Здание с характером

28.03.2013

Есть в центре Новгорода здание с уникальной судьбой. Каждый раз, проходя мимо, невольно остановишься и залюбуешься его величественным фасадом, портиком  с колоннами, между которыми хорошо назначать свидание. Но здание, где когда-то устраивались пышные приемы самых именитых гостей города, как будто дремлет, вспоминая свою историю. Вы догадались, о каком здании идет речь? Именно – о доме Дворянского собрания.
Его история неразрывно связана с историей города.

Государственный заказ

Здание с характером 1Намерение построить в Новгороде здание Дворянского собрания первым высказал губернатор Суковкин, поручивший разработку проекта знаменитому петербургскому архитектору Константину Тону. В 1837 году Тон представил на утверждение детальные чертежи, согласно которым это здание планировалось построить на Софийской площади, слева от въезда в кремль. Проект Суковкину понравился и был утвержден. Но, увы, пролежал в канцелярии вплоть до 1841 года. Новгородский губернатор Зуров решил вернуться к строительству «дворянского дома» и предложил доработать проект Тона художнику Александру Макушеву. Правда, место расположения здания изменилось, и теперь его планировалось строить с южной стороны кремля.
Но и здесь зданию Дворянского собрания не суждено было стоять – выбранный участок размывали грунтовые воды. Новое место для дома было выбрано с учетом пожеланий тогдашнего губернского предводителя дворянства князя Александра Васильчикова. Здание должно было разделить Софийскую площадь как бы на две части – та, которая осталась позади дома, стала называться Сенной площадью.
Да и от первоначального проекта Тона с дополнениями Макушева мало что осталось, последний проект дома, по которому и велось строительство, был разработан петербургским архитектором Андреем Штакеншнейдером.
Здание, построенное тогда, значительно отличалось от существующего сегодня. Во-первых, оно было двухэтажное, выстроенное с использованием элементов классицизма и петровского барокко. Главный фасад украшали пять фронтонов, в которых располагались гербы Великого Новгорода, а также городов Новгородской губернии.
В книге Людмилы Секретарь «Дома, события, люди» дается подробное описание событий, проходивших в этом дворянском особняке в прошлом и нынешнем веках. Парадные залы были предназначены для дворянских депутатских собраний, а часть помещений приспособили для квартир губернского и уездного дворянства. Статья председателя губернской земской управы Фирсова в «Историческом вестнике» за 1910 год дает такое описание интерьера парадного зала: «Очередное собрание дворян заседало в красивом белом с золотом зале, украшенном большим, во весь рост, портретом царя-освободителя, в том зале, по которому его Величество шел в полонезе под руку с грациозной княгиней Мышецкой, а ея супруг, губернский предводитель дворянства, в лейб-гусарском мундире, имел счастье вести государыню Марию Александровну. Ея приветливая улыбка и ласковое обращение живо были памятны всем, кто находился в Новгороде во время этих празднеств» (имеются в виду торжества 1862 года, когда Российское государство праздновало свое тысячелетие). Великолепие здания, по мнению того же Фирсова, «для обедневшего Великого Новгорода даже роскошно».
Помимо дворянских собраний, в доме устраивались заседания общественного клуба Новгородского благородного собрания и Общества любителей древности, проходили спектакли, музыкальные вечера и концерты. Самым ярким событием  был ежегодный бал, куда съезжалась вся губерния. Отчеты с балов давались в газете «Новгородские губернские ведомости», и любопытные могли прочесть не только имена присутствующих на балах господ, но и описание бальных нарядов дам. 
Летом 1911 года в доме Дворянского собрания проходил ХV Всероссийский археологический съезд, в котором приняли участие почти все тогдашние светила российской истории и археологии: академики Лаппо-Данилевский, Соболевский, профессора Покровский, Шляпкин, Майков, Спицын и другие.
После Октябрьской революции здание ненадолго заняла губернская земская управа, но в декабре 1917 года председатель исполкома Совета рабочих и солдатских депутатов Валентинов-Абрамсон явился сюда с солдатами и арестовал почти всех представителей земства.
До войны в здании располагались различные советские учреждения и конторы. В Великую Отечественную войну Дворянское собрание хоть и пострадало, все же это одно из немногих сохранившихся строений в Новгороде. В 1950-е годы оно было  реконструировано архитектором Ефановой. Уничтожены фасадные «кокошники», надстроен третий этаж, пристроен колонный портал, и здание приобрело нынешний вид . Долгое время это здание служило новгородцам домом политпросвещения, здесь также располагался техникум электронной промышленности. Конечно, эти учреждения были в свое время важными и нужными, но все-таки столь парадное здание должно использоваться по-другому.
Несколько лет назад у дома Дворянского собрания началась новая жизнь. После реставрации здесь открыт Музей изобразительных искусств с превосходной коллекцией картин, в числе которых работы Брюллова и Айвазовского, Репина и Рериха, Коровина и Бенуа.
Кстати, в 2014 году Музей изобразительных искусств будет закрыт на реконструкцию. Ее проект  уже одобрен Министерством культуры, а деньги выделяет Всемирный банк реконструкции и развития. Реконструкция завершится в 2016 году.
До этого времени все коллекции музея переедут в хранилища. Но до 2014 года у новгородцев и гостей пока есть возможность полюбоваться живописью в залах музея.

