Пёс, который писал, что хотел
Новгородский театр для детей и молодёжи «Малый» открыл новый сезон премьерным спектаклем «Дневник фокса Микки» по мотивам одноимённого произведения Саши Чёрного. История спектакля – история фокса, нежного, непоседливого, весёлого, доброго, талантливого щенка. Саша Чёрный мыслит Микки настоящим человеком, в чём-то даже выдающимся, обладающим чутким и доверчивым сердцем (не у всякого из нас есть такое) и разнообразными умениями (танцы и сочинение стихов).
Примерно в то же время (1925 год) Михаил Афанасьевич Булгаков написал своё «Собачье сердце», произведение, форму которого позже отчасти повторит Чёрный – монолог пса, обращающегося к читателю с рассказом о своей жизни, что особенно важно – от первого лица. Но, если монолог Шарика выполняет второстепенную, вспомогательную роль, благодаря которой Булгаков получает возможность развивать сюжет и описывать нравы постреволюционной России, то в случае с текстом Саши Чёрного всё принципиально по-другому. Микки, «цуцик» (как называет его хозяйка Зина), образно и лирично выдаёт нам лишь самые важные эпизоды щенячьих будней.
В спектакле режиссера Надежды Алексеевой фокс Микки обращается напрямую к зрителям. Герой актера Алексея Коршунова пытается найти понимание, любовь и дружбу у своих домашних – в конце представления он, конечно, добивается своего, но только зрители с самого начала и до конца спектакля восхищались невиданными талантами «цуцика», жалели его, сопереживали.
Одно из главных действующих лиц дневниковых записей Микки – девочка Зина, его хозяйка. Героиня актрисы Кристины Машевской по-своему любит щенка, когда он потерялся – тоскует по нему, но иногда и мучит (чего стоят длиннющие накладные ногти, которые Зина прицепила к лапкам резвого фокса).
Двух лучших друзей, которые поразительным образом могут спокойно разговаривать (на человечьем ли, на собачьем ли языке) друг с другом, окружает большое общество: семья, дворня, отдыхающие на курорте люди. Одновременно на сцене находятся девять актёров, которые, уже в свою очередь, исполняют роли нескольких героев. Почему же тогда спектакль воспринимается без труда и какой-либо путаницы?
Безусловно, в этом заслуга сценографии постановки, механизмы которой чётко и подробно проработаны (художник Игорь Семенов). Изобразительно-пластический образ спектакля продуман и выстроен в соответствии с общим духом произведения Саши Чёрного. Режиссер Надежда Алексеева мастерски перенесла на театральную сцену атмосферу Серебряного века, на которой зиждется повесть.
А главное – все перечисленные культурные пласты и аллюзии могут усваиваться детьми (а спектакль предназначен для детей старше семи лет) вообще без каких-либо проблем. Доступность и ненавязчивость театрального языка – основные достоинства спектакля.
Анна БАРДИНА