Церковь Успения на Волотове: эксперимент владыки

09.04.2015

Храм расположен в восточных окрестностях Новгорода, примерно в пяти километрах к востоку от города, в старой деревне, недалеко от церкви Спаса на Ковалеве, о которой речь шла в предыдущем очерке.

Церковь Успения на Волотове. Современный видПамятник очень хорошо известен в науке, поскольку вплоть до 1941 года внутри полностью сохранялась древняя фресковая живопись, привлекавшая ученых и туристов. Имеется внушительная монография, посвященная волотовской церкви, многочисленные статьи. Недавно памятник был воссоздан из руин, что сделало его еще более известным.
Искусствовед А.Н. Трифонова считает возможным связать основание монастыря и сооружение церкви с трагичными событиями 1352 года, когда во Пскове и Новгороде разразилась страшная эпидемия и летом умер по этой причине архиепископ Василий.
Как показали исследования, первоначально Успенская церковь не имела притворов (пристроек). Однако через короткое время, в течение десяти лет, появились западный и северный притворы. Как и многие другие памятники, рассмотренные ранее, наш храм также имеет необычные особенности, то есть он являет собой новый образ церковной постройки. В его архитектуре прослеживается несколько линий влияния. Волотовский храм небольшой, его размеры в плане составляют 9 х 9,7 м без притворов и апсиды.
На первый взгляд, его образное восприятие возвращает нас к последней домонгольской церкви Новгорода – Рождества Богородицы в Перыни или к первой послемонгольской – Николы на Липне. Зодчий вновь обращается к динамичному, устремленному ввысь трехлопастному завершению. Но при ближайшем рассмотрении заметны серьезные отличия. Во-первых, это подчеркнутый, доведенный до предела аскетизм архитектуры. Здесь можно отметить аналогии с решением предшествующего соседнего храма на Ковалеве.
Самая ранняя фотография храма, 1862 г.Волотовский памятник с ковалевским сближает также и наличие двух притворов. В Волотове полностью отсутствуют лопатки (вертикальные выступы), членящие фасады всех других церквей, причем не только средние, как в Перыни и на Липне, но и угловые. Это уникальный случай в Новгороде. Исчезают здесь и декоративные многолопастные арки в карнизной части, которые мы видели в церкви Николы Белого. Тем самым акцентируется красивая изогнутая форма завершения основного объема. Во-вторых, в храме владыки Моисея появляются некоторые новации. Например, необычна и не повторяется в дальнейшем форма окон. Их немного, они располагаются вертикальными рядами, имеют небольшие размеры, прямоугольную форму, вписаны в ниши такого же очертания, с деревянными оконницами и круглыми световыми отверстиями; оконные ниши барабана имеют ступенчатое завершение. Единственными декоративными элементами основного объема служат уступы карниза с зубцами и поясок аркатуры в завершении барабана, почти не имеет украшений и северный притвор, первоначально, скорее всего, хозяйственного назначения.
Главный вход, т.е. стена над порталом западного притвора, подчеркнут: над входом располагаются полукруглая ниша, а над нею пять меньших круглых ниш, размещенных дугообразно под карнизом. Все ниши в древности, вероятно, были расписаны фресками. Круглые ниши исследователи относят к готической традиции, т.е. это знак западного влияния, которое в Новгороде в минимальных объемах стало уже традиционным.
Внутреннее пространство перекрыто цилиндрическими (полукруглыми) сводами, которые в углах не соответствуют трехлопастному завершению. В этом несовпадении ясно виден экспериментальный характер храма. Своды поддерживают четыре опорных столба. Западные столбы имеют переменное сечение – внизу они круглые, а выше человеческого роста переходят в квадратные. Этот прием применен здесь впервые в Новгороде; он немного увеличивает площадь храма и к тому же красив. В западной части внутреннего пространства расположены хоры, но без традиционных угловых камор. Попасть на хоры можно по деревянной лестнице (как в Перыни и Липно). В западном притворе, служившем входным тамбуром, при строительстве были сделаны каменные скамьи, на которых можно посидеть в ожидании службы; это довольно редкий архитектурный прием.
Архитектура волотовского храма производит сильное впечатление. А.И. Комеч, один из ведущих исследователей древнерусской архитектуры, в своей статье при оценке образа памятника использует такие выражения, как «особая поэтичность», «простота и камерность здания», «нарядность и прозрачность очертаний». Заканчивает свою статью он следующим лирическим пассажем: «Её композиция свидетельствует об осознанном поиске особенного образа, чья идеальная ритмика была не только результатом постепенного формирования традиции, но и особого эмоционального импульса, творческого артистического новаторства».
Добавим, что архиепископ Моисей построил ещё один храм (в честь Михаила Архангела) в Сковородском монастыре в 1355 году, который был очень похож на волотовский, но который погиб в 1941 году почти неизученным (имеется лишь графическая реконструкция Л.Е. Красноречьева как результат локальных исследований его руин).
Вскоре после окончания строительства церковь была расписана фресками. До 1941 года они полностью и без переделок сохранялись на стенах. Волотовская живопись – отдельная большая и интересная тема, здесь она рассматриваться не будет.
Церковь после консервации  Л.Е. КрасноречьеваДревняя архитектура памятника счастливо избежала кардинальных переделок и до начала Великой Отечественной войны находилась в хорошей сохранности. В XVII веке над северным притвором была сооружена каменная звонница. А.Н. Трифонова допускает, что тогда же появилась четырехскатная кровля. Основные перестройки имели место в XIX веке: изменена форма главы, покрытия апсиды, частично заложен южный портал, звонница разобрана и вместо нее поставлена колокольня над западным притвором, а в северном притворе освящен придел. В таком виде памятник запечатлен на многочисленных рисунках и фотографиях.
