Доброе слово о русской бане
Нет более устоявшегося исторически словосочетания, чем русская баня. О ней упоминается не только в энциклопедических словарях Брокгауза и Ефрона, В.И. Даля, но и в летописи нашего древнего соотечественника Нестора, жившего в конце XI – начале XII веков. А сколько заезжих гостей искренне удивлялось русскому обычаю подвергать себя «сладостному мучению» – находясь в нестерпимом жару еще хлестать себя березовыми вениками. Баня от первого крика до последнего вздоха сопровождала человека: в ней переживали счастливые минуты, в ней и лечились. Но все это пишется в прошедшем времени. Справедливо ли? Энергичному представителю XXI века до дедовских ли побасенок? На эту тему мы беседуем с Ниной ЧИРКИНОЙ, директором муниципального банно-прачечного предприятия. Тем более и повод есть – в следующем году исполняется 55 лет со дня создания этой славной организации. Нина Александровна – большой знаток своего дела. По высшему образованию она инженер-строитель, но вот специализация – водоснабжение и канализация. А еще по гороскопу – Водолей. Так что сама судьба благословила ее быть главным банщиком Великого Новгорода. И она им стала в непростом 1994 году. Можно только догадаться, сколько сил и нервов было потрачено за прошедшее время на сохранение и преумножение банно-прачечного хозяйства. Для этого надо иметь не только сильную волю, а и железный характер. Но чем дальше мы разговаривали с Ниной Александровной о насущном, тем больше я поражался, насколько поэтическая у нее натура. За пределами нашего общения остались ее личные поэтические строки, но с какой любовью и точностью она говорит о русской бане.
– Да, времена меняют окружающую нас жизнь. Но и в XXI веке уместно в восклицательных выражениях говорить о русской бане. Посмотрите, насколько ускорился ритм нашего существования, мы все время куда-то бежим… А баня – это то место, где есть возможность передохнуть, поддержать свое здоровье: «Кто в бане парится, тот никогда не старится». Баня лечит не только тело, но и душу. Поэтому не зря почти каждый, кто имеет возможность построить свой дом, как правило, начинает на своем участке с бани. То же стремление мы наблюдаем и в Великом Новгороде: бани сохранились, бани работают. Другое дело, наблюдаются сезонные колебания – летом меньше посетителей, а зимой аншлаг.
– Нина Александровна, вернемся в ближайшую историю. В 90-е годы многое было порушено. Наверное, это коснулось и вашего большого хозяйства?
– Действительно, новгородские бани тоже прошли этот печальный путь. На заре кооперативного движения бани на Александра Невского и в то время на Григоровском шоссе (сейчас Александра Корсунова) были переданы в аренду. Многие горожане, думаю, не забыли, что с ними в итоге приключилось. Они просто перестали существовать. И в 1994 году почти одновременно обе бани были снова переданы городу. Предприятие долго-долго их восстанавливало. На это были затрачены колоссальные деньги.
– Вам пришлось не просто восстанавливать структуру, а элементарно строить.
– Нанимали строительные организации (тогда существовали достаточно серьезные: СУОР-64 и УСТР-98), которые длительное время трудились на наших объектах.
– Сейчас восстановлены все бани?
– На капитальном ремонте находится только баня на улице Хутынской.
– Ее ремонт – давняя история?
– Многострадальная баня. Была закрыта в 1996 году. Долго думали, что с ней делать… Вот вы спрашиваете, нужны ли бани в XXI веке? В том, что эта восстанавливается, – заслуга горожан. Они не дали местной власти спокойно спать до тех пор, пока не начался ремонт. Это не будет какое-то сверхсовременное сооружение. А баню в обычном виде мы горожанам вернем.
– И когда?
– Очень хочется, чтобы в середине сентября она работала. По крайней мере, в этом году – точно.
– Нина Александровна, простое ли это занятие – содержание бань?
– Очень непростое, поскольку баня – сложный объект, требующий грамотной эксплуатации как с технической точки зрения, так и с точки зрения санэпидблагополучия. Есть в стране такой закон, в рамках которого мы просто обязаны работать. Плюс к этому и само здание необходимо содержать. Все мы слышим в последние годы о происходящих где-то неприятных случаях – падают крыши в аквапарках, травятся люди. Это показатель того, что сооружение эксплуатируют люди или неграмотные, или жалеющие деньги на профилактические работы.
– А за последнее время каких-то ЧП в Новгороде не было?
– У нас ничего подобного не было. Мы же находимся под постоянным контролем нашей городской СЭС. Служба эта работает достаточно жестко. И мы всегда прислушиваемся к их замечаниям.
– Если немного вперед посмотреть, то что вы планируете для ваших клиентов нового?
– Понимаю, что сегодня баня в том архаичном виде, в котором она существует, недостаточна для современного потребителя услуг. Ведь наши посетители делятся на несколько категорий. Приходят люди старшего поколения: им баня важна как «помывочный процесс». Другие стремятся к нам за релаксацией. Или за поддержанием собственного здоровья и собственной красоты в том числе. И для всех баня еще и место общения. Наблюдаю положительную тенденцию: к нам вернулась молодежь. Был такой период, когда казалось, что молодому поколению баня не нужна. Но чем, видимо, жестче и динамичнее жизнь, тем чаще возникает у молодежи потребность хоть на время куда-то от нее спрятаться. Дискотека или клуб – не всегда выход. Это достаточно агрессивное пространство. А вот в бане все действует расслабляюще.
