Драгоценные шедевры

09.04.2015

Свой юбилейный год Новгородский музей-заповедник открыл презентацией новой экспозиции ювелирного искусства во Владычной (Грановитой) палате и Иоанновском корпусе. Собрание декоративно-прикладного искусства Новгородского музея занимает особое место в ряду не только российских, но и мировых коллекций ювелирного искусства и охватывает период с V по XIX столетия.

Драгоценные шедевры 1Автор экспозиции — эксперт Новгородского музея-заповедника, хранитель коллекций декоративно-прикладного искусства Наталья Гормина: «Завершена практически семилетняя работа творческого коллектива. Это вологодский художник-дизайнер С.М. Иевлев, изготовители оборудования  ООО «Арт-техника», безусловно, хранители экспозиций, реставраторы музейных предметов мастерских металлов и темперной живописи, сотрудники отдела реализации выставочных проектов. Подготовка экспозиции проведена в 2 этапа, выставлено свыше двухсот памятников, причем многие впервые. Для одиночных туристов в каждом зале работает электронный каталог с текстовой информацией и изображениями наиболее интересных и важных, на наш взгляд, экспонатов.
Новая часть экспозиции, включающая более ста пятидесяти произведений серебряного и золотого дела XVII–XIX вв., приняла первых посетителей около двух месяцев назад. Она располагается в трёх залах второго этажа корпуса викариев (здание Иоанновского корпуса). Многие произведения связаны с именами известных исторических личностей, политических деятелей, среди которых вклады представителей царской семьи в новгородские храмы.
В первом зале  экспонируются  образцы светского искусства, продолжающие традиции древнерусского среброделия. Разнообразная русская и западноевропейская драгоценная посуда, светильники, предметы быта конца XVII — XVIII вв. Хотелось бы добавить, что в таком объеме они представлены впервые. Любопытны роскошный масонский кубок из ганзейского города Любека, кокосовые кубки императрицы Анны Иоанновны, жалованный ковш и стопа Петра I, подсвечник и ковши патриарха Никона, поступившие из Софийского собора. Все это произведения высокого художественного  достоинства.
С новыми тенденциями в развитии серебряного дела  конца XVII-XVIII  вв. мы  знакомим во втором  зале экспозиции. Думаю, что заслуживают внимания интересные работы чеканщиков, исполнявших многочисленные заказы новгородского духовенства. В это время в моду входят изделия с яркими самоцветами, жемчугом и стразами, появившимися из Европы. Пышная и нарядная орнаментика барокко отличает предметы  богослужебной утвари из Хутынского монастыря начала столетия известного серебряника Андрея Власова. Поразительная  точность и четкость выделяют  большое блюдо 1715 г., изготовленное к освящению Знаменского собора.
Тенденции стиля рококо с причудливым узором можно рассматривать на серебряном украшении келейного графини А.А. Орловой-Чесменской и напрестольного евангелий из Юрьева монастыря, софийских подсвечников дикирия и трикирия. Никогда прежде мы не показывали храмовую утварь Сыркова монастыря и предметы личного благочестия с живописной эмалью.
Много хлопот  экспозиционерам доставил замечательный серебряный оклад выносной двусторонней иконы «Богоматерь Знамение. Распятие с предстоящими», исполненный неизвестным новгородским ювелиром в 1665 г.  Доска самой иконы со временем деформировалась, что достаточно часто происходит, поэтому оклад  был разобран, снят и хранился отдельно. При подготовке пришлось изготовить новую основу в музейной столярной мастерской по специальному чертежу зав. реставрационной мастерской Ю.Ю. Александрова. Реставратору-«металлисту»  И.В. Приходько удалось соединить многочисленные детали и фрагменты. Результат работы налицо. Оклад стал центральным экспонатом зала.
Третий зал экспозиции посвятили кругу памятников ювелирного искусства, принадлежащих цехам и наиболее известным столичным фирмам и мастерским Новгорода следующего столетия.  Новые  технологии,  декоративная манера и особая стильность в конце века ярко представлены произведениями церковного и светского  характера из драгоценных металлов. Особое внимание здесь привлекают изделия, принадлежавшие членам дома Романовых, императоров Александра III, Николая II.
Мне кажется, что удалось не только показать драгоценные святыни, но  и  продемонстрировать непрерывность художественных традиций талантливых мастеров».




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.