Годы 1780 – 1786. Собрания и Думы, флоты и дворцы

26.02.2009

В 1780-х годах по городам и губерниям России прокатилась очередная волна нововведений, направленных на совершенствование управления бескрайней империей. Кровопролитное восстание Емельяна Пугачёва одновременно и напугало императрицу Екатерину, и заставило задуматься о развитии местного управления, более близкого к нуждам народа. Новгородское наместничество вновь оказалось переименовано в губернию. В её составе сохранились 10 уездов: Новгородский, Боровицкий, Белозерский, Валдайский, Кирилловский, Крестецкий, Старорусский, Тихвинский, Устюжно-Железнопольский и Череповецкий. К Санкт-Петербургской губернии отошли Олонецкая область и Новоладожский уезд.

21 апреля 1785 года в Новгороде появилась городская Дума. Основанием для её создания стал законопроект Екатерины II «Жалованная грамота городам». С 1786 года в Новгороде начало действовать и губернское Дворянское собрание, созданное на основе указа Екатерины II «Грамота на права, вольности и преимущества российского дворянства» (1775 г.)

НА ИМПЕРАТОРСКИХ ГАЛЕРАХ

Годы 1780 – 1786. Собрания и Думы, флоты и дворцыВ 1780 году Екатерина II посетила Новгород проездом в Петербург из Могилёва, где она встречалась с австрийским императором Иосифом II. Представшая царице картина городской жизни значительно отличалась от ситуации 1760-х годов. В городе работали парусная и кожевенная фабрики, находившиеся в каменных зданиях. Значительно больше было заводов «деревянного строения»: 7 кожевенных, 2 воскобойных, 1 свечной, 6 уксусных, 6 «кирпишных». Первостатейной, разумеется, числилась казённая парусная фабрика «Адмиралтейского ведомства». На ней трудились более 200 рабочих, ткавших до 2000 кусков полотна в год. Под новгородскими парусами ходил в то время весь Балтийский флот России.
Стараниями губернатора Сиверса обновился и архитектурный облик города. Появилось много каменных зданий, включая императорский Путевой дворец, митрополичьи палаты в Кремле, торговые лавки и губернаторский дом. В начале 1780-х годов по проекту механика Ковеновена на Волхове появился новый деревянный мост очень устойчивой конструкции.
Несмотря на явные заслуги, Сиверс всё же попал в немилость императрицы и был отставлен в 1781 г. с поста генерал-губернатора Новгородского, Псковского и Тверского наместничеств. Почти десять лет Сиверс провёл в уединении, вдали от государственных дел. Впрочем, мы ещё встретимся с его деятельностью в пределах Новгорода на рубеже XVIII-XIX столетий.
Годы 1780 – 1786. Собрания и Думы, флоты и дворцыБольшое путешествие Екатерина Великая совершила по водным путям Новгородчины в 1785 году. Впрочем, это была не только увеселительная поездка, но и своеобразная инспекция под лозунгом: «как там поживают мои подданные?» Новгородское путешествие, в отличие от осмотра знаменитых потёмкинских деревень на юге России, было очень коротким: 24 мая «поезд» императрицы покинул Царское Село, 29-го она была в Вышнем Волочке. После краткой отлучки в Москву, вернулась в Опеченский Посад под Боровичами, откуда и начался водный путь в северную столицу. Уже 19 июня императорская флотилия вплывала по Неве в Санкт-Петербург.
Одной из целей поездки также был осмотр Вышневолоцкой водной системы, выкупленной государственной казной в 1774 году и реконструированной по проекту всё того же Сиверса. В составе свиты императрицы были крупнейшие государственные деятели эпохи: генерал-фельдмаршал Г.А. Потёмкин, обер-шталмейстер Л.А. Нарышкин, тайный советник А.А. Безбородко, князь А.С. Барятинский, графы И.И. Шувалов, А.С. Строганов, А.П. Ермолов и другие. Делегацию дополняли иностранные дипломаты: австрийский посол граф Л. Фон Кобенцель, английский дипломат граф А. Фицгерберт, французский дипломат граф Л.-Ф. де Сегюр.
Для «снятия видов» в свите Ея Императорского Величества находился художник Михаил Иванов. Благодаря его акварелям, хранящимся в Государственном Русском музее, мы имеем счастливую возможность увидеть Новгород почти что глазами самой Екатерины Великой. Вот флотилия из 30 судов разной величины проплывает сквозь поросшие лесом утёсы на Мсте, а вот уже Бронницкая гора с Введенской церковью
(1769 г.)…
Наконец, царская флотилия вплывает в исток Волхова у Юрьева монастыря. С Ильменя тут же была пущена ракета, возвестившая о приближении императрицы к Новгороду. Окрестности города немедля огласили колокольные звоны десятков церквей, а с кремлёвских стен зарокотал пушечный салют. В эти дни Екатерина писала своему внуку великому князю Константину Павловичу: «Много у вас беготни и кричания было, если бы вы со мною на барке находились; всякую минуту мы видим, что ни на есть новое по берегам».
В полночь 14 июня корабль императрицы пристал к правому берегу, чуть выше моста. Отслужив поутру литургию в Софийском соборе и осмотрев город, 16 июня экипаж и пассажиры императорского флота двинулись дальше. Спустя какое-то время в Новгород вернулась барка императрицы, дарованная новгородскому дворянству в благодарность за достойный приём.

