Сбербанк: взгляд в завтра

На столе управляющего Новгородским отделением Сбербанка России Дмитрия Жорова лежит известный в финансовых кругах бестселлер «Банк 3.0». Автор, основатель и генеральный директор нью-йоркского Movenbank, первого в мире мобильного розничного банка, размышляет о будущем розничных банков и банковских технологий. Каким должно быть будущее банка и как Сбербанк уже сегодня строит это будущее — об этом наше очередное интервью с управляющим Новгородским отделением Сбербанка Дмитрием Жоровым.

– Дмитрий Васильевич, Вы почерпнули для себя что-то новое из этой книги Бретта Кинга?
– Скорее, убедился еще раз в насущной необходимости развития мобильных технологий. Президент Сбербанка Герман Греф недавно говорил, что, если мы не будем развивать современные технологии, мобильный банкинг, конкуренция с мировыми банками будет проиграна. Через 10-20 лет (а скорее всего раньше) клиент банка будет совершать все финансовые операции в режиме онлайн, и Сбербанк хочет предугадать этот запрос, уделяя большое внимание развитию мобильных платформ.
– Сколько новгородцев уже сегодня предпочитают проводить переводы, платежи и другие банковские операции вне офисов банка?
– По нашей статистике, 90% всех операций осуществляется уже в удаленных каналах. Только десятая часть операций проводится в офисах банка. И эта доля будет уменьшаться.
Активно развивается услуга «Мобильный банк». Наши клиенты не только получают информацию о состоянии счета – около 100 тысяч человек в Новгородской области уже совершают платежи и переводы с помощью sms-сообщений. Тем более что сервисы в мобильном банке продолжают улучшаться – например, теперь, зная только номер сотового телефона человека и то, что у него есть карта Сбербанка, привязанная к этому номеру, мы можем ему перевести деньги.
Недавно Сбербанк вышел со своими сервисами в социальные сети.  Для вас, возможно, станет удивлением, но у нас в России объем трафика в соцсетях, по некоторым данным, уже сейчас ежемесячно составляет около 400 млн рублей. Если есть такой рынок, то там должны появиться и операторы.
Выход Сбербанка в социальные сети важен и потому, что молодое поколение уже рассматривает мир только в контексте интернет-технологий, и мы должны отвечать на потребительские вызовы.
– В условиях, когда клиенты станут все более активно проводить операции самостоятельно через интернет, как будут развиваться банковские офисы?
– Мы продолжаем программу переформатирования наших офисов, в этом году новый формат обрели 9 офисов в Новгородской области, и сейчас у нас уже 23 переформатированных офиса.
В обновленных офисах взаимодействие сотрудника банка и клиента происходит в основном в формате сидя-сидя, т. е. когда и клиент, и сотрудник банка сидят, что, несомненно, намного комфортнее и удобнее. Появляются новые технические удобства, которых не видят клиенты, но это улучшает скорость производственного процесса.
В офисах, которые будут открываться в дальнейшем, мы планируем предусмотреть такие вещи, как устройства для заряда сотовых телефонов, которые будут вмонтированы в наши стены. Это дополнительное удобство для клиента.
Новинка и общебанковский тренд – региональные мотивы в оформлении интерьеров наших офисов. Образы города, в котором живешь, который знаешь и любишь, делают офисы, на мой взгляд, намного интереснее, уютнее для клиентов. Предлагаю заглянуть в офис банка на Федоровском Ручье, недавно открытый после переформатирования.
До конца года мы, как я уже говорил ранее, запустим туристический офис на Большой Московской улице, у Ярославова Дворища, который будет оформлен с акцентом на новгородскую регионалистику и ориентирован на туристов. Сейчас там полным ходом идут ремонтные работы. Так что в январские каникулы и гости города, и новгородцы смогут оценить новый офис.
– Хочу вернуться к важной теме, о которой мы говорили и в прошлый раз, – ипотека. Как чувствует себя в конце года рынок ипотечного кредитования?
