Нет такого культурного человека в Великом Новгороде, который бы не слышал имя Народного художника России Дмитрия Журавлева. Дмитрий Власович давно и заслуженно слывет в среде новгородских художников «патриархом». Мастер, мудрец, со своим неповторимым стилем. И мнением, которое он открыто высказывает.

В Новгород Дмитрий Журавлев приехал  в 1959 году. Художественная среда города только формировалась. Круг общения был ограничен. Художники предоставлены самим себе, их ничего не связывало, кроме нечастых выставок. Именно Журавлеву Новгород во многом обязан тем, что сообщество художников удалось объединить. Он довел начатое предшественниками дело – создал Новгородское отделение Союза художников РСФСР.
Журавлев себя уже в те далекие годы проявил как прекрасный организатор, сумевший решить сложнейшие проблемы – от подготовки выставок, приема в Союз художников до создания Художественного фонда и строительства творческих мастерских. Почти 20 лет он возглавлял НОСХ, проводил в жизнь идею зональных (региональных) выставок, будучи сначала членом выставкома, а затем долгие годы – его председателем по Северо-Западу.
Я помню, как познакомилась с Дмитрием Власовичем. Союз художников России открыл любопытный проект «Художники об искусстве», задуманный как откровенный разговор о художественной жизни Великого Новгорода, о роли изобразительного искусства, о формировании традиций «новгородской школы» в целом и о творчестве каждого из новгородских художников. Дмитрия Журавлева первого  пригласили открыть дискуссию...
С самого начала встречи он высоко поднял планку роли художника вообще, процитировав слова отца Александра Ранне, сказанные на открытии одной из выставок: «Художник должен видеть Божию красоту мира». Именно этим ощущениям и миропониманию  Дмитрий Власович пытается следовать всю жизнь.
Тогда мне запомнилось его высказывание: «Можно как угодно экспериментировать в творчестве, но художник всегда должен оставаться самим собой, он всегда выражает то, что остается с ним всю жизнь, это все равно один и тот же художник».
Его творчество — тому доказательство. Не верите — сходите на выставки Дмитрия Журавлева, открывшиеся в эти дни в Великом Новгороде. Они приурочены к 80-летию со дня рождения замечательного художника.
В Музее изобразительных искусств Новгородского музея-заповедника работает выставка «В поисках истины. К 80-летию Народного художника России Д.В. Журавлева».  На ней представлены более пятидесяти работ, написанных в самые разные периоды: от начала шестидесятых годов до последнего времени.
Еще одна персональная выставка Дмитрия Журавлева открылась в Музее художественной культуры земли Новгородской (Десятинный монастырь).
Ее название «В Новом времени» настраивает зрителя на восприятие картин, выполненных во второй половине XX и начале XXI вв.
Это и интенсивные поиски собственного живописного языка в 1960-х годах, и открытие индустриального мира в 1970-е и 1980-е годы, и создание жанровых и религиозных работ, картин о новгородской деревне и о памятниках древнерусской архитектуры в 1990-е…

Дмитрий Власович Журавлев – один из ведущих мастеров российского искусства второй половины XX - начала XXI столетия – родился в 1933 году в Ленинграде. Интерес к живописи пробудился у будущего художника очень рано. Первый шаг в профессию и судьбу был сделан в 1947 году, когда его приняли в среднюю художественную школу при институте имени И.Е. Репина. Творческая атмосфера школы, прекрасные преподаватели, знакомство с коллекциями Государственного Эрмитажа и Русского музея рано сформировали художественный вкус, широту взглядов, отличающие его и в молодости, и в зрелые годы.

Светлана КАЛАШНИКОВА

Народный художник России Дмитрий Журавлев:

«Большинство из представленных картин новгородские зрители, живущие сегодня, новое поколение, никогда не видели. Думаю, что в этих картинах разного времени хорошо видно, как шли поиски собственного художественного языка, какими средствами решались задачи создания художественного образа в композиционной картине, в портретах современников, в пейзажной картине и в натюрморте, задуманном и решенном как картина».

 

«Собственное творчество читаешь, как книгу собственной жизни, где последовательно, сменяя друг друга, идут годы и десятилетия. Можно оглянуться: а что ты сделал раньше, какие были удачи и что получилось? И вот понимаешь, что, несмотря на прожитые годы, на изменения художественного языка, несмотря на разные подходы и в решении картины, на новые темы, новые впечатления – ты остаешься тем же начинающим художником. Появилось мастерство, а истина осталась где-то далеко, и к ней по-прежнему надо идти и идти. Истина творческая – это то, что дает возможность постоянно жить и гореть творческим огнем».