Начиная с 1936 года в Новгороде велись масштабные работы на памятниках архитектуры, целью которых было приведение их в порядок и привлечение туристов (создание «города-музея»). Поначалу это были ремонтные, порой не очень качественные работы, постепенно они переросли в реставрационные. Высшей их точкой стала реставрация церкви Успения на Волотове. Она началась в 1940 году, была в основном выполнена, но, вероятно, ее не успели закончить, поскольку вмешалась война. Руководил реставрацией (как и другими предвоенными работами) профессор А.П. Удаленков. Проект предполагал полное раскрытие древних архитектурных форм, т.е. удаление поздних надкладок и кровли, раскрытие окон, портала.
Летом-осенью 1941 года Успенский храм, как и другие памятники, стоящие на линии обороны советских войск, был разрушен огнем немецкой артиллерии. Катастрофа была полная. Как и у соседней ковалевской церкви, сохранилось примерно 30% кладки здания,  высота руин достигала не более четырех метров. Государственная Комиссия по установлению ущерба, причиненного историческим памятникам немецкими оккупантами, констатировала, что храм в Волотове уничтожен полностью.
Что было делать с оставшимися руинами? Подход реставраторов в каждом случае был различен. Если церковь на Нередице вскоре начали восстанавливать в первоначальном виде, то храмы на Ковалеве и на Городище были оставлены в руинах до лучших времен. Волотовский памятник было решено законсервировать, разобрав завалы снаружи, но оставив их внутри, в надежде позднее исследовать состояние фрагментов фресок.
В 1954 году эта работа была поручена молодому реставратору Леониду Егоровичу Красноречьеву, это было его первое самостоятельное задание. Реставратор разобрал завалы, выполнил обмеры, укрепил стены, доложил их до одного уровня и покрыл  четырехскатной кровлей. Одновременно он провел исследование сохранившейся кладки, фундаментов храма и пристроек, выяснил их хронологическую неоднородность, выполнил графическую реконструкцию памятника. В дальнейшем реставратор предполагал полное воссоздание храма, но это случилось не скоро и уже без его участия.
Впечатляющие результаты многолетнего труда А.П. и В.Б. Грековых в подборке фрагментов фресок церкви Спаса на Ковалеве позволили поставить вопрос об аналогичной работе в Волотове. В 1993 году новгородские художники-реставраторы под руководством Т.И. Анисимовой добились финансирования, вскрыли храм и начали разборку завалов с выборкой фрагментов фресок. Выяснилось, что фрагментов много и состояние их неплохое. Через несколько лет в дело вмешалась дипломатия.
В 2001 году между Россией и Германией было подписано соглашение об оказании последней безвозмездной помощи в восстановлении церкви Успения с ее фресками. Здесь нужно сделать принципиальное уточнение. «Безвозмездной» помощь именуется в официальных документах, в действительности Германии взамен были возвращены из Эрмитажа около 120 готических витражей собора во Франкфурте-на-Одере, вывезенных в 1945 году. Этот факт в Новгороде не афишируется, видимо, из соображений политкорректности. Но это не секрет: вопрос широко обсуждался в центральной печати, причем отмечалась несоизмеримость обмена не в нашу пользу.
В том же году была закончена разборка завалов внутри храма и начаты работы по составлению проекта его воссоздания под руководством архитектора Нинель Николаевны Кузьминой, ученицы Л.Е. Красноречьева (сам он уже был на пенсии). Ей пришлось столкнуться с немалыми трудностями по причине утраты значительного объема кладки. Были изучены все графические материалы XIX-XX веков, включая обмеры разного времени. Они не всегда соответствовали друг другу и некоторые элементы спорны. Тем не менее, проект, предполагавший воссоздание памятника в первоначальных формах, был согласован в Москве и в 2003 году осуществлен.
Как объективно оценить данную реставрацию (точнее – воссоздание)? В предыдущем очерке мы писали, что подобная работа по церкви на Ковалеве считается весьма спорной и неоднозначной. Однако в литературе принципиальной критики работы Кузьминой не последовало. Дело, видимо, в том, что волотовская церковь значительно яснее и проще по архитектуре, а материала для составления убедительного проекта было больше. Безусловно, и эта реставрация является в какой-то мере спорной, а сам памятник – подлинным лишь в нижней части. Но в данной ситуации реставратор сделала все, что можно было сделать.
За эту работу оба исследователя – Красноречьев и Кузьмина – были удостоены Государственной премии Российской Федерации 2003 года. Это воодушевляет, но одновременно вызывает и недоумение: новгородские реставраторы в послевоенные годы восстановили двести объектов и в совокупности получили одну подобную премию в 1993 году. Очевидно здесь присутствует элемент дипломатии, реверанс в сторону Германии. В любом случае, мы рады за наших специалистов и гордимся ими.

Храм возведен в середине XIV в. Новгородская Первая летопись сообщает под 1352 годом: «Того же лета постави владыка Моиси (Моисей – В.Я.) церковь камену в имя святыя Богородица Успение на Волотове». Одновременно был основан мужской монастырь; кстати, нужно отметить, что все сохранившиеся церкви в окрестностях Новгорода (кроме Благовещенского храма на Городище), были монастырскими.

В Волотовском монастыре не происходило каких-либо важных событий, привлекавших внимание летописцев. Известно лишь, что в XVI веке здесь была поставлена деревянная церковь св. Онуфрия (вероятно, при трапезной палате). В годы шведской оккупации обитель была разорена и сожжена. В конце века оскудевший монастырь был приписан к Юрьеву монастырю, а в 1764 году упразднен.

Владимир ЯДРЫШНИКОВ




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.