Другая сторона – общение поколений. У нас есть отделения разной комфортности. Но часто можно наблюдать, когда довольно обеспеченные люди идут в общую баню. Почему? Да потому, что есть возможность общения разным поколениям: пожилым, молодым. В общественной бане, где собирается от тридцати до пятидесяти человек, приходится свое ЭГО прятать.
И еще, мы наконец-то стали серьезно говорить о здоровье нации. Давайте рассматривать баню и с этой стороны. Правильно доктора говорят: болезнь легче предупредить. Ни для кого не секрет, что баня в лечении, самовосстановлении – незаменима.
– Какие услуги вы сейчас реально предлагаете новгородцам?
– Сейчас в Новгороде работают шесть бань, в основном общего назначения. Но есть и отдельные номера, более комфортные (с бассейнами и без). Есть и парикмахерские, и солярии, где-то массажисты. В общем-то, довольно стандартный набор.
– Нина Александровна, идет реформирование жилищно-коммунального комплекса. Какие изменения могут коснуться вашей сферы?
– Вопрос сложный. Больше говорят и пишут о реформировании сферы, близкой для горожан – обслуживании жилья. Но ведь и наша сфера тоже относится к ЖКХ. И она очень затратная. Где взять дополнительные источники для поддержания или придания нового качества любым услугам коммунального комплекса? Каким путем пойдет реформирование – однозначно ответить сложно. Но есть совершенно четко прописанный закон, в котором оговорены условия. Предусматриваются разные пути: преобразование в акционерное общество; есть путь – продажа и т.д. Для нас наиболее рациональным был бы первый вариант – акционерное общество.
– Вы к этому готовы?
– Готовимся.
– Думаю, что самое главное, чтобы новгородцы, как в 90-е годы, не остались без бани.
– Надеюсь, что власти не ставят такой задачи. На сегодня само государство подкопило опыта и делает при нововведениях достаточно осторожные шаги. Все поворачивается лицом к человеку.
– Вы все же не только банное, но и прачечное предприятие. В свое время оно ведь было довольно популярно. А сейчас?
– В этом отношении мы пережили очень сложный период. Население практически отторгло эту услугу. На мой взгляд, по причине низкого уровня доходов. К тому же появились более современные стиральные машины-автоматы. Все решили, что прачечные ни к чему. Сегодня мы сталкиваемся с другой проблемой: свободное время становится дороже. Оно тратится либо на работу, либо на нормальный полноценный отдых. Люди стремятся разгрузить себя от элементарных бытовых проблем. Поэтому понемногу к услугам прачечной возвращаются.
В свое время существовало много приемных пунктов по всему городу. В 90-е все это позакрывали. Но мы сохранили приемные пункты при каждой бане. Где и сейчас можно сдать белье в стирку. Предлагаем и другой вариант: если вам не хочется куда-то идти, то вы можете позвонить нам, и мы приедем и заберем ваше белье. Причем под этим подразумеваем не только простыни и т.д. Мы берем все: от ковра до подушки или перины. Для пуховых изделий у нас есть специальная машина, кстати, единственная в области. У нас и персонал специально обученный итальянским технологиям, т.н. аквачистки. Она позволяет достаточно эффективно стирать те же пуховые куртки.
– Новая техника и технология – прекрасно. Но всему основа – грамотные кадры. Удалось ли сохранить коллектив?
– Вы правы, любое предприятие само по себе не работает. Конечно, всему основа – это люди. К счастью, нам удалось сохранить костяк коллектива – людей, отработавших на предприятии длительное время. Отдельные сюда пришли после окончания института, да так здесь и остались. Например, Нина Арсеньевна Кудряшова, главный технолог, окончила Ленинградский технологический институт как раз по специальности, связанной с технологиями бань и прачечных. Всю жизнь здесь работает. Наш главный инженер Виктор Сергеевич Миронов. Его стаж – 33 года. Он по складу ума своего – механик. Постоянно удивляешься его смекалке: из ничего может что-то дельное создать. На предприятии же работают его жена, две дочери. Считайте – семейная династия. У нас также бухгалтеры, заведующие трудятся по 15-20 лет. Замечено: тот, кто пришел в нашу сферу, либо уходит сразу, либо остается надолго. Очень многие к нам пришли с развалом предприятий радиоэлектронного комплекса. К сожалению, сейчас это поколение людей начинает уходить на пенсию, и восполнить их уход довольно сложно.
Иногда приходится слышать мнение, что в нашей сфере неквалифицированный труд. Никогда с этим не соглашусь: обслуживание человека не может быть неквалифицированным. На Западе значительный процент трудоспособного населения «крутится» в сфере обслуживания. И для этого там заканчивают университеты. Чтобы качественно обслуживать, необходимо достаточно много знать в разных областях: в той, в которой ты трудишься, в психологии, социологии, медицине и т.д. В этом убедилась на собственном опыте.
Очень хочется, чтобы и качество, и количество услуг, которые мы даем новгородцам, соответствовало их пожеланиям. Мы открыты для общения, для предложений.