Воскресенский монастырь на Мячине

31.01.2013

Этот интересный комплекс из двух сохранившихся каменных церквей в южных окрестностях Софийской стороны, включенных в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, издалека видели все новгородцы, ну, хотя бы с Горбатого моста.
Однако, чтобы осмотреть его вблизи, нужно приложить усилия и пройти около километра по немощеной улице, свернув налево с Пробойной Троицкой после пересечения вала и речки Гзень. Но эти усилия окупятся незабываемыми впечатлениями от средневековых построек и нетронутого ландшафта.

Из истории монастыря

Храмы Воскресенского монастыря. Современный вид с северо-запада. Фото автора.История памятника неплохо изучена, о нем писали Л.Е. Красноречьев, Л.А. Филиппова, Л.А. Секретарь. Воскресенский женский монастырь – один из древнейших в России, хотя точная дата его основания неизвестна. Впервые он упоминается в летописях в связи с пожаром в 1136 г., то есть основан примерно в начале XII в. К концу этого столетия здесь имелись два деревянных храма – главный, в честь Воскресения Христова (иногда именуемый в старой литературе в честь Уверения апостола Фомы), и надвратный, с довольно редким посвящением во имя святого Иоанна Милостивого. Наличие двух церквей косвенно свидетельствует об особом почитании обители и богатых вкладах.
Каменное строительство начинается здесь в 1195 г. Летопись сообщает: «заложи церковь святого Въскресения камяну в манастыри владыка Мартурии (Мартирий – В.Я.), и възделаша до дьверии около до осени», а на следующий год храм был завершен и освящен. В XV веке он был разобран и уцелел в виде археологических остатков – фундаментов и рядов кладки ниже уровня земли. Церковь была самой большой среди всех зданий второй половины XII в. По конфигурации плана она очень напоминала уже известные нам храмы Благовещения на Мячине (1179 г.) и Петра и Павла на Сильнище (1185-1192 гг.). Имелись три алтарных выступа, три портала, трехчастное членение стен лопатками, четыре опорных столба внутри, хоры с внутристенной лестницей, вероятно, один барабан с главой. Храм был расписан фресками.

Перестройка архиепископа

В 1463-1464 гг. архиепископ Иона разобрал Воскресенский собор и возвел его заново «по старой основе» с приблизительным повторением древних форм. Ученые относят это строительство к серии «реставраций» архиепископов Евфимия II и Ионы. Это очень интересное явление в средневековом Новгороде, нам уже приходилось писать о нем (см. «Наследие» №5 за 2012 год). В данном случае примечательно, что заказчиком «реставрации» выступает уже не владыка Евфимий, а его преемник Иона, политика и характер которого были совсем иными.
При сохранении основных особенностей древнего собора (повторение плана, внутренней структуры, архаичное закомарное покрытие и величественное сдержанное образное решение) в XV в. появляется немало нового. Внутри устраивается деревянное междуэтажное перекрытие и оборудуется невысокое подцерковье, использовавшееся для хозяйственных целей. Становятся иными форма и размещение окон и дверей, делаются деревянные крыльца для входа в церковь. Главные фасады акцентированы вверху популярным в тот период «ковровым» декором в виде чередующихся рядов бегунца и поребрика (особым образом поставленного кирпича), а в нижней и средней зонах – вкладными каменными крестами. После реконструкции Воскресенский собор стал похож в декоративном решении на церковь Дмитрия Солунского, перестроенную годом ранее. Вероятно, оба храма возводила одна артель.
В середине XVIII в. произошла кардинальная перестройка собора. Были разобраны и возведены заново в иных формах барабан, арки и своды, северо-западный столб. Устроена простейшая четырехскатная кровля, новый барабан стал глухим и непропорционально маленьким, частично срублен или заштукатурен декор фасадов. В результате собор во многом утратил свой выразительный облик.

По классическим канонам…

Храмы Воскресенского монастыря. Вид с северо-востока. Реконструкция Л.Е. Красноречьева в формах 15 в.В 1421 г., вероятно за один сезон, возведена в камне вторая церковь – во имя Иоанна Милостивого. Она поставлена уже не над воротами, а рядом с главным храмом. Это здание также дошло до нашего времени с крупными перестройками, но детально изучено в процессе реставрации. От первоначального объема сохранилась примерно половина кладки памятника.
По материалам исследований, эту церковь можно отнести к кругу «классических» новгородских храмов XIV-XV вв., поскольку в это время все они имели традиционную структуру: средних размеров, с одной апсидой, одной главой, четырьмя опорными столбами внутри, трехчастным членением стен лопатками, развитым декором.
Судя по всему, церковь была более высокой, чем ныне, с характерным трехлопастным (криволинейным) завершением, с более гармоничным барабаном и главой. Однако здесь по сравнению с другими храмами появилось много нового. Над порталом западного (главного) фасада проходит пояс из пятиугольных нишек, с которым мы встречаемся впервые. Выше, в центре фасада, расположена так называемая «пятичастная композиция», образованная из сочетания окон и ниш особой формы, перекрытых бровкой, которая впервые появилась в церкви Спаса на Ильине (1374), а затем использовалась обычно в крупных храмах (Рождества Богородицы на Михалице, Петра и Павла в Кожевниках). Но в данном случае эта интересная деталь, центр декоративной композиции, своеобразная формула архитектуры храма, упрощена и сокращена до трех элементов; похожая деталь существовала и на южном фасаде, но сейчас можно видеть лишь ее  контур в кладке.
Но главная особенность памятника – квадратная в плане первоначальная северная пристройка (притвор), которая ныне утрачена, но следы ее примыкания прослежены на стене церкви, а раскопками выявлен ее план. В ее центре располагался опорный столб, то есть это была самая ранняя в Новгороде (вероятно, и в России в целом) одностолпная палата, использовавшаяся, видимо, как трапезная. В связи с этим Иоанновский храм упоминается во многих обобщающих работах и учебниках по древнерусскому зодчеству, а его утраченный притвор считается первоосновой, источником всех одностолпных построек, в том числе многочисленных монастырских трапезных конца XV-XVI вв. Правда, характер сводчатой системы в притворе Воскресенского монастыря и в более поздних трапезных принципиально различается.
В 1672 г. последовала кардинальная перестройка церкви Иоанна Милостивого, пострадавшей в период шведского разорения. Были разобраны и сооружены в иных формах все верхние части – барабан, своды, арки. Были убраны столбы, хоры и каморы второго яруса, и интерьер приобрел зальный характер. Была сделана восьмискатная кровля, миниатюрный декоративный барабан и небольшая звонница. Притвор был понижен, а позднее разобран. Облик храма изменился до неузнаваемости.

