В поисках швов. Культурных и не только

26.02.2009

В поисках швов. Культурных и не толькоТеатр, знаете ли, начинается не с вешалки, а с понимания того, что есть особое и особенное. По крайней мере, для меня так начинался новгородский театр «Малый». К искусству, которое рождается в этом театре, очень сложно подобрать определение. Альтернативное? Андеграундное? Интерактивное? Актуальное? «Другое», наконец? Все они будут не точными. Верно лишь, что театр давно стал неформальным культурным центром нашего города, к которому притягиваются люди, интересующиеся современным искусством и проповедующие новаторские идеи.

Каково это жить и развиваться настоящему искусству в условиях «Нашего городка» (название одного из спектаклей «Малого»), главный режиссер театра Надежда Алексеева знает хорошо. Повод для разговора с ней – Международный театральный фестиваль «Царь-сказка», который 25 апреля придет в Великий Новгород уже в десятый раз. Начав говорить о фестивале, мы незаметно перешли к «культурным швам», соединяющим театр с городом, со зрителями, затем добрались до опыта выживания художника в провинции… Получилось что-то вроде моноспектакля в нескольких частях. С режиссером в главной роли.

 

Про «Царь-сказку»

Фестиваль задумывался  как способ познакомить новгородцев с театральным миром, показать, что, помимо дешевых антреприз вроде «Любовь – не картошка», существует настоящее, «мыслящее» искусство. А потом, если бы не было фестиваля, не было бы и «Малого», во всяком случае, театра того уровня, какой есть сегодня. Замкнутость «в себе» – это путь к неизбежному застою. Общаясь же с разными театрами, мы и сами начинаем продвигаться с точки зрения формирования сознания, становимся требовательнее к себе. Более требовательным и искушенным после каждого фестиваля становится и новгородский зритель, обогащается, надеюсь, городская культурная среда.

Дело в том, что свободное мышление, формирование движения, все процессы в театральной среде связаны  в основном с европейским театром. Хотя на первые три фестиваля к нам приезжали только театры из России и бывших советских республик. Потом «Царь-сказка» стала по-настоящему международной, вышла на европейский уровень, превратилась в театральный «бренд» Великого Новгорода.

Те театры, которые едут к нам в этом году – а это 17 столичных театров из Южной Кореи, Швейцарии, Дании, Германии, Латвии, Венгрии, Болгарии, Испании, Израиля… – везут удивительные работы. К примеру, потрясающий спектакль режиссера из Швейцарии японского происхождения Хидето Хишики «Руки»! А увидеть его, к сожалению, в Новгороде смогут только 200 зрителей. Да и на другие спектакли попасть удастся не всем желающим. Проблема не в режиссере, не в театрах: они сыграют хоть по три спектакля. Проблема в площадках, которых в городе не хватает, в том, что мы  как организаторы платим за их аренду, за проезд и проживание артистов, хотя «за продвижение Великого Новгорода в театральном мире» могли бы рассчитывать на определенные льготы. Стоит больших денег и сам спектакль. Любое настоящее искусство стоит денег. Но именно на таких работах «растет» зритель.

Меня обвиняют, что в «Царь-сказке» мало представлена русская афиша. Но это еще и потому, что проще из Парижа театр в Новгород привезти, чем, скажем, из Москвы. Ведь наш фестиваль имеет самый скудный бюджет среди всех театральных фестивалей, проходящих в России. Но мы богатые друзьями, виртуальными в том числе. Если приглашаем европейские театры, то ведем переговоры с международными центрами и фондами, которые эти театры финансово поддерживают. Если же пригласить театр, например, из Екатеринбурга, то в стране не удастся найти ни одного фонда, никакой спонсорской поддержки. Вот разница между европейским культурным мышлением и российским.

Про творчество

В поисках швов. Культурных и не толькоЕсли хочешь по-настоящему заниматься творчеством в своем городе, нельзя опускаться к обывательской публике, жаждущей зрелищ. Нужно «растить» своего зрителя, понимающего, что театр – это не иллюстрация текста, это не просто времяпрепровождение. Театр — это повод к размышлению, это диалог. Пусть спектакль не нравится, пусть зрители спорят и ругаются в интернете, театр должен вызывать эмоцию. Любое искусство должно вызывать эмоцию — отрицательную или положительную не важно. Важно, чтобы она заставила задуматься. 

