Драгоценные шедевры

Свой юбилейный год Новгородский музей-заповедник открыл презентацией новой экспозиции ювелирного искусства во Владычной (Грановитой) палате и Иоанновском корпусе. Собрание декоративно-прикладного искусства Новгородского музея занимает особое место в ряду не только российских, но и мировых коллекций ювелирного искусства и охватывает период с V по XIX столетия.

Автор экспозиции — эксперт Новгородского музея-заповедника, хранитель коллекций декоративно-прикладного искусства Наталья Гормина: «Завершена практически семилетняя работа творческого коллектива. Это вологодский художник-дизайнер С.М. Иевлев, изготовители оборудования  ООО «Арт-техника», безусловно, хранители экспозиций, реставраторы музейных предметов мастерских металлов и темперной живописи, сотрудники отдела реализации выставочных проектов. Подготовка экспозиции проведена в 2 этапа, выставлено свыше двухсот памятников, причем многие впервые. Для одиночных туристов в каждом зале работает электронный каталог с текстовой информацией и изображениями наиболее интересных и важных, на наш взгляд, экспонатов.
Новая часть экспозиции, включающая более ста пятидесяти произведений серебряного и золотого дела XVII–XIX вв., приняла первых посетителей около двух месяцев назад. Она располагается в трёх залах второго этажа корпуса викариев (здание Иоанновского корпуса). Многие произведения связаны с именами известных исторических личностей, политических деятелей, среди которых вклады представителей царской семьи в новгородские храмы.
В первом зале  экспонируются  образцы светского искусства, продолжающие традиции древнерусского среброделия. Разнообразная русская и западноевропейская драгоценная посуда, светильники, предметы быта конца XVII - XVIII вв. Хотелось бы добавить, что в таком объеме они представлены впервые. Любопытны роскошный масонский кубок из ганзейского города Любека, кокосовые кубки императрицы Анны Иоанновны, жалованный ковш и стопа Петра I, подсвечник и ковши патриарха Никона, поступившие из Софийского собора. Все это произведения высокого художественного  достоинства.
С новыми тенденциями в развитии серебряного дела  конца XVII-XVIII  вв. мы  знакомим во втором  зале экспозиции. Думаю, что заслуживают внимания интересные работы чеканщиков, исполнявших многочисленные заказы новгородского духовенства. В это время в моду входят изделия с яркими самоцветами, жемчугом и стразами, появившимися из Европы. Пышная и нарядная орнаментика барокко отличает предметы  богослужебной утвари из Хутынского монастыря начала столетия известного серебряника Андрея Власова. Поразительная  точность и четкость выделяют  большое блюдо 1715 г., изготовленное к освящению Знаменского собора.
Тенденции стиля рококо с причудливым узором можно рассматривать на серебряном украшении келейного графини А.А. Орловой-Чесменской и напрестольного евангелий из Юрьева монастыря, софийских подсвечников дикирия и трикирия. Никогда прежде мы не показывали храмовую утварь Сыркова монастыря и предметы личного благочестия с живописной эмалью.
Много хлопот  экспозиционерам доставил замечательный серебряный оклад выносной двусторонней иконы «Богоматерь Знамение. Распятие с предстоящими», исполненный неизвестным новгородским ювелиром в 1665 г.  Доска самой иконы со временем деформировалась, что достаточно часто происходит, поэтому оклад  был разобран, снят и хранился отдельно. При подготовке пришлось изготовить новую основу в музейной столярной мастерской по специальному чертежу зав. реставрационной мастерской Ю.Ю. Александрова. Реставратору-«металлисту»  И.В. Приходько удалось соединить многочисленные детали и фрагменты. Результат работы налицо. Оклад стал центральным экспонатом зала.
Третий зал экспозиции посвятили кругу памятников ювелирного искусства, принадлежащих цехам и наиболее известным столичным фирмам и мастерским Новгорода следующего столетия.  Новые  технологии,  декоративная манера и особая стильность в конце века ярко представлены произведениями церковного и светского  характера из драгоценных металлов. Особое внимание здесь привлекают изделия, принадлежавшие членам дома Романовых, императоров Александра III, Николая II.
Мне кажется, что удалось не только показать драгоценные святыни, но  и  продемонстрировать непрерывность художественных традиций талантливых мастеров».