«Фонтан народной премудрости»

19.12.2013

В приглашении на новую выставку Новгородского музея-заповедника значилось «Премьера одного экспоната (резной шкаф мастера Г.Е. Токарева-Казарина)»…  Выставка одного предмета? Что же это за шкаф-то такой?

«Фонтан народной премудрости» 1То, что мы увидели, превзошло все ожидания и больше напоминало иллюстрацию к народным былинам-сказкам, нежели… мебель, пусть даже и старинную. Хранитель фонда древнерусской живописи и резного дерева, старший научный сотрудник музея-заповедника Юлия Комарова такой реакции не удивилась.
– Кто бы ни приходил к нам в фонды, даже ведущие специалисты по древним памятникам и иконам, увидев шкаф, реагировали одинаково:  «Что это? Откуда? Вот бы это чудо выставить!»
История удивительного предмета тоже напоминает сказку.
– Шкаф попал к нам в 1950-е годы из Боровичского музея. У нас он находился в экспозиции, посвященной народному искусству, – рассказывает Юлия Комарова. – Считался памятником неизвестного мастера. А экскурсоводы рассказывали легенду о том, как боровичский крепостной крестьянин перочинным ножом вырезал фигурки в течение 40 лет… Позднее шкаф был перемещен в залы древнерусской живописи, а после создания в 1980 г. новой экспозиции иконописи на долгие годы занял место в фондах музея.
У любого хранителя есть вещь, вокруг которой ходишь много лет, не зная, как подступиться. Была такая «загадка» и у шкафа: он молчал и  ждал своего времени. Наконец, нашлись меценаты – представители Межрегионального общественного фонда поддержки культуры «Палитра искусств», предложившие отреставрировать что-то необычное.  Началась работа реставраторов Новгородского музея-заповедника. Пять человек, лучшие специалисты работали над экспонатом. Полгода Валерий Мисевич, Юрий Александров, Наталья Железнякова, Наталья Медникова и Лилия Васильева буквально «вкладывали» в него душу, практически возродив заново первоначальный вид. Ну, а параллельно шло изучение истории и автора необычного экземпляра.
– Первым открытием стал каталог, где  частные коллекционеры публикуют свои коллекции, – говорит Юлия Комарова. – Я увидела деталь от этого шкафа, она там была обозначена как резная икона XVIII века из собрания московского коллекционера Вячеслава Момота. Мы с ним списались, он предоставил ее на выставку для экспонирования. Сейчас она закреплена именно на том месте, где и было предусмотрено мастером.
О мастере – Григории Евдокимовиче Токареве-Казарине узнали от коллег из Городецкого краеведческого музея. Там хранятся два похожих шкафа. Городецкие сотрудники рассказали, что по преданию, мастер сделал 3 шкафа. Но судьба третьего была им неизвестна. После изучения фотографий «новгородского» экспоната, они подтвердили – да, это он…
Итак, мастер установлен. О нем известно, что жил он в Городце в конце XIX – начале XX в. и умер незадолго до революции. Токарев-Казарин был сапожником, а в свободное время вырезал деревянные фигурки. Судя по всему, он был личностью незаурядной, так как вырезанные им картины и фигуры поражают разнообразием и многоплановостью сюжетов. Портреты династии Рюриковичей и восшествие на престол Михаила Романова дали основание предположить, что шкаф изготовлен в 1913 году к 300-летию династии Романовых. А рядом – сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, Киево-Печерский пятирик (жития святых), Иван Грозный, Борис Годунов, битва Давида с Голиафом, сцены из Апокалипсиса, покорение Сибири и многое другое, фантастически переплавленное фантазией автора в необычные картины. Скорее всего, он заимствовал сюжеты из иллюстрированных журналов, старообрядческих книг, лубочных картинок. «Фонтаном народной премудрости» назвал произведения талантливого городецкого мастера Н.Н. Померанцев, знаток древнерусской резьбы и народного искусства.
Удалось установить, что шкаф попал в Боровичский краеведческий музей в 1929 году из исправительно-трудовой колонии села Рютино на озере Пирос, расположившейся  в бывшем имении известного собирателя церковных древностей Е.С. Рахлина-Румянцева. Рахлин-Румянцев построил церковь, которую не успел освятить. После революции церковь  объявили «храмом-музеем», где коллекционер разместил свою коллекцию церковных и народных древностей. После расстрела Рахлина-Румянцева в 1924 году в имении была создана исправительно-трудовая колония. Там и могла закончиться история шкафа. К счастью, этого не случилось.
Увидеть фантастический шкаф можно на выставке в главном здании Новгородского музея-заповедника.

Светлана КАЛАШНИКОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.