 

Александровская семинария

Дворянское собрание, XIX в.  Иллюстрация предоставлена Александром ОРЛОВЫМНаряду с открытием начальных школ губернская земская управа в августе 1869 г. по инициативе её председателя Н.А.Качалова открыла в Колмове на территории психиатрической лечебницы, также переданной в  ведение земства,  мужскую учительскую школу (по статусу это была семинария – среднее учебное заведение) – одну из первых в России.  В других губерниях и   в столичных городах, Москве и Петербурге, семинарии появились позднее.
Новгородское земство с трудом отстояло своё право руководить школой и не передало её  Министерству народного просвещения. Предназначалась она  для  подготовки учителей  начальных школ в  сельской местности. Школу назвали в честь её покровителя наследника цесаревича Его Императорского Высочества – будущего императора  Александра III – Александровской. Для неё в один летний сезон 1869 г. построили двухэтажный деревянный дом по проекту известного петербургского архитектора   академика Ф. Харламова. Фасады были обильно украшены пропильной резьбой в «русском» стиле. Это модное в то время направление в архитектуре отличалось подражанием народному  искусству.
В первый год приняли 20, в следующий – 40, в 1871 – ещё  40 воспитанников. Рядом с учебным корпусом построили деревянный двухэтажный дом для начальной школы, где проходили практику будущие учителя. Семинарию возглавил барон М.О. Косинский. В неё первоначально принимались преимущественно крестьянские дети.  Для них обучение и содержание было бесплатным. Учащиеся из других сословий платили в год 75 рублей. Многие получали от губернской или уездных земских управ стипендии, в том числе именные: князя А.И.Васильчикова, Н.А.Качалова и другие. По уставу срок обучения устанавливался в три года.
Кроме изучения общеобразовательных предметов будущие учителя получали навыки столярного ремесла и огородничества. В 1872 г. ввели уроки игры на скрипке. Опыт обучения токарному ремеслу в 1870г. оказался неудачным. Стипендиаты были обязаны после окончания учебного заведения прослужить в школах Новгородской губернии 3 года или выплатить половину истраченной на их обучение суммы. Школа по первому уставу 1866 г. являлась закрытым заведением. Учащиеся жили при школе под постоянным надзором воспитателей. 
Сразу же обнаружились сложности: недостаточный срок обучения, разная степень подготовленности принятых в семинарию учеников, удалённость её  от города. В семинарию поступали после окончания разных учебных заведений: гимназий, городских, реальных и начальных училищ с разным уровнем подготовки. Встал вопрос о необходимости подготовительного класса, который и был открыт в 1871 г. Обучение одного ученика земству обходилось в 2000 рублей.
На торжественном вечере, посвященном первому выпуску учителей в 1873 г., председатель губернской земской управы Н.Н.Фирсов сказал, обращаясь к выпускникам: «Вы должны оправдать ожидания школы, ожидания земства, создавшего школу. Вы первые народные учителя, выпущенные из земской учительской школы, – это, можно сказать, первый выпуск народных учителей в России». Фирсов пообещал, что и в будущем земство не оставит выпускников и будет приглашать их в школу и делиться опытом.
В 1873  г. земство утвердило новый проект, который предусматривал превращение школы в открытое учебное заведение с размещением учеников по частным квартирам и переводом его в город. По новому уставу  1875 г. вводились вступительные экзамены и расширялась учебная программа. Доступ в школу открыли для всех сословий. Если в 1869 г. приняли только 21 ученика из крестьянского сословия, то в 1879 г. из 294 учащихся  199 происходили из крестьян, 41– из духовного звания, 24 – из мещан и купцов, 11 – из военных, 18 – из чиновников и 1 дворянин.
Школу перевели в здание Дворянского собрания на Софийской площади. Для практических занятий городская дума на средства города устроила на Софийской стороне городское приходское училище, которое размещалось в двухэтажном каменном доме напротив рыночной площади за Дворянским собранием.
За первые 12 лет работы школа выпустила 172-х учителей. Из них 128 трудились в начальных школах Новгородской губернии. Несколько выпускников окончили Санкт-Петербургский университет и работали в городских училищах. В школе регулярно устраивались курсы для учителей сельских школ.
25  июля 1882 г. в здании Дворянского собрания при активном участии  директора и преподавателей школы  состоялся съезд сельских учителей. На его открытии директор школы В.В.Руднев  заметил: «Каждый сельский учитель мне представляется путником, одиноко бредущим по глухой непроторённой дороге. Легко представить ту радость, с какой встречает он на пути такого же горемыку, с которым можно отвести душу».
Сельские учителя находились  в трудном материальном положении: они получали маленькую зарплату, не обеспечивались пенсиями и пособиями в случае болезни. Это был поистине подвижнический труд. И только благодаря этим учителям в конце XIX в. земству удалось поставить вопрос о введении в России всеобщего начального образования. На съезде присутствовало 68 учителей, в том числе и бывшие ученики Александровской школы. В 1883 г. прошёл 2-й съезд сельских учителей.
По данным 1884-1885 гг. 39% всего учительского состава Новгородской губернии составляли выпускники Александровской учительской школы. Она просуществовала до 30 мая 1890г, выпустив за 21 год работы 272 учителя начальных школ.

Людмила СЕКРЕТАРЬ

Фото Анны БОЧАРОВОЙ



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.