Балы, красавицы, веера

11.12.2014

Бал пришёл в Россию с реформами Петра Великого. Царская затея с непривычными для русского общества ассамблеями не сразу увенчалась успехом, и поэтому Петру пришлось и в этом случае взять всё в свои руки. Специальным указом Пётр I регламентировал проведение ассамблей до мелочей, установив для нарушителей не-обычный штраф – Кубок Орла, полный крепкого вина, который «приговорённый» обязывался выпить, «дабы стать предметом общего весёлого смеха».

Балы, красавицы, веера 1Первыми учителями танцевального искусства в России были иностранцы – пленные шведские офицеры. Впоследствии стали выписывать из-за границы танцмейстеров, которые помимо танцев обучали и хорошим манерам. При дворах русских императриц  Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины Великой бал окончательно прижился и даже укоренился, став неотъемлемой частью царского церемониала и монаршего досуга.
При Екатерине II бал к тому же вышел за пределы императорских резиденций и обосновался  в пышных дворцах придворной знати. Тогда же окончательно сформировались бальный ритуал и этикет, формы поведения и сословного представительства. Таким образом, импортированное когда-то Петром-преобразователем европейское новшество, развиваясь и трансформируясь, обретая национальные черты, становится блистательной и немаловажной составляющей эстетической культуры России нового времени.
В царствование императора Александра I, «золотые» четверть века дворянской культуры, балы и танцевальные вечера приходят в провинцию. В губернских и уездных городах, в домах губернаторов и предводителей дворянства, в Благородных и Купеческих собраниях, в усадьбах и городских особняках под звуки крепостных, полковых  или самодеятельных оркестров  танцевали, флиртовали, самоутверждались, знакомились и искали выгодные брачные партии, демонстрировали модные наряды и хорошие манеры местные дамы и кавалеры.
Балы, красавицы, веера 3Так же, как и в столице, в провинции строго соблюдались все условия и условности бальной «грамматики» — цепочка от церемониала к игре: строгий, торжественный полонез – чопорная кадриль – романтический вальс – изысканная мазурка – весёлая полька – неуправляемый котильон. Дамы передавали кавалерам таинственные послания на «языке веера» и записывали имена партнёров в танцах в маленькие изящные книжечки «агенды», чтобы не дать нечаянное согласие сразу двум соискателям. А иначе и до дуэли недалеко!  Чопорные матушки обсуждали светские сплетни, благородные отцы семейств сражались в карточных баталиях за ломберными столами, а местные щёголи соревновались в искусстве обольщения.
Со второй половины XIX века бальная культура начинает постепенно угасать. Сокращается число придворных и частных балов, проводившихся с большим размахом. На смену им приходят публичные балы, маскарады и танцевальные вечера, имеющие благотворительный или коммерческий характер. На самих танцевальных вечерах шёл процесс упрощения бального этикета, что подтачивало основы бала изнутри. Изменилась и атмосфера собраний. В столицах всё больше ощущались новые настроения, навеянные культурой разночинцев.  Придворные балы проводились всё реже, последний бал в Зимнем дворце состоялся зимой 1904 года, а последний императорский бал-маскарад в «русском духе», посвящённый 300-летию Дома Романовых, прошёл в 1913-м… И только в провинции ещё некоторое время, вплоть до конца столетия, сохранялись традиции «по старине». Последним бальным сезоном в России стала зима 1913-1914 годов: начавшаяся война поставила официальную точку в истории русских балов.
Пройдя серию реинкарнаций в виде пролетарских «танцулек» (так назывались социалистические танцевальные вечера в 1917—1918 годах), праздничных вечеров с танцами после торжественной части в дни государственных и производственных праздников, выпускных балов и презентаций, бальная культура сегодня возрождается вновь. Балы устраивают клубы исторических реконструкций, учреждения культуры и досуга. Конечно, сейчас они являются в той или иной степени стилизацией танцевальных собраний прошлых времён. Но это закономерно, время движется вперёд, порождая новые формы и проявления общественной жизни. Остаются только вечные, непреходящие ценности.
Не удивительно, что мы сегодня вновь возвращаемся к тем явлениям из прошлого культурного опыта, которые овеяны красотой и благородством человеческих отношений. Именно этого порой очень не хватает в современной круговерти жизни. Новгородский музей-заповедник также четыре года назад принял «бальную эстафету». С  2010 года в предновогодние выходные в Дворянском собрании проходят губернские балы, ставшие уже традицией. И непривычные поначалу исторические бальные танцы уже не кажутся такими сложными…

Эльвира МАНУКЯН,
старший научный сотрудник Новгородского
музея-заповедника




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.