Обнажённое дыхание весны
Работы разных лет в жанре ню и весенние букеты представит вниманию зрителей новая экспозиция в Выставочном зале Новгородской организации Союза художников России.
Ню (фр. nu – нагой, обнажённый) – художественный жанр в скульптуре, живописи, фотографии и кинематографе, посвященный изображению обнаженного тела. На протяжении многих веков он является одним из основных жанров в искусстве.
Сегодня уникальную возможность проследить сквозь призму разнообразных художественных стилей и веяний моды, как с веками менялось представление о красоте человека, могут предоставить лишь крупнейшие мировые музеи.
Уже в Древнем Египте было известно изображение нагого тела. В античной скульптуре, живописи и вазописи оно стало эстетической нормой и воплощением жизненного и художественного идеала. В средние века в Европе изображение обнаженной фигуры было строго ограничено немногими библейскими сюжетами. В эпоху Возрождения на картинах Боттичелли, Джорджоне, Тициана и других художников нагое мужское и женское тело изображалось исключительно в рамках мифологического и аллегорического жанров. И только в ХVII ню сформировался как жанр. Художники Веласкес, Рембрандт, Рубенс, Гойя создавали полные одухотворенности и жизненного обаяния образы. Так постепенно в академической живописи и скульптуре XVII-XIX вв. утверждались нормы идеальной красоты, основанной на восприятии реальной натуры через призму классического искусства, античной скульптуры и живописи Возрождения. Именно с этого времени в обучении художников изображение обнаженной натуры становится обязательным. Позднее, уже в искусстве рококо, для которого характерны утонченно-грациозные, кокетливые, проникнутые чувственностью произведения, жанр ню широко распространяется. В XIX — начале XX вв. складывается иной, более реалистический облик живой, освобожденной от одежд модели, вначале овеянной романтикой, как на полотнах Делакруа и Энгра, а позднее уже и образ современницы, погруженной в атмосферу реального мира (Мане, Дега, Роден, Ренуар).
В искусстве XX века классический, гармоничный тип ню получил большую свободу эмоционального выражения, связанную с поиском новых художественных средств, особенно ярко это проявилось в скульптуре Родена, Майоля, Мунцу.
В наше время жанр ню в творчестве художников продолжает оставаться актуальным прежде всего как средство постижения свободы и гармонии через естественную красоту человека. Однако, несмотря на богатую историю, востребованность и популярность, произведения в жанре ню редко можно встретить на выставках. Причина банальна, чаще всего ню просто не вписывается в предлагаемый тематический формат, идёт вразрез с высоким социально-патриотическим пафосом больших выставок.
Новая экспозиция в выставочном зале Союза художников России «Дыхание весны» расскажет зрителю о современном бытовании жанра ню, раскроет его особенности и принципы развития в искусстве (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) и станет светлым и радостным предзнаменованием весны.
Открытие выставки состоится в воскресенье, 1 марта, в 12 часов в выставочном зале Новгородской организации Союза художников. Выставка будет работать до 3 апреля, с 12 до 17, кроме понедельника и вторника. Вход свободный.
Фото Юрия ЗУЕВА