Доброе слово о русской бане

28.08.2008

Доброе слово о русской банеНет более устоявшегося исторически словосочетания, чем русская баня. О ней упоминается не только в энциклопедических словарях Брокгауза и Ефрона, В.И. Даля, но и в летописи нашего древнего соотечественника Нестора, жившего в конце XI – начале XII веков. А сколько заезжих гостей искренне удивлялось русскому обычаю подвергать себя «сладостному мучению» – находясь в нестерпимом жару еще хлестать себя березовыми вениками. Баня от первого крика до последнего вздоха сопровождала человека: в ней переживали счастливые минуты, в ней и лечились. Но все это пишется в прошедшем времени. Справедливо ли? Энергичному представителю XXI века до дедовских ли побасенок? На эту тему мы беседуем с Ниной ЧИРКИНОЙ, директором муниципального банно-прачечного предприятия. Тем более и повод есть – в следующем году исполняется 55 лет со дня создания этой славной организации. Нина Александровна – большой знаток своего дела. По высшему образованию она инженер-строитель, но вот специализация – водоснабжение и канализация. А еще по гороскопу – Водолей. Так что сама судьба благословила ее быть главным банщиком Великого Новгорода. И она им стала в непростом 1994 году. Можно только догадаться, сколько сил и нервов было потрачено за прошедшее время на сохранение и преумножение банно-прачечного хозяйства. Для этого надо иметь не только сильную волю, а и железный характер. Но чем дальше мы разговаривали с Ниной Александровной о насущном, тем больше я поражался, насколько поэтическая у нее натура. За пределами нашего общения остались ее личные поэтические строки, но с какой любовью и точностью она говорит о русской бане.

– Да, времена меняют окружающую нас жизнь. Но и в XXI веке уместно в восклицательных выражениях говорить о русской бане. Посмотрите, насколько ускорился ритм нашего существования, мы все время куда-то бежим… А баня – это то место, где есть возможность передохнуть, поддержать свое здоровье: «Кто в бане парится, тот никогда не старится». Баня лечит не только тело, но и душу. Поэтому не зря почти каждый, кто имеет возможность построить свой дом, как правило, начинает на своем участке с бани. То же стремление мы наблюдаем и в Великом Новгороде: бани сохранились, бани работают. Другое дело, наблюдаются сезонные колебания – летом меньше посетителей, а зимой аншлаг.

– Нина Александровна, вернемся в ближайшую историю. В 90-е годы многое было порушено. Наверное, это коснулось и вашего большого хозяйства?

Доброе слово о русской бане– Действительно, новгородские бани тоже прошли этот печальный путь. На заре кооперативного движения бани на Александра Невского и в то время на Григоровском шоссе (сейчас Александра Корсунова) были переданы в аренду. Многие горожане, думаю, не забыли, что с ними в итоге приключилось. Они просто перестали существовать. И в 1994 году почти одновременно обе бани были снова переданы городу. Предприятие долго-долго их восстанавливало. На это были затрачены колоссальные деньги.

– Вам пришлось не просто восстанавливать структуру, а элементарно строить.

– Нанимали строительные организации (тогда существовали достаточно серьезные: СУОР-64 и УСТР-98), которые длительное время трудились на наших объектах.

– Сейчас восстановлены все бани?

– На капитальном ремонте находится только баня на улице Хутынской.

– Ее ремонт – давняя история?

– Многострадальная баня. Была закрыта в 1996 году. Долго думали, что с ней делать… Вот вы спрашиваете, нужны ли бани в XXI веке? В том, что эта восстанавливается, – заслуга горожан. Они не дали местной власти спокойно спать до тех пор, пока не начался ремонт. Это не будет какое-то сверхсовременное сооружение. А баню в обычном виде мы горожанам вернем.

– И когда?

– Очень хочется, чтобы в середине сентября она работала. По крайней мере, в этом году – точно.

– Нина Александровна, простое ли это занятие – содержание бань?

– Очень непростое, поскольку баня – сложный объект, требующий грамотной эксплуатации как с технической точки зрения, так и с точки зрения санэпидблагополучия. Есть в стране такой закон, в рамках которого мы просто обязаны работать. Плюс к этому и само здание необходимо содержать. Все мы слышим в последние годы о происходящих где-то неприятных случаях – падают крыши в аквапарках, травятся люди. Это показатель  того, что сооружение эксплуатируют люди или неграмотные, или жалеющие деньги на профилактические работы.

– А за последнее время каких-то ЧП в Новгороде не было?

– У нас ничего подобного не было. Мы же находимся под постоянным контролем нашей городской СЭС. Служба эта работает достаточно жестко. И мы всегда прислушиваемся к их замечаниям.

– Если немного вперед посмотреть, то что вы планируете для ваших клиентов нового?

– Понимаю, что сегодня баня в том архаичном виде, в котором она существует, недостаточна для современного потребителя услуг. Ведь наши посетители делятся на несколько категорий. Приходят люди старшего поколения: им баня важна как «помывочный процесс». Другие стремятся к нам за релаксацией. Или за поддержанием собственного здоровья и собственной красоты в том числе. И для всех баня еще и место общения. Наблюдаю положительную тенденцию: к нам вернулась молодежь. Был такой период, когда казалось, что молодому поколению баня не нужна. Но чем, видимо, жестче и динамичнее жизнь, тем чаще возникает у молодежи потребность хоть на время куда-то от нее спрятаться. Дискотека или клуб – не всегда выход. Это достаточно агрессивное пространство. А вот в бане все действует расслабляюще.

