Пёс, который писал, что хотел

24.10.2013

Новгородский театр для детей и молодёжи «Малый» открыл новый сезон премьерным спектаклем «Дневник фокса Микки» по мотивам одноимённого произведения Саши Чёрного. История спектакля – история фокса, нежного, непоседливого, весёлого, доброго, талантливого щенка. Саша Чёрный мыслит Микки настоящим человеком, в чём-то даже выдающимся, обладающим чутким и доверчивым сердцем (не у всякого из нас есть такое) и разнообразными умениями (танцы и сочинение стихов).

Пёс, который писал, что хотел 1Примерно в то же время (1925 год) Михаил Афанасьевич Булгаков написал своё «Собачье сердце», произведение, форму которого позже отчасти повторит Чёрный – монолог пса, обращающегося к читателю с рассказом о своей жизни, что особенно важно – от первого лица. Но, если монолог Шарика выполняет второстепенную, вспомогательную роль, благодаря которой Булгаков получает возможность развивать сюжет и описывать нравы постреволюционной России, то в случае с текстом Саши Чёрного всё принципиально по-другому. Микки, «цуцик» (как называет его хозяйка Зина), образно и лирично выдаёт нам лишь самые важные эпизоды щенячьих будней.
В спектакле режиссера Надежды Алексеевой фокс Микки обращается напрямую к зрителям. Герой актера Алексея Коршунова пытается найти понимание, любовь и дружбу у своих домашних – в конце представления он, конечно, добивается своего, но только зрители с самого начала и до конца спектакля восхищались невиданными талантами «цуцика», жалели его, сопереживали.
Одно из главных действующих лиц дневниковых записей Микки – девочка Зина, его хозяйка. Героиня актрисы Кристины Машевской по-своему любит щенка, когда он потерялся – тоскует по нему, но иногда и мучит (чего стоят длиннющие накладные ногти, которые Зина прицепила к лапкам резвого фокса).
Двух лучших друзей, которые поразительным образом могут спокойно разговаривать (на человечьем ли, на собачьем ли языке) друг с другом, окружает большое общество: семья, дворня, отдыхающие на курорте люди. Одновременно на сцене находятся девять актёров, которые, уже в свою очередь, исполняют роли нескольких героев. Почему же тогда спектакль воспринимается без труда и какой-либо путаницы?
Безусловно, в этом заслуга сценографии постановки, механизмы которой чётко и подробно проработаны (художник Игорь Семенов). Изобразительно-пластический образ спектакля продуман и выстроен в соответствии с общим духом произведения Саши Чёрного. Режиссер Надежда Алексеева мастерски перенесла на театральную сцену атмосферу Серебряного века, на которой зиждется повесть.
А главное – все перечисленные культурные пласты и аллюзии могут усваиваться детьми (а спектакль предназначен для детей старше семи лет) вообще без каких-либо проблем. Доступность и ненавязчивость театрального языка – основные достоинства спектакля.

Анна БАРДИНА




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.