Про приоритеты

К сожалению, проблема финансирования есть не только у отдельных проектов, вроде нашего фестиваля, но и у каждодневной культурной жизни города.

Генри Форд говорил: «Сначала культура, потом экономика». Да, финансовые вложения в ремонт фасадов в преддверии юбилея города и встречи многочисленных гостей в сиюминутном, тактическом плане, наверное, важнее, чем поддержка искусства, формирующего культурную среду. Но без этой среды, «взбродившей» на хороших спектаклях, на выставках живописи, на качественных концертах и книгах, «поднявшейся» в общении с думающими людьми, свежеотремонтированные фасады уже завтра будут расписаны похабщиной. В этом смысле вложения в культуру (в настоящую культуру, а не попсу и массовиков-затейников) — вложения стратегические. Но для инвестиций в культуру нужно и соответствующее, стратегическое мышление.

А у нас «театр абсурда». Это когда рядом с тесными помещениями «Малого», где ни гримерных, ни площадей для хранения декораций нет, вырастает пафосный монумент банка. Вот так расставлены приоритеты. В том числе и в нашей культуре. Финансируем концепции, программы, конференции, семинары, за которыми не видим индивидуальностей.

Единственная же концепция, которая на самом деле важна в искусстве, — индивидуальность. Если мы ищем, пестуем и поддерживаем талантливых людей — это в будущем окупится сторицей. Есть молодой подающий надежды художник — вложи в него. Есть интересный музыкант или скульптор — помоги им. Они и город прославят, и влияние на формирование культурной среды окажут. Не все таланты могут пробиться самостоятельно. В нашем мире исключительно товарно-денежных отношений это утопия.

Если не подпитывать движущую энергию, она иссякнет. Мы очень скоро увидим печальный результат тех книг, телепрограмм и той музыки, которой «кормим» нынешних десятилетних. Будет нам ответ на вопрос о приоритетах и культурной среде. И наглядный пример того, что оставим после себя.

 

Про толчок и ментальность

Проблема нашего города в том, что он стареет. И дело даже не в среднем возрасте горожан – стареет ментальность. Самые яркие представители молодежи покидают город, и ничто их не задерживает – у них нет среды, в которой могла бы развиваться их индивидуальность – джаз-клубы, арт-хаусные кафе, культурные проекты, направленные на самовыражение молодого мышления… У нас где-то есть андеграундная и молодежная культура, но она не становится полноправной частью сферы культуры города – хотя молодой культуре тоже нужна забота, она требует к себе внимания и финансовых вложений не меньше, чем традиционно развиваемая. И это единственный путь развития молодой личности, для того, чтобы она задержалась в родном городе и творила его новую историю. Я вижу молодежь в нашем театре, наблюдаю, как они смотрят спектакли, читаю, как спорят «в контакте», сталкиваются лбами. Эта думающая молодежь живет в городе лет до 25, а потом ее куда-то «сносит». Либо они превращаются в духовных «бабушек» и «дедушек», либо уезжают в столицы.

Им просто негде общаться. Мы возбуждаем молодых спектаклями своими и фестиваля «Царь-сказка», фестивалем Рахманинова, прочими по-настоящему культурными, но редкими событиями. Им хочется продолжения, обсуждения, общения. А негде и не с кем. Они разрознены. Им негде собраться. Наш молодежный театр и готов организовать что-то вроде арт-кафе для творческой молодежи с культурными программами, гостями, соответствующей атмосферой, но все опять упирается в отсутствие помещений и средств.

Готовых рецептов формирования культурной среды в провинции, наверное, нет. Но активность самих творческих людей, толерантность власти и заинтересованность города в развитии искусства — это то, что способно изменить ситуацию. И как бы ни была тяжела эта работа, вытаскивать себя из болота просто необходимо.

 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.