– Объемы выдачи ипотечных кредитов в нынешнем году у нас увеличились более чем на 30%, и положительная динамика сохраняется. За 9 месяцев года при финансовой поддержке Сбербанка почти 1000 семей только в Великом Новгороде получили возможность улучшить свои жилищные условия. Общая сумма выданных ипотечных кредитов составила более 1 млрд 800 млн руб, из них более 1,5 млрд руб. – в Великом Новгороде.
Наши жители чувствуют уверенность в завтрашнем дне и, не опасаясь, берут жилищные кредиты, чтобы улучшить качество жизни.
– Во второй половине года Сбербанк запустил несколько интересных страховых решений, в частности, страхование заемщика от недобровольной потери работы. Таким образом банк берет на себя страховую защиту клиента, заменяя страховые компании?
– Страхование заемщиков от недобровольной потери работы – удобная и очень важная вещь, позволяющая снизить риски заемщика при заключении кредитного договора. В случае, если клиент не по своей воле покидает компанию, где работает (сокращение либо иная причина, от него не зависящая), страховая компания в течение 4 месяцев будет вносить за застрахованного платеж. Заемщик за это время должен найти новую работу и дальше платить кредит.
На сегодня уже больше половины новых заемщиков делают выбор в пользу такого страхования. Оформить договор страхования можно прямо в офисах банка.
У нас появились пакетные страховые решения – например, пакет «Глава семьи» или «Защита близких». По продукту «Глава семьи» можно приобрести финансовую защиту как от ухода из жизни, так и от постоянной утраты трудоспособности – наступления инвалидности. Если наступает страховой случай, семья получает выплату до полутора млн руб., а если это авиа- или железнодорожная авария – дополнительно еще 1 млн руб. Что касается полиса «Защита близких», то на выбор клиента он может застраховать своих родителей, детей или супруга от травм, а сам автоматически становится застрахован от ухода из жизни вследствие несчастного случая.
Мы начали активно продвигать эти коробочные страховые решения в третьем квартале, но уже более 2 тысяч жителей Великого Новгорода оценили их доступность и уникальность и оформили договоры страхования. Быстро продающийся, очень удобный страховой полис обеспечивает надежную финансовую защиту.
Активно востребован такой продукт, как страховой полис по защите банковской карты от возможного мошенничества и утраты. Клиент сам выбирает сумму, которую он хочет защитить, и, покупая полис, все свои карты Сбербанка обеспечивает защитой.
Добавлю, что данные продукты разработаны и реализуются лидерами страхового рынка, в том числе собственной страховой компанией Сбербанка, и их стоимость в полтора-два раза ниже, чем сопоставимые пакеты в других страховых компаниях. Наше сотрудничество выгодно и клиенту – придя в одну точку, он получает и банковские услуги, и страхование. Новые страховые продукты предлагаются во всех офисах банка.
– Недавно вы открыли кафедру Сбербанка в НовГУ. Чем важен для банка этот факт?
– Для Сбербанка это возможность получения хорошего внешнего кадрового резерва, потому что ребята будут в течение года еженедельно встречаться с нашими руководителями, бывать в банке. Часть занятий будет проходить у нас, здесь. Такой формат обучения будущих коллег даст нам шанс рассматривать их как претендентов на должности более высокого уровня – кредитный инспектор, менеджер по работе с юридическими лицами крупного и среднего бизнеса.
Я очень рад, что руководство НовГУ с большой радостью откликнулось на наше предложение. Мы рассчитываем на то, что в будущем эта кафедра при нашей активной помощи преобразуется в выпускающую кафедру «Банковское дело».
– Управляющий отделением банка будет читать лекции студентам?
– Обязательно. Я расскажу о стратегии Сбербанка.
– Скоро Новый год. Чем порадует Сбербанк клиентов?
– Одна новогодняя акция у нас уже идет – для тех, кто оформит  ипотеку в период до 16 января, Сбербанк предоставляет возможность получения скидок у наших партнеров при приобретении мебели, бытовой техники и других важных для новосела товаров.
Думаю, это не последняя новогодняя акция. Будут и другие. Сбербанк любит делать приятные подарки своим клиентам.

Людмила САВЕЛЬЕВА