия, в то время как наполовину обработанные поля, обнесённые высокими палисадами, и большие участки земли, заросшие крапивой, показывают нынешнее состояние».

Уильям Кокс (Англия).
«Описание русских открытий между Азией и Америкой».



Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.