Чтобы конфета была не хуже фантика

05.03.2009

Чтобы конфета была не хуже фантикаЭкономический кризис заставляет новгородских туроператоров пересмотреть тенденции развития туристического сервиса.

Спад туристических потоков в IV квартале 2008 года сказался на общих результатах развития туристической сферы Великого Новгорода в 2008 году. Об этом было заявлено на брифинге в НП «Офис туризма Великого Новгорода «Красная изба». По итогам 9 месяцев увеличение количества туристов составляло 15% по сравнению с предыдущим годом, а общий итог из-за показателей IV квартала «упал» до 3,6%.
Говоря о развитии туристического рынка, специалисты отметили, что кризис повлиял на «переориентацию» туристической отрасли. Все большую популярность приобретает «внутренний» российский туризм, а особенно индивидуальные, семейные туры или путешествия небольшой корпоративной компанией. По словам директора ООО «Аркада» Ольги Конюховой, если в прошлом году «индивидуалы» составляли 35% потока, обслуженного фирмой, то по данным на февраль этого года их число выросло до 80%. Эта тенденция заставляет по-новому взглянуть на уровень сервиса, качество услуг, которые предоставляет инфраструктура города, особенно в сфере питания.
«Российские туристы стали более требовательными, большинство из них изучили заграничные маршруты, и, когда они приезжают в российский город, они также ожидают определенного уровня обслуживания, – подчеркивает Ольга Конюхова. – У нас же, к сожалению, развитие обслуживающей стороны туристского бизнеса, внедрение культуры сервиса, особенно в сфере общественного питания, пока еще далеко от совершенства. Нам приходится слышать от гостей, например, что официанты у нас не умеют улыбаться… Очень обидно, когда туристы говорят, что потенциал у города очень хороший, а по уровню обслуживания нам еще расти и расти».
С экспертами согласен и начальник управления по зарубежным связям и туризму Администрации Великого Новгорода Исак Фрейдман.  «Одна из проблем города в сфере туризма именно в том, что сегодня качество информационно-рекламного продвижения города в сфере туризма выше, чем качество сервисного обслуживания туристов, – считает он. – Иными словами фантик пока гораздо привлекательнее, чем конфета, которая в него обернута». Фрейдман подчеркнул, что в связи с этим нужно повышать уровень сервиса, комфортности для приезжающих в город гостей, и это дело не только отрасли туризма, но и других сфер экономики. «Те изменения по развитию городской инфраструктуры,  которые начались у города в 2008 году, должны динамично продолжаться. Большое значение имеет создание конкурентной среды в сфере обслуживания, открытие новых ресторанов, гостиниц и т.п. Изменения там происходят, но, к сожалению, не так быстро, как хотелось бы. Однако, если мы хотим сделать туризм действительно привлекательной отраслью, нужно изменить психологический настрой руководителей и работников сферы обслуживания».
Что скрывать, именно в сфере обслуживания еще с советских времен сохраняется некий налет второстепенности. Здесь до сих пор не  обеспечивается необходимый уровень сервиса, хотя бы отдаленно приближающийся к международным нормам. Но именно со сферы обслуживания начинается знакомство гостей с городом, от нее зависит  настроение туристов и, в конечном итоге, имидж города.
Генеральный директор консалтинговой фирмы «Практика» Ольга Чалабова считает: чтобы исправить ситуацию, нужен системный подход в подготовке обслуживающего персонала. «Даже в очень хороших кафе и ресторанах, где красивый интерьер и отличная еда являются преимуществом, непрофессионализм обслуживающего персонала может надолго отбить охоту у клиентов здесь бывать и тем более рекомендовать это место своим знакомым, – считает она. – То же относится к гостиницам и магазинам. Качественное обслуживание клиентов – это одно из главных конкурентных преимуществ, но этому тоже надо учиться. Есть разработанные программы психологических тренингов для каждой категории сферы обслуживания (от руководителей до рядовых сотрудников), где предусмотрено все — от внешнего вида, знания продукции, особенностей приветствия и прощания с клиентом до более глубоких психологических и профессиональных основ».

Рис. Максима СМАГИНА



Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.