За кулисами
Иногда хочется заснуть и окунуться в мир фантазий, в котором ты можешь быть кем угодно, но только не самим собой. Такая возможность чаще всего выпадает профессиональным актерам. А что делать, если ты дизайнер, учитель, программист или школьник?
Тогда вам в «Театр-24», в котором ровно за сутки надо написать сценарий и поставить спектакль. Такой необычный проект провели библиотека «Читай-город» и Елизавета Мусатова.
Всё началось. Суббота. Восемь часов вечера
В библиотеке «Читай-город» собрались 12 не знакомых друг с другом будущих сценаристов. Жеребьевкой они поделились на команды по три человека и начали писать. Тема у всех одна – это цитата «Дурацкий выдался день. Дурацкий день дурацкого месяца дурацкого года». (Прим. ред. — книга «Хроники заводной птицы» Харуки Мураками). Эта фраза должна прозвучать в каждом сценарии хотя бы один раз. Например, Илоне Обуховой повезло. В ее команде оказалась знакомая девушка, с которой они летом занимались в литературной школе «Пиши», поэтому опыт в написании текстов уже был. «Мы сразу выбрали место действия – это замкнутое пространство, герои сидят за столом. Затем придумали ситуацию и самих героев. В процессе написания наши персонажи менялись в зависимости от диалогов. Например, главная героиня Роза должна была быть деревенской девушкой, а стала еврейкой», — эмоционально рассказывает Илона. В итоге получилась история о людях, которые провели вместе детство. Они встречаются на дне рождения главной героини спустя 20 лет и начинают вспоминать случаи из прошлого. И в конце раскрывают тайну одного из присутствующих.
Утро, воскресенье, десять часов.
Колледж искусств им. Рахманинова
Будущие режиссеры театральных постановок Дарья Маевская, Ольга Панаётова, Станислав Сумароков и Яна Лебедева с Антоном Логиновым тянут жребий на сценарий и выбирают актеров среди людей, которых видят впервые. Девушек большинство, поэтому кому-то выпадет играть мужскую роль. Остается чуть меньше 10 часов на заучивание слов, поиск реквизита, подборку музыки, оформление декораций и генеральную репетицию на сцене. Но никто не показывает волнения, а наоборот, полны энтузиазма, идей, энергии и позитива.
«Я немного картавлю. это ничего?» – смущается девушка, которой предстоит сыграть цветочницу.
«Конечно, нет! Мы поставим музыку Эдит Пиаф, и ты будешь выглядеть, как настоящая француженка», – тут же придумывает Яна, режиссер «Нюансов счастья».
А в это время в другой команде:
– Нельзя сидеть спиной. Мы должны быть, как «Тайная вечеря».
– А ругаться можно?
– Нельзя, нельзя!
Пока режиссеры репетировали с актерами, реквизиторы бегали по городу в поиске нужных вещей – от смешных тапочек в виде животных до крыльев ангела. Какая будет одежда, музыка и декорации – всё это зависело от них. По словам Анны Пануриковой, которая стала костюмером и гримером в спектакле «Фатум», самое интересное не результат, а процесс, то, что происходит за кулисами. «Проект учит людей быть оперативными. Надо быстро найти реквизит, запомнить слова и хорошо выступить. В нашей команде нет ни одного профессионального актера. Самому старшему 31 год, он преподает дизайн в университете, а самой младшей актрисе 15 лет, она еще учится в школе. Для всех нас это новый опыт, знакомства и возможность избавиться от комплексов», – говорит она.
Вечер. 24 часа спустя
В зрительном зале все меньше свободных мест. Кто-то пришел поддержать своих детей и внуков, кто-то узнал о представлении через афиши, которые раздавала на улице PR-группа проекта, а кто-то прочитал новости в газете и в Интернете.
Занавес поднялся. Аплодисменты начали нарастать, а зал стал наполняться смехом и улыбками. Все 4 спектакля по 15 минут прошли на одном дыхании. В самом конце зрители выбрали лучший, по их мнению, спектакль, с помощью конфет для голосования. Победителем стала постановка Ольги Панаётовой «Сатья». Главный герой, не глядя, подписывает договор говорить только правду целый день. Он ссорится с женой, увольняется с работы, но в итоге чувствует легкость и свободу оттого, что не надо больше врать.
Это был интересный день, с интересными людьми. Когда можно будет поучаствовать в следующий раз в «Театре-24», пока неизвестно. Но уже в октябре состоится новый проект Елизаветы Мусатовой «Живая библиотека».
Прямая речь. Организатор проекта Елизавета Мусатова: «У нас каждый раз опасение, как проект пройдет, потому что человеческий фактор не предсказуем. Мы рассчитывали, что придет человек 20, поэтому сделали ограничение 4-5 ролей в одном спектакле. Но не ожидали, что будет такой большой отклик, что даже на всех ролей не хватило. Это добровольный проект. Все деньги уходят на аренду зала, реквизит и кофе. Прописывали проект как разовое мероприятие, но, возможно, сделаем его ежегодным событием.
Надежда ГОЛУБЕВА