«…На стенах режуть»

06.06.2013

В Никольском соборе (Ярославово дворище) работает выставка «Рисунки-граффити в новгородских памятниках XI – XIV вв.». Это первая из серии выставок к 900-летию Никольского собора. Фотовыставка знакомит посетителей с небольшой, но наиболее яркой частью богатого изобразительного материала, сохранившегося на стенах новгородских храмов.

Вот такие рожицы встречаются  на стенах новгородских храмов.  Но подождите возмущаться! Этим рисункам без малого пять столетий! В новгородских храмах граффити появляются преимущественно с XI по XV вв., после чего встречаются значительно реже. Этот обычай был настолько широко распространен среди всех слоев общества, вплоть до церковнослужителей, что нашел отражение в юридических документах: в числе других преступлений церковный суд наказывал тех, кто «крест посекають, или на стенах режуть». Первые надписи и рисунки были выявлены в Софийском соборе в конце XIX в. В послевоенные десятилетия в процессе реставрационных работ граффити были обнаружены во многих других памятниках, но больше всего их зафиксировано в церквах Спаса на Нередице, Успения на Волотове и Феодора Стратилата на Ручью.
Новгородские графические изображения выполнялись как обычными прихожанами, взрослыми и детьми, так и профессиональными художниками. Встречаются и примитивные контурные человеческие изображения, напоминающие рисунки средневекового новгородского мальчика Онфима, и тщательно вырисованные, сравнительно редкие, изображения святых, имеющие иконографическое сходство с книжными иллюстрациями.
Рисунки процарапаны на стенах, столбах, оконных проемах, по ходу лестниц. Они заполняют фоны, нижние декоративные панели, но практически никогда не затрагивают фигуры святых или сюжетные композиции. Абсолютно достоверная интерпретация большинства изображений практически невозможна, за исключением тех, которые имеют пояснительные надписи.
Многочисленные рисунки-граффити разнообразны по содержанию. В церкви Спаса на Нередице обнаружены изображения человеческих фигур с островерхой головой — предположительно, в головном уборе, например, в клобуке. Не-обычен сюжет, представляющий тщательно прорисованных всадников с копьями, в шлемах с перьями, напоминающих западноевропейские средневековые доспехи. При восстановлении церкви Успения на Волотове был найден кирпич с рисунком, запечатлевшим фигуры трех воинов в парусно-весельном корабле. Такого рода граффити свидетельствуют об интенсивных связях средневекового Новгорода с европейскими странами.
Весьма многообразны граффити, изображающие животных и птиц: одни являются символами добра, воскресения и бессмертия — кони, павлины, петухи; другие олицетворяют зло и дьявольские силы. В церкви Спаса на Нередице сохранилось изображение чудовищной птицы, возможно, грифона, с торчащей из ее пасти рукой грешника, что, очевидно, связано с предсказаниями о Страшном Суде и воскресении мертвых. Символами борьбы с соблазнами и грехами можно считать рисунки животных, кусающих собственные хвосты.
Самыми многочисленными являются всевозможные вариации крестов – от примитивных четырёхконечных до голгофских, с орудиями Страстей или прихотливо декорированных. Вероятно, некое сакральное значение имеют и нацарапанные на стенах буквы, тщательно вырисованные и воспроизводящие инициалы рукописных книг. Многократно встречающаяся орнаментированная буква «Б» может означать начальную букву в словах «Бог» или «Богородица». «S» — «зело» — возможно, означает зло, завязанное на себе узлом, т.е. укрощенное.

Сергей ШУМИЛОВ



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.