Чтобы не забывали

20.06.2013

80 лет назад, в январе 1933-го, в Германии к власти пришёл Адольф Гитлер. Откликаясь на эту дату, канцлер современной Германии Ангела Меркель призвала свою страну нести «вечную ответственность» за преступления, совершённые нацистами. Своего рода ответственность за события первой половины 40-х годов
ХХ века должна быть и у нас, сегодня живущих россиян. Ответственность помнить о подвиге старших поколений и прививать эту память младшим.

Чтобы не забывали 1Я о том, что принято называть «патриотическим воспитанием». К счастью, сегодня есть еще возможность послушать рассказы очевидцев о войне, почитать мемуары. Но это лишь маленькая часть. Патриотическое воспитание – для взрослых и сознательных. Или почти уже взрослых. Только патриотическое воспитание, как любая идеология, должно начинаться с совсем малышей. Меня, например, коробит, когда в детсаду мальчишкам не разрешают играть в войну и приносить с собой в садик оружие. Нет, не из соображений, что чьи-то родители не могут купить какую-то дорогую игрушку. Просто «в людей стрелять нельзя». Почему-то наши воспитатели в семидесятых ничего подобного не говорили… Зато когда в прошлом году на 23 февраля детей в саду попросили принести фотографии «как папа служил в армии», половине оказалось похвастаться нечем – далеко не все папы нынче учатся Родину защищать. А еще в Новгороде рассказывают анекдот из реальной жизни: две студентки в сквере за областной администрацией, увидев памятник, спросили у прохожей: «Скажите, а это и есть памятник Рахманинову?» Можно, конечно, порадоваться за нашего великого земляка, что его фамилию хотя бы слышали современные студентки. Кстати, во время войны Рахманинов средства от своих концертов перечислял Советскому Союзу на его борьбу с Германией – без всяких «лендлизов». И продуктовые посылки голодающим музыкантам отправлял. Но за Лёню Голикова обидно. Хорошо, хоть Дворцу творчества юных не так давно вернули имя пионера-героя.
Перечитываешь Гайдара – ведь вот оно, детское патриотическое воспитание. Чего тут выдумывать? Показывая вышитую на груди звезду, Тимур говорит хулигану Квакину, который залез в сад семьи погибшего красноармейца: «Если ты днем или ночью еще раз такой знак где-либо увидишь, ты беги прочь от этого места, как будто бы тебя кипятком ошпарили». Боюсь, с нашими детьми в такие игры никто не играет…
Чтобы не забывали 3Тем не менее, нормальных мальчишек всегда тянет к оружию, и дело взрослых – повернуть эту тягу в нужное русло, придать ей соответствующий смысл. Отличная идея была – поставить у Зала воинской славы в Великом Новгороде артиллерийскую пушку. Ни один мальчишка подходящего возраста в ожидании автобуса или просто проходя мимо не упустит возможности забраться на нее или покрутить колесики. Как показывает опыт, чем больше подобной техники собрано в одном месте, тем больше мальчишек самого разного возраста (от трех до как минимум 30-40 лет) собираются, чтоб живьем эту технику увидеть.
В прошлом году нам посчастливилось побывать в Минске, в государственном музее авиационной техники. За 30 рублей (в пересчете на наши деньги) можно увидеть несколько десятков самолетов и вертолетов, больших и маленьких, новейших и самых первых. Каждый из них снабжен табличкой – когда создан, в каких боевых операциях участвовал, кто подарил музею данный экземпляр. А еще можно залезть внутрь, покрутить ручки и понажимать кнопочки. Внутри кабины мальчишки ощущают себя пилотами и защитниками Отечества. Кстати, гости Минска в интернете называют этот музей одной из главных достопримечательностей города и местом, где обязательно стоит побывать – наряду с музеем Великой Отечественной войны.
А на днях мы побывали в Москве, в музее техники Вадима Задорожного. Конечно, частному предпринимателю гораздо сложнее собирать коллекцию, чем государству. Но он поддерживает отношения с поисковиками, работающими на территории Московской области. Помогает ребятам материально, а найденную технику они отдают в музей. Пролежавшие в земле 70 лет танки или самолеты требуют серьезной реставрации, и предприниматель на нее выделяет деньги. А параллельно выясняют имена советских солдат, сражавшихся на этих самолетах и танках, приглашают родственников на захоронение, если удается их разыскать. А потом рядом с экспонатом устанавливают табличку: найден в таком-то районе поисковиками такого-то отряда. Воевал на нем такой-то, уничтожил столько-то фашистов… В музее большая аллея военной техники, там в открытом доступе танки, пушки, зенитки, есть даже две установки «Град» – залезай, только не упади. Как говорят, вся техника в музее на ходу, поэтому в кабины не пускают.
Но в Москву мы ехали прежде всего ради музея на Поклонной горе. Мальчишки в садике рассказывали друг другу, как это здорово, вот и сын мечтал побывать. Конечно, ему нужна прежде всего опять-таки боевая техника. Но он с интересом послушал и про жертв холокоста («жалко их» – сказал ребенок), и про участие в войне четырех держав-союзников (на памятнике мы разглядели, что союзники – с винтовками, а наш солдат – с автоматом, на что маме была прочитана лекция о превосходстве нашего оружия). Памятник пропавшим без вести солдатам Великой Отечественной, подаренный музею Украиной, навел на расспросы: а как это – без вести? Поверьте, даже семилетнему ребенку можно объяснить, почему пропал без вести его прадед при освобождении Белоруссии. И кто такие воины-интернационалисты и почему памятник им тоже стоит на Поклонной горе, ребенку понятно. А еще – почему здесь рядом синагога, голубая мечеть и православный храм…
Последняя точка в нашей программе патриотического воспитания в Москве – Александровский сад. Солдаты в Почетном карауле у Вечного Огня. Мемориальные камни в честь городов-героев. И с таким восторгом мы увидели надпись «Великий Новгород» среди городов воинской славы здесь же, в Александровском саду. Ведь это наш город! Ведь это его героически защищали, потом освобождали и заново отстраивали! И об этом теперь знает вся страна! И пусть она им гордится!
Мы, конечно, мечтаем, чтоб и в Новгороде или в области было что-то подобное – музей военной техники, какой-то мемориальный комплекс. Безусловно, частные лица вряд ли потянут подобную инициативу, но при определенной государственной программе можно привлекать к ее реализации и спонсоров, и известных людей. В том же Минске половину списанных самолетов подарили музею депутаты – бывшие военные. В музее на Поклонной горе часть экспонатов – подарки командующих округами, например. Частники жаловались – «Катюшу» достать для музея невозможно, во время войны их нигде не бросали. А вот в музее на Поклонной горе сразу две «Катюши» – потому что государственный… Наверное, и поисковики с удовольствием подарили бы музею что-то из экспонатов времен войны… Хорошо, что рядом со Стелой воинской славы в Великом Новгороде есть теперь Зал воинской славы, но все же этого мало. Для современных детей, да и взрослых, экскурсия – это прежде всего интер-актив, возможность самому всё потрогать руками. Потому такую популярность в стране приобретает акция «Бессмертный полк» – когда в день памятной даты по улицам российских городов проходят взрослые и дети с фотографиями родных, защищавших нашу страну в годы Великой Отечественной.
Через два года мы отпразднуем 70-летие Победы. Для города воинской славы тема интерактивного музея под открытым небом могла бы стать более чем актуальной. Живая история – та, которой интересуются и о которой помнят.

Ольга ИВАНОВА
Фото из архива автора




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.