Колокольные неурядицы

19.12.2013

Ещё находясь в Новгороде, будущий патриарх Никон стремился поразить современников масштабами своей деятельности. В частности, он упросил царя Алексея Михайловича позволить ему заняться отливкой колокола в 1000 пудов весом (16 тонн). Получив царское соизволение, «казённый» мастер по имени Никифор Баран в 1650-м году принялся за дело. Но то ли опыта у него было маловато, то ли расчёты подвели,  колокол отлился «не исполна, толко уши не все вылилисе».

Колокольные неурядицы 1Новгородский летописец ехидно замечает, что мастер сильно занервничал – «поудробел», не дал меди  «изготовитися» и раньше времени «пустил». Пришлось ему сверлить дырку в «матице» – медной нашлёпке поверх колокола. При этом из печей вытащили ещё 300 пудов (ок. 5 тонн) неиспользованной меди. Колокол попробовали поднять на Софийскую звонницу, но через некоторое время он разбился.

После этого Никифор стал упражняться на отливке колоколов меньшей массы: в том же году он благополучно отлил колокол в 150 пудов (2,4 тонны). Но настоящий триумф ожидал уже не его, а псковича Ермолая Васильева, сына кузнеца. В 1653 году он всё-таки умудрился отлить колокол весом в 1000 пудов, причём сделал это в яме, выкопанной прямо в Кремле, между церквями Похвалы Богородицы, Святой Анастасии (не сохранились) и Входа в Иерусалим (совр. Лекторий музея).
Искусство отливки колоколов почиталось на Руси как одно из самых сложных и почётных. Народная мудрость так охарактеризовала колокол в старинной загадке: «Выйду я на гой, гой, гой, и ударю я гой, гой! Разбужу царя в Москве, короля в Литве, старца в кельи, дитю в колыбели, попа в терему».
Известный историк русской старины Николай Пыляев написал ещё в 1897 году: «Главное достоинство колокола состоит в том, чтобы он был звонок и имел густой и сильный гул; последнее зависит от относительной толщины краев и всего тела. Если, например, края слишком тонки, то колокол выйдет звонок. Но при лишней тонине звук его будет дробиться; напротив, при лишней толщине звук будет силен, но непродолжителен.
В звуке колокола нужно различать три главных отдельных тона: первый звон есть главный, самый слышный тон, происходящий тотчас же после удара; если звон густ, ровен, держится долго и не заглушается другими побочными тонами, то колокол отлит превосходно. Такой звон зависит от математически правильной и соразмерной толщины всех частей колокола и происходит от дрожания частиц металла, главнейшее, в средней его трети.
Второй – гул, который хотя происходит тотчас же за ударом, но явственно слышится спустя несколько времени. Гул распространяется не так далеко, как звон, но держится долее его в воздухе, и чем он сильнее, тем колокол считается лучшим; гул происходит от дрожания частиц металла в краях колокола, или, вернее, в нижней его трети; от того-то чем толще края его, тем гул сильнее, хотя от излишней толщины их он разносится не так далеко. Третий тон есть тот, когда колокол не звонит, не гудит, а звенит. Это звененье происходит от дрожания частиц металла в верхней трети колокола; звук этот довольно неприятен; он тем слышнее, чем толще дно и верхняя треть колокола и чем массивнее его уши … Если размеры колокола правильны и пропорция меди и олова математически точна, тогда звук колокола, происходящий от сочетания трех главных тонов, достигает необыкновенной чистоты и певучести».
На существующем сейчас колокольном пьедестале у Софийской звонницы колокол Ермолая Васильева занимает почётное среднее место. Вот только вес его указан точно в 1614 пудов (25,8 тонны), да и «ушей» у него теперь нет. Как вспоминают новгородские старожилы, уши оторвали после войны, когда пытались затащить колокол с волховского берега в Кремль через Водяные ворота. Танкист, к боевой машине которого был прицеплен трос с колоколом, слишком резко дёрнул с места. Вот 300-летние уши и не выдержали …

Искусство отливки колоколов почиталось на Руси как одно из самых сложных и почётных. Народная мудрость так охарактеризовала колокол в старинной загадке: «Выйду я на гой, гой, гой, и ударю я гой, гой! Разбужу царя в Москве, короля в Литве, старца в кельи, дитю в колыбели, попа в терему».

Сергей ТРОЯНОВСКИЙ,
руководитель Центра
археологических исследований
Новгородского музея-заповедника




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.