«Фонтан народной премудрости»
В приглашении на новую выставку Новгородского музея-заповедника значилось «Премьера одного экспоната (резной шкаф мастера Г.Е. Токарева-Казарина)»… Выставка одного предмета? Что же это за шкаф-то такой?
То, что мы увидели, превзошло все ожидания и больше напоминало иллюстрацию к народным былинам-сказкам, нежели… мебель, пусть даже и старинную. Хранитель фонда древнерусской живописи и резного дерева, старший научный сотрудник музея-заповедника Юлия Комарова такой реакции не удивилась.
– Кто бы ни приходил к нам в фонды, даже ведущие специалисты по древним памятникам и иконам, увидев шкаф, реагировали одинаково: «Что это? Откуда? Вот бы это чудо выставить!»
История удивительного предмета тоже напоминает сказку.
– Шкаф попал к нам в 1950-е годы из Боровичского музея. У нас он находился в экспозиции, посвященной народному искусству, – рассказывает Юлия Комарова. – Считался памятником неизвестного мастера. А экскурсоводы рассказывали легенду о том, как боровичский крепостной крестьянин перочинным ножом вырезал фигурки в течение 40 лет… Позднее шкаф был перемещен в залы древнерусской живописи, а после создания в 1980 г. новой экспозиции иконописи на долгие годы занял место в фондах музея.
У любого хранителя есть вещь, вокруг которой ходишь много лет, не зная, как подступиться. Была такая «загадка» и у шкафа: он молчал и ждал своего времени. Наконец, нашлись меценаты – представители Межрегионального общественного фонда поддержки культуры «Палитра искусств», предложившие отреставрировать что-то необычное. Началась работа реставраторов Новгородского музея-заповедника. Пять человек, лучшие специалисты работали над экспонатом. Полгода Валерий Мисевич, Юрий Александров, Наталья Железнякова, Наталья Медникова и Лилия Васильева буквально «вкладывали» в него душу, практически возродив заново первоначальный вид. Ну, а параллельно шло изучение истории и автора необычного экземпляра.
– Первым открытием стал каталог, где частные коллекционеры публикуют свои коллекции, – говорит Юлия Комарова. – Я увидела деталь от этого шкафа, она там была обозначена как резная икона XVIII века из собрания московского коллекционера Вячеслава Момота. Мы с ним списались, он предоставил ее на выставку для экспонирования. Сейчас она закреплена именно на том месте, где и было предусмотрено мастером.
О мастере – Григории Евдокимовиче Токареве-Казарине узнали от коллег из Городецкого краеведческого музея. Там хранятся два похожих шкафа. Городецкие сотрудники рассказали, что по преданию, мастер сделал 3 шкафа. Но судьба третьего была им неизвестна. После изучения фотографий «новгородского» экспоната, они подтвердили – да, это он…
Итак, мастер установлен. О нем известно, что жил он в Городце в конце XIX – начале XX в. и умер незадолго до революции. Токарев-Казарин был сапожником, а в свободное время вырезал деревянные фигурки. Судя по всему, он был личностью незаурядной, так как вырезанные им картины и фигуры поражают разнообразием и многоплановостью сюжетов. Портреты династии Рюриковичей и восшествие на престол Михаила Романова дали основание предположить, что шкаф изготовлен в 1913 году к 300-летию династии Романовых. А рядом – сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, Киево-Печерский пятирик (жития святых), Иван Грозный, Борис Годунов, битва Давида с Голиафом, сцены из Апокалипсиса, покорение Сибири и многое другое, фантастически переплавленное фантазией автора в необычные картины. Скорее всего, он заимствовал сюжеты из иллюстрированных журналов, старообрядческих книг, лубочных картинок. «Фонтаном народной премудрости» назвал произведения талантливого городецкого мастера Н.Н. Померанцев, знаток древнерусской резьбы и народного искусства.
Удалось установить, что шкаф попал в Боровичский краеведческий музей в 1929 году из исправительно-трудовой колонии села Рютино на озере Пирос, расположившейся в бывшем имении известного собирателя церковных древностей Е.С. Рахлина-Румянцева. Рахлин-Румянцев построил церковь, которую не успел освятить. После революции церковь объявили «храмом-музеем», где коллекционер разместил свою коллекцию церковных и народных древностей. После расстрела Рахлина-Румянцева в 1924 году в имении была создана исправительно-трудовая колония. Там и могла закончиться история шкафа. К счастью, этого не случилось.
Увидеть фантастический шкаф можно на выставке в главном здании Новгородского музея-заповедника.
Светлана КАЛАШНИКОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)