Учебный год завершился. Готовимся к новому
Предварительные итоги завершившегося учебного года и подготовка к следующему — тема интервью с председателем городского комитета по образованию Светланой Матвеевой.
– Результаты итоговой аттестации будут представлены на августовской педагогической конференции, но уже сейчас можно делать предварительные выводы. Один из главных – школы подготовили к дальнейшей учебе и работе сильную и грамотную смену. Из 1161 выпускника 11-х классов 123 получили золотые и серебряные медали, и все они подтвердили свои высокие результаты на ЕГЭ. Такое количество медалистов в городе впервые. Но и в целом хочется отметить результативность работы системы образования. Средний балл по городу (я говорю о предварительных итогах) по многим предметам выше, чем показатели по области.
Наметился серьезный интерес учеников к техническим предметам, особенно к физике, одиннадцатиклассники выбирают этот предмет для сдачи ЕГЭ, а 9-классники – в качестве профильного. Если в прошлом году именно физику выбрали около 80 выпускников 9-х классов, то в этом году – 208 человек. Это тоже результат серьезной профориентационной работы, модернизации образования, в том числе внимание к этому предмету и материально-техническое оснащение кабинетов, а в перспективе – это нацеленность на инженерную специальность в вузе и перспективную работу на производстве.
Завершилась итоговая аттестация в 9-х классах, проходившая по 12 предметам. Если сравнивать с прошлым годом, то в целом оценивающие баллы выше, а все выпускники 9-х классов получили аттестаты и выбирают свой дальнейший путь для получения среднего полного образования.
– Через два месяца начнется новый учебный год. Как идет подготовка?
– Работы идут полным ходом. На ремонт школ и детсадов муниципальный бюджет выделяет почти 72 млн рублей.
– В категорию топ-проблемных есть кого отнести?
– В этот список попадает гимназия №1, расположенная в здании, являющемся памятником архитектуры. Мы ежегодно выделяем значительные средства на ремонт, в том числе и в этом сезоне. Но здание старое, находится под контролем органов госохраны, и там требуются конструктивные решения.
– Какая ситуация по детским садам?
– Помимо капитальных или текущих ремонтов в зданиях, особое внимание – прилегающим территориям. Так, во всех детсадах должны быть восстановлены прогулочные веранды. Мы этой проблемой занимаемся, за последние два года в 29 образовательных учреждениях веранды отремонтированы, но в 22 детсадах и школах они должны быть обновлены в сезоне 2013-2014 годов. Буквально неделю назад в детсаду № 87 состоялось открытие новой детской площадки. Ее построили за счет бюджетных средств, привлеченных, также свою лепту внесли и родители. Получилось, на мой взгляд, замечательно. Кстати, и в здании детсада проводится ремонт, он организован без ущерба для воспитательного процесса: на время работ один корпус закрыт, а второй действует, затем поменяются местами. В детсаду №49 начался ремонт пищеблока, то же планируется и в ряде других учреждений. В детсаду №24 работы ведутся в помещении, где будут самые маленькие воспитанники – детишки от года до полутора. С просьбой открыть больше таких групп к нам обращались молодые мамочки, и мы нашли такую возможность. Еще хочется сказать про подготовку детсада №42. Он включен в городскую программу «Доступная среда» и будет особенным – с созданием условий для пребывания детей с разными физическими возможностями. В августе там будет закончен капремонт, и мы проведем презентацию этого учреждения. Всего же дополнительно в детсадах будет открыто 260 новых мест.
– Будет ли повышение родительской доли оплаты за детский сад?
– Да, будет, но кардинального увеличения не предвидится. Следует пояснить, что с 1 сентября вступает в силу новый закон об образовании, который меняет положение дошкольных образовательных учреждений, ставших первой ступенью общего образования. Финансирование дошкольных учреждений будет состоять из двух частей: образовательная составляющая – это финансирование региональное, и муниципальная часть, включающая понятия присмотр и уход за ребенком. В соответствии с этим по-новому будет рассчитываться родительская доля. Она не будет превышать 20% от нормативных затрат стоимости пребывания ребенка в детсаду, родители оплачивают только питание детей, расходы на личную гигиену и необходимые хозяйственные нужды. Точных цифр пока нет, но прикидки мы уже делали. Если сегодня один день пребывания ребенка в детсаду с бассейном обходится родителям в 73 рубля, а в детсаду без бассейна – 66 рублей, то с 1 января 2014 года будет соответственно примерно 80 рублей и 70 рублей. Замечу, что и во все предыдущие годы регулярно и в таких же пределах повышалась родительская доля оплаты за детский сад. И это неизбежно, потому что не учитывать инфляцию просто нельзя – повышается стоимость продуктов питания, предметов личной гигиены. Если мы хотим сохранить планку комфортности по уходу и присмотру за ребенком, то надо на такие цифры и планировать свой семейный бюджет. Остальные расходы — зарплата воспитателям и педработникам, оплата коммунальных услуг и прочее, берут на себя федеральный и муниципальный бюджеты.
– Светлана Борисовна, а что с кадрами?
– Год назад на эту дату в базе комитета по образованию было около 200 вакансий, в том числе не хватало 100 педработников в детских садах. Сегодня на все образовательные учреждения 54 вакансии, половина из которых требуется в детские дошкольные учреждения. Мы наблюдаем возврат в нашу систему тех дипломированных педработников, которые уходили в основном из-за низкой зарплаты. Сейчас они возвращаются, получают повышение квалификации и работают по своему профилю.
11 педагогов Великого Новгорода по результатам завершившегося учебного года стали победителями ежегодного конкурса, который проводит отраслевое министерство, и получат региональный грант в размере 50 тыс. руб. И трое удостоены гранта Президента России в размере 200 тыс. рублей. Мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев поздравил учителей, вручил памятные сертификаты и Благодарственные письма мэра. «Высокие результаты государственного экзамена новгородских выпускников – оценка труда педагогов. Сегодня растет престиж профессии учителя. Вспоминаю 2008 год, когда в школы пришло всего несколько учителей и проблема кадров в школах и детсадах была одной из самых серьезных. А уже в прошлом году, в этом году десятки молодых учителей с радостью идут работать в школы. Это говорит о том, что престиж учителя стал все-таки подниматься, в том числе по тем программам, которые приняты на федеральном, на местном уровне в поддержку сферы образования. И это правильно. Потому что во все времена учитель – главная из профессий, которые существуют», – сказал он.
Светлана АНТОНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)