Чёрно-белая археология

06.06.2013

Еще один законопроект получил, наконец, развитие: 21 мая Госдума РФ приняла в первом чтении Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии».

Чёрно-белая археология 1Проект направлен на совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы сохранения археологического наследия. Факты незаконных раскопок на объектах археологического наследия, незаконного оборота археологических предметов и коллекций зафиксированы на всей территории России, однако судебные решения, устанавливающие уголовную и административную ответственность за данные правонарушения, единичны.
Законопроект предусматривает внесение соответствующих изменений в Закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Законопроектом уточняется понятие «археологического предмета», которое позволит определить его принадлежность к системе культурных ценностей и будет способствовать созданию механизма правового регулирования оборота и охраны указанных предметов.
Предусмотренные законопроектом изменения Уголовного кодекса  выделяют объекты археологического наследия, особо ценные объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), а также историко-культурные заповедники в качестве самостоятельных объектов уголовно-правовой охраны и увеличивают пределы санкций за их уничтожение или повреждение до 6 лет лишения свободы. Уголовная ответственность устанавливается также за повреждение культурного слоя вследствие проведения археологических работ с нарушением установленного порядка и уклонение от передачи обнаруженных археологических предметов государству.
Законопроектом предусмотрено ужесточение наказания за административные правонарушения в сфере археологии для граждан, должностных и юридических лиц. В частности, повышение пределов санкций в виде штрафов за невыполнение требований к сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) или выявленного объекта культурного наследия, к содержанию и использованию указанных объектов культурного наследия.
Предлагается установить административную ответственность за ведение археологических раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), с использованием металлоискателей и других специальных технических средств поиска или землеройных машин.
Указанная мера позволяет ввести административную ответственность за незаконное использование металлоискателей и при этом разграничить основания для привлечения к уголовной ответственности (ч. 2 ст 243) УК РФ) и административной ответственности (ч. 2 ст. 7.15 КоАП РФ).
За незаконные археологические раскопки с использованием металлоискателей предлагается установить административную ответственность. Основанием для привлечения к уголовной ответственности является факт повреждения или уничтожения культурного слоя.
Также административную ответственность предлагается установить за незаконный оборот археологических предметов.
Законопроектом предлагается ввести в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» норму, регулирующую порядок проведения работ по выявлению, изучению и сохранению объектов археологического наследия. При этом устанавливается, что документом, подтверждающим право на проведение археологических полевых работ, является разрешение (открытый лист), выдаваемый физическим лицам федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук.
Порядок выдачи открытых листов, приостановления и прекращения их действия устанавливается Правительством РФ. При этом необходимым условием является принятие на хранение в архивный фонд РАН научных отчетов о выполненных заявителем археологических полевых работах.
Согласно законопроекту разрешение (открытый лист) выдается только физическим лицам, что соответствует мировой практике организации деятельности по ведению археологических раскопок. Вместе с тем законопроект не ограничивает форму собственности юридических лиц, работник которых вправе получить данный документ.
Ожидается, что принятие законопроекта будет способствовать комплексному сохранению археологического наследия России, предотвращению незаконного оборота археологических предметов.

* * *

Тем временем в Великом Новгороде начался очередной, 81-й  археологический сезон, как всегда сулящий нам новые находки и научные открытия. По уже 40-летней традиции основные работы будут сосредоточены на так называемом Людине конце средневековой части города, на Троицком раскопе. Здесь впервые с 2001 года будет заложен новый, 15-й по счёту раскоп, расположенный вдоль трассы древней Черницыной улицы. Общая площадь исследований вместе с прошлогодними прирезками составит ок. 540 кв. м, что для городских археологических раскопок весьма серьезно.

В 2011 году за уничтожение и повреждение объекта культурного наследия (ст. 243 УК РФ) в Новгородской области осуждено два гражданина, за ведение археологических разведок или раскопок без разрешения (ст. 7.15 КоАП РФ) привлечено 27 правонарушителей.

Сергей ТРОЯНОВСКИЙ

Фото Анны БОЧАРОВОЙ




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.