Реконструкция и реставрация

Церкви Иоанна Милостивого (на переднем плане) и Воскресения.  Вид с севера до реставрации. Фото 1960 г. Воскресенский монастырь к началу XVIII в. обеднел и был упразднен в 1743 г., то есть еще до екатерининской церковной реформы. Каменные храмы переведены в разряд приходских. Они перестраивались в XVIII-XIX в., получили простейшие четырехскатные крыши. Крупные ремонтные работы были проведены силами новгородских музеев в 1939-1940 гг., но весьма низкого качества. В первой половине ХХ в. церкви бывшего монастыря выглядели неуклюже: с примитивными кровлями, как на обычных жилых зданиях, с несоразмерно маленькими главами, с поздними прямоугольными окнами, с частично утраченным декором.
Оба памятника серьезно пострадали в годы Великой Отечественной войны. В восточной стене собора были пробиты артиллерийские и пулеметные амбразуры, у западной стены устроен блиндаж, в стенах Иоанновской церкви появились большая пробоина и сквозные трещины, стены отклонились от вертикали. В 1960 г. рухнул свод с барабаном Воскресенского храма. Это ускорило начало реставрационных работ.
Исследования и разработка проектов реставрации были поручены молодому, но талантливому и перспективному архитектору Леониду Егоровичу Красноречьеву. Он провел тщательные изыскания, которые сопровождались многочисленными научными открытиями, проследил строительную историю памятников, обнаружил многие первоначальные формы, что позволило создать графические реконструкции обоих храмов. Проект реставрации ориентировался на период последних крупных перестроек: для собора – середина XVIII в., для церкви – 1672 г. Но при этом предлагалось раскрыть все более древние элементы, следы которых сохранились. Особенно большие раскрытия планировались на Воскресенском храме. Его северный фасад, обращенный к городу, практически полностью реставрирован в формах XV в., оставлено лишь одно позднее окно. Раскрыт богатый декор фасада, рельефно выявлено даже его древнее закомарное покрытие. Кровля восстановлена поздняя, воссоздание барабана не предусматривалось. Однако автор проекта предложил показать габариты и контур средневекового барабана в виде легкого металлического каркаса. И теперь эта объемная конструкция (которая, как мы знаем, раздражает многих новгородцев) служит отличительным признаком  памятника. Это явилось новым словом в методике реставрации и многими учеными отмечалось как интересная находка.
На Иоанновской церкви были реставрированы формы XVII в., в первую очередь восьмискатная кровля,  с раскрытием отдельных более ранних деталей.
Реставрация обоих памятников была закончена в 1963 г., весьма высоко оценена современниками и последователями. Крупнейший новгородский ученый, архитектор и специалист по методике реставрации Г.М. Штендер высоко отметил работу Красноречьева, особо выделяя глубокие исследования и тактичную, бережную реставрацию церкви Иоанна Милостивого. Однако в целом, как и на некоторых других отдаленных памятниках, реставрация была проведена в минимальных объемах, предельно экономно, поскольку понятно, что храмы вряд ли будут использоваться. Интерьеры не приведены в экспозиционный вид, исключены и некоторые работы на фасадах. В дальнейшем Красноречьев предполагал вернуться к этому ансамблю и полностью закончить весь реставрационный цикл, но не случилось. После окончания работ храмы действительно не использовались и ныне требуют ремонта или повторной реставрации. Для предотвращения вандализма пришлось заложить их дверные проемы и некоторые окна, так что сейчас внутрь попасть невозможно.
Подводя итог, отметим, что обе постройки содержат большой пласт информации об истории древнего Воскресенского монастыря и Новгорода в целом, развитии средневекового строительного дела и послевоенной архитектурной реставрации. Оба храма являются двуслойными памятниками, что подчеркнуто при восстановлении. Тем не менее они воспринимаются очень целостно и выразительно, составляя один из самых очаровательных ансамблей в окрестностях Новгорода.



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.