Ворота в город

31.01.2013

18 мая 1871 г. в Новгороде открылось железнодорожное сообщение.  Узкоколейка протяженностью 69 вёрст (73 км) связала наш город со станцией Чудово. 12 июня 1878 г. открыта ветка до Старой Руссы. В начале XX века приступили к проекту соединения Петербурга с Орлом (быки на Волхове – оставшаяся его часть): в 1916 г. ввели в эксплуатацию широкую колею и уложили линию Новгород-Луга, в 1926 – линию Новгород-Павловск.

Первый железнодорожный вокзал в Новгороде располагался в начале улицы Германа (бывшая Гужевая), был деревянным и построен на средства петербургского купца А.И.Варгунина. Во время войны здание сгорело.

В 1999 году здание железнодорожного вокзала со всем  комплексом служебных построек, павильонами и оградой было  поставлено на учет органами охраны памятников как «представляющие архитектурную, историческую  и иную художественную ценность». Фото победителя фотоконкурса «Ворота в город»  Максима Озерцова.21 января 1953 года был открыт вокзал. 60-летие новгородского вокзала – повод вспомнить страницы истории города, связанные с железной дорогой.
1 сентября 1944 года вышло постановление правительства «О мероприятиях по восстановлению города Новгорода», год спустя Совет Министров РСФСР утвердил Генплан послевоенного восстановления исторического города, которым предусматривалось, в частности «…перемещение пассажирского вокзала к западу на новое направление железнодорожной трассы…» и – «создание новой административно-общественной площади на магистрали, соединяющей вокзал с кремлем…» Разработала план мастерская академика А.В.Щусева, мечтавшего создать город-музей. Он же поддержал представленный в 1945 г. на конкурс проект новгородского вокзала профессора И.Г. Явейна. Доктор архитектуры, Игорь Георгиевич к тому времени был уже признанным авторитетом в сфере вокзальной архитектуры, по его проектам построены вокзалы в Москве, Курске, Новосибирске, других городах.
Скульптор Нина Прудникова и лепщица Анастасия  Круглова (на снимке)  после завершения работы над барельефом  Александра Невского.  7 ноября 1952 года. (Из семейного архива  Татьяны Абрамовой).Олег Явейн, профессор, кандидат архитектуры, сын Игоря Георгиевича: «Среди других работ, представленных на конкурс в основном в стиле классицизма и сталинского ампира, проект отца выделялся тем, что был обращен к архитектурным формам древнего Новгорода, которые выступали не просто в роли архитектурного оформления здания, а составляли основу его пространственной и образной структуры. Кроме того, принципиальным положением было то, что вокзал – многофункциональное сооружение. Здесь в сконцентрированном виде должно быть все, что есть в городе, он должен быть, как любил говорить И.Явейн, «вестибюлем города», его визитной карточкой, «воротами в город».
Инесса Зараковская, председатель президиума Новгородского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: «Сыновья Явейна, тоже архитекторы, передали нам копии рисунков, сделанных рукой отца. По ним видно, как создавался образ   вокзала, соединявшего архитектуру новгородских звонниц, монастырских врат и стен, рельефы ладьи. Например, на одном из рисунков часы расположены там, где сейчас барельеф Александра Невского, а в арке-звоннице, где сейчас часы, место было отведено колоколу. Смелое предложение Явейна было отклонено, но колокол тем не менее установили отдельно на стене, чтобы оповещать о прибытии поездов.
В результате пожара в 1992 году внутренние интерьеры вокзала утратили, средств на реконструкцию не было. Новгородское отделение ВООПИиК делало все возможное, чтобы сохранить комплекс этого уникального здания. Удалось это благодаря тому, что подключились сыновья Явейна, Никита и Олег, которые сохранили проект отца. По этому проекту велись восстановительные работы, и сегодня наш вокзал такой, как есть».
Валентина Захаркина, начальник управления архитектуры и градостроительства Новгородской области: «Здесь мастерски сочетаются традиции архитектуры Новгородской республики с новаторскими идеями начала XX века. Понимаешь, как непросто было защищать в то время такой проект. К сожалению, вокзал остается единственным зданием, созданным в исконно русских традициях новгородского зодчества. И знакомство с нашим городом туристов, гостей обязательно должно начинаться отсюда, потому что цельный образ города представлен здесь».
Клавдия Тетляшова, лепщица, работала на строительстве вокзала в 1950-52 гг.: « Мне и моим подругам по бригаде было тогда по 17-20 лет. Занимались лепниной внутри здания и на фасаде. Тогда, после войны, особенно материалов и инструмента, подъемных механизмов не было, своими руками все… Почему лепнина до сих пор хорошо держится? Секрета особого нет – смешивали алебастр, гипс и промытый речной песок…»
Проведенный нашей редакцией фотоконкурс «Ворота в город»   помог многим посмотреть на вокзал совершенно по-новому. Кроме того, благодаря Татьяне Абрамовой (ее родители строили вокзал), Ирине Соколовой и другим удалось собрать интересные фото из истории строительства вокзала, которые в будущем могут составить экспозицию. А пока из некоторых работ, представленных на фотоконкурс, РЖД подготовило стенды, посвященные вокзалу-юбиляру. Познакомиться с ними можно в зале ожидания.



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.