Сливаясь с Россией

С лета прошлого года депутаты Государственной Думы вновь не на шутку взялись за историю Отечества. Правда, теперь их интерес акцентирован не только на едином учебнике истории, но и на выборе «правильной» даты празднования «Дня России».
По некоторым соображениям законодателей принятая дата из новейшей истории страны – 12 июня, утверждённая в 1994 году, устраивает не всех. А что же может предложить Великий Новгород Российскому государству, зарождение которого начиналось на волховских берегах?

ВСТРЕЧАЯ 1155-ЛЕТИЕ

В этом году Великий Новгород готовится отметить очередную «полукруглую» дату – 1155-летие своей истории, отсчёт которой, по рекомендации московского академика М.Н. Тихомирова, было решено начать с сообщения Никоновской летописи под 859 годом. В тот год, как записал летописец на основании устных преданий и сложных летосчислений: «Всташа Словене, рекше Новгородци … на Варяги, и изгнаша их за море…» 
Празднование 1100-летия Новгорода в 1959 г. памятно многим новгородцам. Оно стало ярким фактом биографии города, торжеством сверхчеловеческих усилий по восстановлению города над варварством фашистских оккупантов, разоривших его дотла.
С тех пор 859 год утвердился и в исторической науке, стал официальным поводом для празднования 1125-летия, а затем и 1140-летия города. Именно с последнего в 1999 г. стало традицией отмечать дату возникновения города ежегодно. Ещё свежи воспоминания о юбилейных торжествах 2009 г., совпавших с проведением Ганзейских дней.
В 2012 г. в Великом Новгороде с размахом прошли торжества в рамках празднования 1150-летия зарождения России.  Официальный статус дата «862 год» как «начальное событие Российской государственности» получила ещё в царствование Николая I, указом от 21 августа 1852 года.
Тем любопытнее, что современные историки и археологи не видят существенной разницы в датировке событий, связанных с основанием Новгорода и началом Руси. Считается,  что весь трёхлетний период на рубеже 850-х и 860-х гг. заключался в оформлении внешних признаков Древнерусского государства, таких как появление резиденции первого князя на Городище, раздачи в управление «своим мужам» городов и волостей. «Исконная память Новгородской земли хранит в себе многие свидетельства выдающихся событий нашей истории – первое появление славян на бескрайних ильменских просторах, призвание из северных земель князя Рюрика с его верной дружиной, возведение на берегах Волхова первых городов, ставших средоточием административной, экономической и военной власти. Это начало государства как особой формы организации социально-стратифицированного общества. Место его рождения – Новгородская земля. Время рождения – середина IX в.», – пишет член-корреспондент РАН, руководитель раскопок на Рюриковом городище Евгений Носов.
И вот в Госдуме зазвучали призывы перенести празднование Дня России на 20-21 сентября. Законопроект ещё летом прошлого года подготовили представители ЛДПР, мотивируя перенос тем, что «дата принятия декларации о государственном суверенитете РСФСР и РФ, по сути развалившей огромную страну, не самое подходящее для празднования событие».
Другую идею выдвинул представитель РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин. По его мнению правильным стал бы перенос празднования Дня России с 12 июня на 28 июля – день крещения Руси в 988 г. К тому же это ещё и день Святого равноапостольного князя Владимира, крестившегося под именем Василий. Чаплин заявил: «Нужно, чтобы сторонники разных предложений убедили общественность в том, что они правы. Общественная дискуссия наверняка будет продолжаться, будет непростой. Кто общество убедит, тот сделает свою позицию наиболее приемлемой», – сказал он.
СМИ также сообщили, что единоросс Евгений Федоров и возглавляемый им парламентский клуб «Российский суверенитет» готовят поправки в ст. 112 Трудового кодекса РФ «Нерабочие праздничные дни». Группа депутатов предложила отмечать День России 28 июля, в день крещения Руси. Другие настаивают, что его справедливо перенести на 21 сентября, день основания российской государственности.
Напомню, в Великом Новгороде последние 15 лет празднование Дня города приурочено к 12 июня. Это привязка не только символизирует слияние древнейших событий в истории нашего города и России, но и давала надежду на утверждение в современном обществе знаний о роли Великого Новгорода в прошлом, а может быть, и будущем страны. Насколько оправданы эти надежды и что будут делать новгородцы, если День России «переедет» на июль или сентябрь? Это не дано предугадать, тем более, решение будет приниматься в Москве, и вспомнят ли там о «волховских» истоках России? Чтобы хоть немного спрогнозировать ответ, стоит заглянуть на страницы нового единого учебника.

УЧЕБНИК ПО ИСТОРИИ: НОВЫЙ? ЕДИНЫЙ? РАЗНЫЙ?