Другая сторона – общение поколений. У нас есть отделения разной комфортности. Но часто можно наблюдать, когда довольно обеспеченные люди идут в общую баню. Почему? Да потому, что есть возможность общения разным поколениям: пожилым, молодым. В общественной бане, где собирается от тридцати до пятидесяти человек, приходится свое ЭГО прятать.

И еще, мы наконец-то стали серьезно говорить о здоровье нации. Давайте рассматривать баню и с этой стороны. Правильно доктора говорят: болезнь легче предупредить. Ни для кого не секрет, что баня в лечении, самовосстановлении – незаменима.

– Какие услуги вы сейчас реально предлагаете новгородцам?

– Сейчас в Новгороде работают шесть бань, в основном общего назначения. Но есть и отдельные номера, более комфортные (с бассейнами и без). Есть и парикмахерские, и солярии, где-то массажисты. В общем-то, довольно стандартный набор.

– Нина Александровна, идет реформирование жилищно-коммунального комплекса. Какие изменения могут коснуться вашей сферы?

– Вопрос сложный. Больше говорят и пишут о реформировании сферы, близкой для горожан – обслуживании жилья. Но ведь и наша сфера тоже относится к ЖКХ. И она  очень затратная. Где взять дополнительные источники для поддержания или придания нового качества любым услугам коммунального комплекса? Каким путем пойдет реформирование – однозначно ответить сложно. Но есть совершенно четко прописанный закон, в котором оговорены условия. Предусматриваются разные пути: преобразование в акционерное общество; есть путь – продажа и т.д. Для нас наиболее рациональным был бы первый вариант – акционерное общество.

– Вы к этому готовы?

– Готовимся.

– Думаю, что самое главное, чтобы новгородцы, как в 90-е годы, не остались без бани.

– Надеюсь, что власти не ставят такой задачи. На сегодня само государство подкопило опыта и делает при нововведениях достаточно осторожные шаги. Все поворачивается лицом к человеку.

– Вы все же не только банное, но и прачечное предприятие. В свое время оно ведь было довольно популярно. А сейчас?

– В этом отношении мы пережили очень сложный период. Население практически отторгло эту услугу. На мой взгляд, по причине низкого уровня доходов. К тому же появились более современные стиральные машины-автоматы. Все решили, что прачечные ни к чему. Сегодня мы сталкиваемся с другой проблемой: свободное время становится дороже. Оно тратится либо на работу, либо на нормальный полноценный отдых. Люди стремятся разгрузить себя от элементарных бытовых проблем. Поэтому понемногу к услугам прачечной возвращаются.

В свое время существовало много приемных пунктов по всему городу. В 90-е все это позакрывали. Но мы сохранили приемные пункты при каждой бане. Где и сейчас можно сдать белье в стирку. Предлагаем и другой вариант: если вам не хочется куда-то идти, то вы можете позвонить нам, и мы приедем и заберем ваше белье. Причем под этим подразумеваем не только простыни и т.д. Мы берем все: от ковра до подушки или перины. Для пуховых изделий у нас есть специальная машина, кстати, единственная в области. У нас и персонал специально обученный итальянским технологиям, т.н. аквачистки. Она позволяет достаточно эффективно стирать те же пуховые куртки.

– Новая техника и технология – прекрасно. Но всему основа – грамотные кадры. Удалось ли сохранить коллектив?

– Вы правы, любое предприятие само по себе не работает. Конечно, всему основа – это люди. К счастью, нам удалось сохранить костяк коллектива – людей, отработавших на предприятии длительное время. Отдельные сюда пришли после окончания института, да так здесь и остались. Например, Нина Арсеньевна Кудряшова, главный технолог, окончила Ленинградский технологический институт как раз по специальности, связанной с технологиями бань и прачечных. Всю жизнь здесь работает. Наш главный инженер Виктор Сергеевич Миронов. Его стаж – 33 года. Он по складу ума своего – механик. Постоянно удивляешься его смекалке: из ничего может что-то дельное создать. На предприятии же работают его жена, две дочери. Считайте – семейная династия. У нас также бухгалтеры, заведующие трудятся по 15-20 лет. Замечено: тот, кто пришел в нашу сферу, либо уходит сразу, либо остается надолго. Очень многие к нам пришли с развалом предприятий радиоэлектронного комплекса. К сожалению, сейчас это поколение людей начинает уходить на пенсию, и восполнить их уход довольно сложно.

Иногда приходится слышать мнение, что в нашей сфере неквалифицированный труд. Никогда с этим не соглашусь: обслуживание человека не может быть неквалифицированным. На Западе значительный процент трудоспособного населения «крутится» в сфере обслуживания. И для этого там заканчивают университеты. Чтобы качественно обслуживать, необходимо достаточно много знать в разных областях: в той, в которой ты трудишься, в психологии, социологии, медицине и т.д. В этом убедилась на собственном опыте.

Очень хочется, чтобы и качество, и количество услуг, которые мы даем новгородцам, соответствовало их пожеланиям. Мы открыты для общения, для  предложений.

 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.