В поисках швов. Культурных и не только
Театр, знаете ли, начинается не с вешалки, а с понимания того, что есть особое и особенное. По крайней мере, для меня так начинался новгородский театр «Малый». К искусству, которое рождается в этом театре, очень сложно подобрать определение. Альтернативное? Андеграундное? Интерактивное? Актуальное? «Другое», наконец? Все они будут не точными. Верно лишь, что театр давно стал неформальным культурным центром нашего города, к которому притягиваются люди, интересующиеся современным искусством и проповедующие новаторские идеи.
Каково это жить и развиваться настоящему искусству в условиях «Нашего городка» (название одного из спектаклей «Малого»), главный режиссер театра Надежда Алексеева знает хорошо. Повод для разговора с ней – Международный театральный фестиваль «Царь-сказка», который 25 апреля придет в Великий Новгород уже в десятый раз. Начав говорить о фестивале, мы незаметно перешли к «культурным швам», соединяющим театр с городом, со зрителями, затем добрались до опыта выживания художника в провинции… Получилось что-то вроде моноспектакля в нескольких частях. С режиссером в главной роли.
Про «Царь-сказку»
Фестиваль задумывался как способ познакомить новгородцев с театральным миром, показать, что, помимо дешевых антреприз вроде «Любовь – не картошка», существует настоящее, «мыслящее» искусство. А потом, если бы не было фестиваля, не было бы и «Малого», во всяком случае, театра того уровня, какой есть сегодня. Замкнутость «в себе» – это путь к неизбежному застою. Общаясь же с разными театрами, мы и сами начинаем продвигаться с точки зрения формирования сознания, становимся требовательнее к себе. Более требовательным и искушенным после каждого фестиваля становится и новгородский зритель, обогащается, надеюсь, городская культурная среда.
Дело в том, что свободное мышление, формирование движения, все процессы в театральной среде связаны в основном с европейским театром. Хотя на первые три фестиваля к нам приезжали только театры из России и бывших советских республик. Потом «Царь-сказка» стала по-настоящему международной, вышла на европейский уровень, превратилась в театральный «бренд» Великого Новгорода.
Те театры, которые едут к нам в этом году – а это 17 столичных театров из Южной Кореи, Швейцарии, Дании, Германии, Латвии, Венгрии, Болгарии, Испании, Израиля… – везут удивительные работы. К примеру, потрясающий спектакль режиссера из Швейцарии японского происхождения Хидето Хишики «Руки»! А увидеть его, к сожалению, в Новгороде смогут только 200 зрителей. Да и на другие спектакли попасть удастся не всем желающим. Проблема не в режиссере, не в театрах: они сыграют хоть по три спектакля. Проблема в площадках, которых в городе не хватает, в том, что мы как организаторы платим за их аренду, за проезд и проживание артистов, хотя «за продвижение Великого Новгорода в театральном мире» могли бы рассчитывать на определенные льготы. Стоит больших денег и сам спектакль. Любое настоящее искусство стоит денег. Но именно на таких работах «растет» зритель.
Меня обвиняют, что в «Царь-сказке» мало представлена русская афиша. Но это еще и потому, что проще из Парижа театр в Новгород привезти, чем, скажем, из Москвы. Ведь наш фестиваль имеет самый скудный бюджет среди всех театральных фестивалей, проходящих в России. Но мы богатые друзьями, виртуальными в том числе. Если приглашаем европейские театры, то ведем переговоры с международными центрами и фондами, которые эти театры финансово поддерживают. Если же пригласить театр, например, из Екатеринбурга, то в стране не удастся найти ни одного фонда, никакой спонсорской поддержки. Вот разница между европейским культурным мышлением и российским.
Про творчество
Если хочешь по-настоящему заниматься творчеством в своем городе, нельзя опускаться к обывательской публике, жаждущей зрелищ. Нужно «растить» своего зрителя, понимающего, что театр – это не иллюстрация текста, это не просто времяпрепровождение. Театр — это повод к размышлению, это диалог. Пусть спектакль не нравится, пусть зрители спорят и ругаются в интернете, театр должен вызывать эмоцию. Любое искусство должно вызывать эмоцию — отрицательную или положительную не важно. Важно, чтобы она заставила задуматься.