Возвращаясь к теме единого учебника, вспомним, что идея его создания высказана Президентом России Владимиром Путиным в феврале 2013 г. на заседании Совета по межнациональным отношениям. Он заявил, что создание нового учебника должно занять не более семи месяцев, его презентацию наметили на ноябрь. Президент выразил надежду, что учебник поможет вырастить новое поколение более патриотичным и, кроме того, лояльным ко всем народностям, проживающим в России. Ключевой для научного сообщества была  фраза: «Пока единый учебник истории не написан, у историков есть шанс изменить его концепцию и настоять на принятии другой». Значит, сообщество учёных, изучающих историю Новгорода, также получало шанс добавить «новгородскости» на страницы учебника.
Нелёгкий труд по созданию учебника взяло на себя Российское историческое общество (РИО), возглавляемое председателем Государственной Думы Сергеем Нарышкиным. Перед первым заседанием РИО 27 февраля 2013 г., где публично рассматривалась тема учебника, председатель правления РИО С. М. Шахрай опубликовал в «Газете.ру» статью «Напишем историю вместе», в которой заявил о необходимости «создать не просто единый, но принципиально новый учебник истории по технологии глобального проекта Wikiрedia».
Выстроенный Президентом график начал рушиться весной прошлого года. Уже в марте министр образования и науки России Д.В. Ливанов сообщил, что учебник может быть написан в течение года. В то же время руководитель рабочей группы по созданию Историко-культурного стандарта, директор Института всеобщей истории РАН академик А.О. Чубарьян выразил мнение, что готовые учебники появятся не раньше конца 2014 – начала 2015 годов, а в школьном обучении будут задействованы с сентября 2015 г.
В июне президиум РИО определил «31 спорный эпизод, который надо растолковать преподавателям» в рамках работы над единым учебником. В октябре 2013 г. наконец был объявлен конкурс на работу по созданию пока ещё только «концепции учебника».
Концепция была наспех разработана к началу 2014 г. Какое же место в ней отведено Новгороду?
Картина создания Древнерусского государства разворачивается хрестоматийной, восходящей к советской науке панорамой расселения славян: «В ходе расселения славян по Восточноевропейской равнине в VI – VIII вв. … сложилась восточная ветвь славянства. В Восточной Европе сформировалось более десятка крупных славянских догосударственных общностей, в каждой из которых были собственные князья. В течение IX – X столетий все восточные славяне, а также ряд финноязычных и балтских народов, обитавших на Восточноевропейской равнине, были объединены под единой княжеской властью, под главенством одной династии (Рюриковичей). Сложилось государство, получившее название Русь, или «Русская земля», со столицей в Киеве».
«А где же здесь Рюриково городище, Новгород, Ладога, Балтийско-Волжский путь и «Путь из варяг в греки?» – спросит пытливый новгородский читатель. Ответить пока нечего…
Ну, хорошо, если московским историкам из академических институтов дороже сохранить в качестве начального центра России Киев, бог с ними. Но ведь ещё была уникальная Новгородская республика с вечевыми традициями самоуправления, с «вольностью в князьях», с высокоразвитыми экономикой, культурой и письменностью. Доказательств этого за 80 лет раскопок археологами найдено достаточно. И, конечно, хочется увидеть греющие душу современного новгородца фразы об обширной торговле с Европой, о Ганзе, наконец! Увы. Ничего этого пока не предвидится. Читаем дальше.    
«В XII веке государство Русь распадается на ряд фактически самостоятельных государственных образований – земель, в большинстве из них правили представители разросшегося рода Рюриковичей. Несмотря на фактическую суверенность земель, продолжало существовать представление о единстве Руси, о Киеве как общерусской столице, о главенстве киевского князя («князя всея Руси») над всеми Рюриковичами… В каждой земле формируются собственные культурные центры, возникают оригинальные памятники литературы и искусства. Особая форма политического строя сложилась в крупнейшей земле – Новгородской. Там высшим органом власти постепенно становилось городское собрание – вече, которое могло приглашать и лишать новгородского стола князей и избирало важнейших должностных лиц».
И ещё чуть-чуть дальше: «Постепенно ... центром стало возникшее во второй половине XIII века Московское княжество, чьи князья к концу XIV столетия после длительной борьбы закрепили за собой великое княжение Владимирское – главное в Северо-Восточной Руси, а с ним – право именоваться «великими князьями всея Руси». В Новгороде и Пскове сложился республиканский строй, имевший черты сходства с западноевропейскими городскими коммунами.
Единое Русское (Российское) государство, складывавшееся на основе Великого княжества Московского, к концу XV в. освободилось от ордынской зависимости, стало крупнейшим в Европе по размерам территории и включилось в европейскую систему международных отношений».
 Вот пока и всё. Разумеется, это только концепция, и логика её изложения понятна – от Киева к стольному Владимиру, и далее к Москве. Но не обеднеет ли от «заклеивания»  новгородских страниц история страны? Ведь так много красивых фраз и лозунгов появилось за прошедшие празднования городского и государственного юбилеев? А может, всё же недоработка учёных? Тогда, пока ещё не поздно, нужно добиваться отражения особого пути Новгорода как одного из символов федеративного устройства России. К тому же в декабре 2014 г. у нас появилось региональное отделение Российского исторического общества, и эта миссия может быть выполнена при его прямом участии и поддержке.
 

Сергей ТРОЯНОВСКИЙ,
кандидат исторических наук