Два храма у Готского двора

Речь пойдет о двух храмах, связанных в единый комплекс галереей с колокольней. Они находятся рядом с Ярославовым дворищем, к востоку от гостиницы «Россия».
Как и большинство древних памятников Новгорода, эти постройки имеют федеральный статус, включены в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Литературы о них немного, специальных статей нет. Но церкви эти интересны. Их локализация в источниках различна – «на Михайлове улице», «на Торгу», «на Виткове улице».

Исторический экскурс

Графическая реконструкция ансамбля в формах 1550-х годов, сделанная Л.Е. КрасноречьевымЭта территория входила в состав Славенского конца и, судя по всему, имела особое значение. Если посмотреть на Историко-археологический опорный план Новгорода, где реконструирована древняя планировка, четко видно, что обычная схема улиц здесь меняется: не менее пяти улиц и переулков сходились в одном месте у реки (на территории современной гребной базы). Судя по всему, здесь находился какой-то очень важный для горожан комплекс. Ученые до сих пор не знают, где располагался древнейший торг Новгорода. Большинство из них согласны, что его размещение к северу от Ярославова дворища не изначальное, не ранее XII века. В определении его локализации до этого времени мнения расходятся. Не исключено, древнейший торг находился именно здесь, рядом, вероятно, существовали причалы, и именно сюда были направлены многие улицы Торговой стороны.    
Несколько западнее существующих храмов располагался древнейший в Новгороде иноземный торговый двор – Готский (по имени шведского острова Готланд). Он стоял на месте современной гостиницы «Россия». При строительстве гостиницы проводились археологические раскопки, но они затронули лишь небольшую часть территории и их не удалось закончить. Однако результаты раскопок впечатляют. Здесь были обнаружены фрагменты каменной круглой башни, остатки двух деревянных срубов и частокола ограды из необычайно мощных бревен, западноевропейские предметы, берестяная грамота на латинском языке. Известно, что на дворе стояла каменная «варяжская божница» – церковь св. Олафа. Готский двор существовал с начала XII до середины XVI века.

Храм Михаила Архангела

Церковь Михаила Архангела, современный вид.Южная церковь ансамбля освящена в честь Михаила Архангела. Ныне она мало напоминает храм, отсутствует глава. Это следствие сложной строительной истории памятника. Церковь очень древняя, впервые упоминается в летописях в связи с пожаром в 1152 году (она была тогда деревянной). В камне возведена, вероятно, уличанами, в 1300-1302 годах.

 

Исследованиями Л.Е. Красноречьева установлено, что постройка была необычной для своего времени, реконструировать ее облик затруднительно. Известен только план здания, который показывает, что основной объем был сильно вытянут по оси восток-запад и что внутренняя структура не соответствовала наружным формам.


Лопатки резко не совпадали с внутренними столбами, из-за этого трудно представить, какими были завершение фасадов, силуэт церкви. Красноречьев предполагает здесь волнистое позакомарное завершение, свойственное древним соборам, архитектор-реставратор Г.М. Штендер в основном соглашался с ним, хотя допускал и двускатное покрытие, как на самых простых постройках (в реальности такое покрытие в древности нигде не зафиксировано).
Древняя кладка сохранилась в небольших фрагментах – фундаменты и самая нижняя часть стен (на апсиде – до половины высоты). В 1454 году Михайловский храм был разобран при архиепископе Евфимии II и возведен заново на старой основе, возможно, с повторением прежнего облика. С запада и юга во всю ширину фасадов примкнули вместительные каменные пристройки, имевшие плоские перекрытия. Позднее, в XVI веке, сооружена северная галерея с открытым нижним ярусом (аркадой), остальные пристройки также стали двухэтажными. Композиция храма предстала после этого сложной, развитой, симметричной. Но и евфимиевская церковь в XIX веке в значительной степени разобрана и сооружена уже в иных формах, с четырехскатной кровлей и деревянным барабаном, без южной пристройки, с иным решением фасадов в стиле позднего классицизма.

Церковь Благовещения

Церковь Благовещения, современный видВторая церковь освящена в честь Благовещения. Первоначально она сооружена в камне архиепископом Моисеем в 1361-1362 годах, заново возводилась в 1466 году, но от этого времени ничего не осталось. Существующий памятник построен в 1553 году. Он реставрирован почти полностью и отражает сложные процессы взаимодействия новгородской и московской архитектуры.

