Две тайны Юрия Жульева
В Новгородском государственном музее художественной культуры земли Новгородской в Десятинном монастыре открылась выставка «Неисчезающие миражи». Это первая экспозиция произведений живописи народного художника России Юрия Васильевича Жульева – выдающегося мастера российского художественного стекла, чье имя еще в 1980-е годы было занесено в Большую советскую энциклопедию.
Вернисаж стал возможным благодаря дару музею от заслуженного художника России, друга Юрия Жульева – Александра Алексеевича Варенцова. Это в его творческой мастерской в Великом Новгороде Юрием Васильевичем были написаны все эти работы за последние 7-8 лет жизни художника.
Мне посчастливилось побывать на многих его персональных выставках в Новгороде, Старой Руссе, во Пскове, в Москве, Санкт-Петербурге. И каждая экспозиция была праздником цветного великолепия. Его произведения всегда поражали необыкновенными фантазиями, самыми невероятными образами. Он был просто влюблен в стекло, в его прозрачность и светоносность, в его текучесть и возможность под огнем и с введенной в массу каплей цвета меняться ежесекундно до бесконечности, которую он всю жизнь пытался постичь. Он страстно погружался в светооптические, живописные и голографические миры, создавая свой, удивительный и неповторимый.
Его произведения побывали на самых больших выставках в стране и за рубежом. Они хранятся в 32-х государственных музеях России, в том числе в Новгородском, в крупных частных коллекциях разных стран мира.
А жизнь Жульева – как семь жизней. Может, он и ушел до срока, потому что трудно жить так напряженно и темпераментно за «всех семерых» сразу. Его отец, донской казак, журналист, долго бывший вдовцом, только в 93 года снова женился. Казалось, и его «запала» хватит на все 100 лет. А он не дожил и до 70-ти. Так плавится стекло от жаркого огня в горне…
На этой выставке, которую организаторы назвали «Неисчезающие миражи», – две сенсации. Первая: Жульев впервые предстал перед зрителями как живописец. Ведь даже многие коллеги-художники не знали, что он писал маслом много и серьезно. А вторая: Юрий Васильевич оказался казачьим генералом. Так сегодня раскрылись две тайны Юрия Жульева.
В экспозиции есть только один портрет самого Жульева – кисти народного художника России, его давнего друга Дмитрия Власовича Журавлева. На нем Юрий Васильевич изображен в казачьей генеральской форме. Для большинства новгородцев – это открытие еще одного незнакомого Жульева. Многие знали только, что он из семьи потомственных донских казаков из станицы Аксайской Ростовской области. Его дед, казачий атаман, учил маленького Юру казачьим мудростям. И главная заповедь была – верно служить Отечеству, как служило не одно поколение Жульевых. Ей Юрий Васильевич и следовал всю жизнь.
Кстати, именно в Ростове-на-Дону он получил первое живописное образование. Художественное училище имени М.Б. Грекова он закончил с отличием. А его дипломными работами были «Донской пейзаж» и «На пристани». И хоть затем, поступив в Ленинградское художественное училище имени В.И. Мухиной на отделение керамики и стекла, он выбрал другой путь и связал его с российским художественным стеклом (в 1970-х годах он был главным художником чудовского стеклозавода «Восстание», затем председателем правления Новгородской организации Союза художников РФ), к живописи и родному Дону возвращался часто.
Я видела не только его донские пейзажи, портреты казаков («Старый казак», «Мать»), но и портреты Михаила Шолохова. С писателем еще молодой тогда художник неоднократно встречался на родине, и они беседовали о судьбе казачества. А с 1990-х годов Жульев, уже будучи заслуженным художником России, еще и принимал активное участие в движении по возрождению донского и российского казачества, за что был удостоен нагрудных знаков «За возрождение казачества России», «За Любовь и Верность Отечеству» и других наград. Имел воинский чин генерал-майора. Вот откуда на выставке портрет Юрия Васильевича в генеральской казачьей форме.
А теперь – новая встреча. Новая во всех смыслах. И среди его живописных работ в новой экспозиции много посвященных Дону – «Казачий натюрморт», «Станица», «Голубые тополя».
– Когда я впервые увидел его живопись в мастерской Александра Варенцова, я был просто ошеломлен, – вспоминал на открытии выставки Д.В. Журавлев. – Я такого Жульева не знал. Такого великолепного импровизатора… И этим он стал интересен сегодня как удивительный мастер живописи.
В стекле он добивался удивительной живописности цвета. В живописи – всех красок, текучести и пластичности стекла. Цветной мир. Мир цвета. Мир Большого художника. Он подарил его нам. Живите, любите, наслаждайтесь!
Фото автора