 ПУТЕВЫЕ ДВОРЦЫ

Годы 1780 – 1786. Собрания и Думы, флоты и дворцыВ XVIII веке, продолжая традицию княжеских резиденций на Городище и Ярославовом Дворище, правители России последовательно возводят в Новгороде свои путевые дворцы. Первым из них стал дворец 1722 года, построенный после пожара к северу от Гостиного двора и Великого моста. Это была неказистая одноэтажная постройка с мезонином, обращённая главным фасадом к Волхову. С востока её прикрывала кордегардия-караульня с двумя небольшими флигелями.
Вслед за очередным сильным пожаром 1745 года освобождается пространство для возведения более монументального Путевого дворца. Появляется он в 1771 году, немного севернее Петровского дворца. Прототипом нового здания считается проект царского дворца в Смоленске. Новгородский дворцовый комплекс состоит из главного здания и двух Г-образных флигелей.
О превратностях архитектурной судьбы дворца мы узнаем в своё время. А вот о современном названии постройки умолчать нельзя. Ещё 20 лет назад все новгородцы знали это здание по имени знаменитого руководителя партизанского движения, Героя Советского Союза Н.Г. Васильева. И нельзя не согласиться с деликатным протестом новгородки Людмилы Секретарь, которая пишет в одной из своих книг: «новая волна переименований превратила Дом культуры им. Н.Г. Васильева в безликий городской центр досуга».

«В ЭТОМ БОЛЬШОМ И КРАСИВОМ ТОРГОВОМ ГОРОДЕ»

 1784 год – «Мы прибыли в Новгород, хорошо укреплённый и обнесённый толстой стеной, на которой ещё различимы следы сражений со шведским королём Карлом XII. В этом большом и красивом торговом городе на его многочисленных башнях видны длинные металлические цепи, которые укреплены вверху на кресте, по углам выше стен, и во многих местах свисали вниз, насколько хватает крыши. Эти цепи, по представлениям весьма суеверного русского простонародья, являются своего рода святынями, и их можно отнести к числу наиболее полезных. Однако их происхождение можно объяснить и любовью к украшениям, и суеверием, и связанными с этим познаниями изобретателя в физике, ибо они представляют собой настоящие громоотводы».

Иоганн Баптиста Катанео
«Путешествия по Германии и России».

1785 год – «При въезде в Ильменское озеро, которым проехали мы к Новгороду, мы насладились зрелищем, совершенно новым для нас. Все озеро, подобно тихому, светлому морю, было покрыто множеством шлюпок всех величин, разукрашенных пестрыми парусами и цветами. Рыбаки, крестьяне и крестьянки, находившиеся на них, наперерыв старались приближаться к нашим блистательным судам. Вокруг нас раздавались звуки музыки и клики и под вечер их мелодическое, простое и заунывное пение».

Сегюр Л.-Ф.
«Записки о пребывании в России
в царствование Екатерины II».

 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.