Две тайны Юрия Жульева

07.08.2008

Две тайны Юрия ЖульеваВ Новгородском государственном музее художественной культуры земли Новгородской в Десятинном монастыре открылась выставка «Неисчезающие миражи». Это первая экспозиция произведений живописи народного художника России Юрия Васильевича Жульева – выдающегося  мастера российского художественного стекла, чье имя еще в 1980-е годы было занесено в Большую советскую энциклопедию.

Вернисаж стал возможным благодаря дару музею от заслуженного художника России, друга Юрия Жульева – Александра Алексеевича Варенцова. Это в его творческой мастерской в Великом Новгороде Юрием Васильевичем были написаны все эти работы за последние 7-8 лет жизни художника.

Мне посчастливилось побывать на многих его персональных выставках в Новгороде, Старой Руссе, во Пскове, в Москве, Санкт-Петербурге. И каждая экспозиция была праздником цветного великолепия. Его произведения всегда поражали необыкновенными фантазиями, самыми невероятными образами. Он был просто влюблен в стекло, в его прозрачность и светоносность, в его текучесть и возможность под огнем и с введенной в массу каплей цвета меняться ежесекундно до бесконечности, которую он всю жизнь пытался постичь. Он страстно погружался в светооптические, живописные и голографические миры, создавая свой, удивительный и неповторимый.

Его произведения побывали на самых больших выставках в стране и за рубежом. Они хранятся в 32-х  государственных музеях России, в том числе в Новгородском, в  крупных частных коллекциях  разных стран мира.

А жизнь Жульева – как семь жизней. Может, он и ушел до срока, потому что трудно жить так напряженно и темпераментно за «всех семерых» сразу. Его отец, донской казак, журналист, долго бывший вдовцом,  только в 93 года снова женился. Казалось, и его «запала» хватит на все 100 лет.  А он не дожил и до 70-ти. Так плавится стекло от жаркого огня в горне…

Две тайны Юрия ЖульеваНа этой выставке, которую организаторы назвали «Неисчезающие миражи», – две сенсации. Первая: Жульев впервые предстал перед зрителями как живописец. Ведь даже многие коллеги-художники не знали, что он писал маслом много и серьезно. А вторая: Юрий Васильевич оказался казачьим генералом. Так сегодня раскрылись две тайны Юрия Жульева.

В экспозиции есть только один портрет самого Жульева – кисти народного художника России, его давнего друга Дмитрия Власовича Журавлева. На нем Юрий Васильевич изображен в казачьей генеральской форме. Для большинства новгородцев – это открытие еще одного незнакомого Жульева. Многие знали только, что он из семьи потомственных донских казаков из станицы Аксайской Ростовской области. Его дед, казачий атаман, учил маленького Юру казачьим мудростям. И главная заповедь была – верно служить Отечеству, как служило не одно поколение Жульевых. Ей Юрий Васильевич и следовал всю жизнь.

Кстати, именно в Ростове-на-Дону он получил первое живописное образование. Художественное училище имени М.Б. Грекова он закончил с отличием. А его дипломными работами были «Донской пейзаж» и «На пристани». И хоть затем, поступив в Ленинградское художественное училище имени В.И. Мухиной на отделение керамики и стекла, он выбрал другой путь  и связал его с российским художественным стеклом (в 1970-х годах он был главным художником чудовского стеклозавода «Восстание», затем председателем правления Новгородской организации Союза художников РФ), к живописи и родному Дону возвращался  часто.

Я видела не только его донские пейзажи, портреты казаков («Старый казак», «Мать»), но и портреты Михаила Шолохова. С писателем еще молодой тогда художник неоднократно встречался на родине, и они беседовали о судьбе казачества. А с 1990-х годов Жульев, уже будучи заслуженным художником России, еще и принимал активное участие  в движении по возрождению донского и российского казачества, за что был удостоен нагрудных знаков «За возрождение казачества России», «За Любовь и Верность Отечеству» и других наград. Имел воинский чин генерал-майора. Вот откуда на выставке портрет Юрия Васильевича в генеральской казачьей форме.

А теперь – новая встреча.  Новая во всех смыслах. И  среди его живописных работ в новой экспозиции много посвященных Дону – «Казачий натюрморт», «Станица», «Голубые тополя».

– Когда я впервые увидел его живопись в мастерской Александра Варенцова, я был просто ошеломлен, – вспоминал на открытии выставки Д.В. Журавлев. – Я такого Жульева не знал. Такого великолепного импровизатора… И этим он стал интересен сегодня как удивительный мастер живописи.

В стекле он добивался удивительной живописности цвета. В живописи – всех красок, текучести и пластичности стекла. Цветной мир. Мир цвета. Мир Большого художника. Он подарил его нам. Живите, любите, наслаждайтесь!

Фото автора




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.