Сокровища под ногами

11.10.2013

Мы уже подводили предварительные итоги археологического сезона  этого года. Теперь настало время поговорить о них подробно.

Начнем с Троицкого раскопа как с именинника — как ни крути, а сорок лет, в течение которых ведутся работы, более чем приличный возраст. В этом году археологи закончили с тринадцатым участком и приступили к новому — пятнадцатому, с которого однако успели снять лишь маловыразительный культурный слой, относящийся к XVI-XX вв. и только-только стали погружаться в «средневековье» — в период вхождения Великого Новгорода в Московское княжество.
Но уже и на этом этапе ученых подстерегла удача: им удалось раскопать аж целую улицу, что вела от берега Волхова к Варвариному монастырю. Известно и название улицы — Черницына, поскольку в старину на ней проживали монахини, которые по-древнерусски звались черницами. Также было найдено большое количество дворовых вымостов, что говорит о стремлении наших предков всячески благоустроить город: земля раскисала после любого дождя, что крайне затрудняло передвижение.
Среди прочих находок стоит выделить наконечники стрел, в том числе и достаточно редких — бронебойных, ювелирные украшения, в частности бармы, и печати, которыми скреплялись берестяные или пергаментные документы. Последние крайне важны для определения того, кто здесь жил. Так, одна из печатей, как это выяснилось, принадлежала владычному наместнику, который ведал вопросами распределения церковной земли и получения доходов с нее. К сожалению, не было обнаружено ни одной берестяной грамоты, так как, начиная с XVI века, бумага практически полностью вытеснила этот писчий материал из употребления. Однако новый раскоп обнадеживает своим средневековым слоем, поскольку здесь ранее проживала городская элита, бояре и богатые купцы, которые элементарно не могли обойтись без ведения разнообразной документации. Будем надеяться, что следующий год оправдает эти надежды!
Не подвел и тринадцатый раскоп, где в слое середины XI века ученым попалась редкая находка. Это кость животного, видимо, лопаточная, с двух сторон которой были нацарапаны буквы, причем, с одной стороны кириллические, а с другой — на глаголице, на основе которой и была создана кириллица. Ни те, ни другие буквы не складываются в слова. По предположениям ученых, это первые пробы пера: «писарь», видимо, еще не был знаком с берестой. Подчеркнем, что это единственная на сегодняшний день находка в Новгородской области со следами глаголицы. Примечательно, что обнаружение этого артефакта совпало с юбилейной датой создания славянской письменности, которой в этом году исполнилось 1150 лет!
Под эгидой Новгородской археологической экспедиции санкт-петербургскими коллегами из Института археологии РАН на раскопках по трассе инженерных коммуникаций в прибрежной части Торговой стороны, около гостиницы «Россия», была вообще сенсация. Найдены два больших медных блина, весом 18 кг и 12,2 кг, и кусочек третьего, около 3 кг, отлитых в специальных грунтовых ямах. Ориентировочно эти блины датируются XVI веком. Были ли они потеряны в огне пожара или их владелец умер, не рассказав никому о месте, где хранились блины, — остается только гадать. Однако то, что они были привезены водным путем, — не вызывает сомнений, поскольку залежей медной руды в Новгородской области нет. Сейчас ученые проводят анализы микроэлементов, чтобы выяснить, из каких рудников эта медь была добыта. Однако эксперты уже сейчас предполагают, что из Германии. Эти медные «кругляши», как и найденные тут же конструкции, имеющие отношение к городским причалам, «вымылам», лишний раз подтверждают принадлежность этой территории к портовой зоне.
Отдельно стоит сказать о найденных монетах, в особенности об одной из них, благодаря которой можно определить приблизительную датировку. На одной ее стороне изображена женщина, предположительно София. На это указывает что-то вроде короны на ее голове. Рядом с ней — некий мужчина, чем-то с нею обменивающийся. Объяснений может быть два. Либо София вручает посаднику жезл как символ власти, либо чеканщик подносит монетку святой Софии, покровительнице города. Но, так или иначе, такие монеты начали чеканить с 1420 года. В это время новгородцы перестали пользоваться монетами Ливонского ордена и стали изготовлять свои. Вес монеты около одного грамма. Отметим, что они были в ходу вплоть до конца XV века, когда на ее основе появилась московская копейка.
На территории Музея деревянного зодчества усилиями московских ученых Института археологии РАН был сделан ряд интересных находок. Напомним, что там ранее находился монастырь святого Пантелеймона, основанный в середине XII века. Там же располагалась и церковь святого Пантелеймона, построенная в начале XIII и разрушенная в XIX веке. На месте церкви были откопаны фрагменты алтарных выступов — апсиды, а также обнаружено несколько серьезных погребений: за алтарями соборов хоронили людей, принадлежащих к высшим слоям общества, например бояр. А в Георгиевском соборе Юрьева монастыря этой же группой археологов было расчищено место погребения известного новгородского архиепископа Феоктиста, жившего в начале XIV века и в XVII веке причисленного к лику святых. Подчеркнем, что при нем были проведены важные градостроительные мероприятия, включавшие в себя расширение территории кремля и строительство нескольких православных соборов. Могилу святого Феоктиста вскрывать не стали. Возможно, этого не будет сделано никогда.

Алексей МОШКОВ



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.