 

В целом образ постройки ориентирован  на «классический» новгородский храм XIV-XV веков (например, церкви Двенадцати апостолов, Симеона Богоприимца). Больше всего он напоминает стоящую неподалеку церковь Прокопия мученика, построенную несколько ранее, но последняя опять же сооружена по образцу указанных храмов.


Здание возведено на ненадежных грунтах, поэтому здесь устроен чрезвычайно мощный фундамент: его глубина составляет невиданную в Новгороде величину около четырех метров, в основание положены деревянные лежни и вбиты сваи. С запада примыкает пониженная удлиненная пристройка (трапезная), а чуть позднее с южной стороны пристроена двухъярусная галерея, соединившая Благовещенскую церковь с соседним храмом. В конце XVII века над этой галереей поставлена шатровая колокольня, которая завершила формирование ансамбля.
В XIX веке храм, так же, как и соседний, был радикально перестроен: барабан и почти все своды разобраны и заменены деревянными конструкциями, срублен или заштукатурен древний декор, фасады обезличены, с восточной стороны сделаны мощные прикладки (контрфорсы).

Этапы реставрации

В годы Великой Отечественной войны все деревянные части были утрачены, оставались лишь коробки зданий. Исследования и реставрация были доверены молодому архитектору Л.Е. Красноречьеву и проведены в конце 1950-х годов. Поскольку памятники до исследования представлялись поздними и малоинтересными, было предписано восстановить их в существующих формах без серьезных раскрытий. Однако исследования оказались весьма плодотворными, и Красноречьеву удалось убедить заказчика в необходимости полноценной реставрации, мотивируя это тем, что она окажется ненамного дороже восстановления.
Молодой архитектор применил в работе самые различные методы реставрации, которые большей частью диктовались состоянием самих памятников. Ввиду того, что церковь Михаила Архангела сохранила древние части фрагментарно, здесь невозможно было воссоздать ее цельный образ. Автор проекта, основываясь на натурных данных, раскрыл кладку XIV века на апсиде, а XV столетия – в нижней части южного фасада. Непонятные большинству новгородцев каменные ступенчатые стеночки с южной стороны храма являются раскрытыми и законсервированными остатками стен южной пристройки XV века. Северная галерея была восстановлена полностью, а каменное северо-западное крыльцо воссоздано по незначительным остаткам. В соответствии с реставрационным заданием внутри здания поздние столбы были переделаны, устроены междуэтажные перекрытия, и церковь приспособлена под студенческое общежитие. Верхние окна были изменены, барабан не восстанавливался. После реставрации памятник приобрел «информативный» облик, отражающий его сложную строительную историю, но законченный образ отсутствует. Его здесь и не может быть. Реставратор «выжал» из объекта все, что было возможно. Однако, думается, в дальнейшем необходимо восстановить деревянный барабан с главой и, возможно, раскрыть измененные Красноречьевым верхние окна.
Метод реставрации Благовещенского храма принципиально иной. Поскольку сохранность памятника была значительно лучше, решили  восстановить первоначальный облик церкви. Были раскрыты древние окна, декор, заложены поздние проемы. Для реставрации первоначального завершения материала было недостаточно, поэтому  провели специальное исследование покрытий новгородских храмов XVI века; по его результатам сделали восьмискатное покрытие. Барабан с главой, а также шатер колокольни выполнены по аналогиям, т.е. по образцу сохранившихся подобных конструкций на других памятниках близкого времени. В целях экономии было допущено отступление от проекта: вместо сводов церкви и трапезной сделаны плоские перекрытия, некоторые окна трапезной оставлены в формах XIX века. Однако в целом это не портит памятник, он выглядит целостно и гармонично. После окончания работ общежитие так и не было открыто: в зданиях разместились мастерская художников-реставраторов и некоторые учреждения.
Итак, в 1950-х годах древний архитектурный ансамбль был возрожден Красноречьевым. Однако художественный облик его противоречив: если Благовещенская церковь имеет законченный образ, то Михайловский храм выглядит несколько странно. Но это не вина реставратора, проект Леонида Егоровича весьма и весьма профессионален. Он помимо прочего выполнил графические реконструкции (рисунки-чертежи) ансамбля на восемь строительных этапов, в которых отражена вся его история; нам неизвестны столь глубокие и наглядные работы у других реставраторов. Только по этим рисункам теперь можно представить, как выглядели в древности два храма у Готского двора.

Владимир ЯДРЫШНИКОВ