Про приоритеты
К сожалению, проблема финансирования есть не только у отдельных проектов, вроде нашего фестиваля, но и у каждодневной культурной жизни города.
Генри Форд говорил: «Сначала культура, потом экономика». Да, финансовые вложения в ремонт фасадов в преддверии юбилея города и встречи многочисленных гостей в сиюминутном, тактическом плане, наверное, важнее, чем поддержка искусства, формирующего культурную среду. Но без этой среды, «взбродившей» на хороших спектаклях, на выставках живописи, на качественных концертах и книгах, «поднявшейся» в общении с думающими людьми, свежеотремонтированные фасады уже завтра будут расписаны похабщиной. В этом смысле вложения в культуру (в настоящую культуру, а не попсу и массовиков-затейников) — вложения стратегические. Но для инвестиций в культуру нужно и соответствующее, стратегическое мышление.
А у нас «театр абсурда». Это когда рядом с тесными помещениями «Малого», где ни гримерных, ни площадей для хранения декораций нет, вырастает пафосный монумент банка. Вот так расставлены приоритеты. В том числе и в нашей культуре. Финансируем концепции, программы, конференции, семинары, за которыми не видим индивидуальностей.
Единственная же концепция, которая на самом деле важна в искусстве, — индивидуальность. Если мы ищем, пестуем и поддерживаем талантливых людей — это в будущем окупится сторицей. Есть молодой подающий надежды художник — вложи в него. Есть интересный музыкант или скульптор — помоги им. Они и город прославят, и влияние на формирование культурной среды окажут. Не все таланты могут пробиться самостоятельно. В нашем мире исключительно товарно-денежных отношений это утопия.
Если не подпитывать движущую энергию, она иссякнет. Мы очень скоро увидим печальный результат тех книг, телепрограмм и той музыки, которой «кормим» нынешних десятилетних. Будет нам ответ на вопрос о приоритетах и культурной среде. И наглядный пример того, что оставим после себя.
Про толчок и ментальность
Проблема нашего города в том, что он стареет. И дело даже не в среднем возрасте горожан – стареет ментальность. Самые яркие представители молодежи покидают город, и ничто их не задерживает – у них нет среды, в которой могла бы развиваться их индивидуальность – джаз-клубы, арт-хаусные кафе, культурные проекты, направленные на самовыражение молодого мышления… У нас где-то есть андеграундная и молодежная культура, но она не становится полноправной частью сферы культуры города – хотя молодой культуре тоже нужна забота, она требует к себе внимания и финансовых вложений не меньше, чем традиционно развиваемая. И это единственный путь развития молодой личности, для того, чтобы она задержалась в родном городе и творила его новую историю. Я вижу молодежь в нашем театре, наблюдаю, как они смотрят спектакли, читаю, как спорят «в контакте», сталкиваются лбами. Эта думающая молодежь живет в городе лет до 25, а потом ее куда-то «сносит». Либо они превращаются в духовных «бабушек» и «дедушек», либо уезжают в столицы.
Им просто негде общаться. Мы возбуждаем молодых спектаклями своими и фестиваля «Царь-сказка», фестивалем Рахманинова, прочими по-настоящему культурными, но редкими событиями. Им хочется продолжения, обсуждения, общения. А негде и не с кем. Они разрознены. Им негде собраться. Наш молодежный театр и готов организовать что-то вроде арт-кафе для творческой молодежи с культурными программами, гостями, соответствующей атмосферой, но все опять упирается в отсутствие помещений и средств.
Готовых рецептов формирования культурной среды в провинции, наверное, нет. Но активность самих творческих людей, толерантность власти и заинтересованность города в развитии искусства — это то, что способно изменить ситуацию. И как бы ни была тяжела эта работа, вытаскивать себя из болота просто необходимо.